№16-3449/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 15 июля 2021 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Юшкова Владимира Юрьевича на вступившие в законную силу постановление №59172025800100500002 начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 03 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Труд» Юшкова Владимира Юрьевича,
установил:
постановлением №59172025800100500002 начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, решением судьи Пермского краевого суда от 03 марта 2021 года, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Труд» Юшков В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Юшков В.Ю. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица административного органа и судебными актами, вступившими в законную силу, приводит доводы об их незаконности, просит об их отмене и прекращении производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятого по делу решения не нахожу.
Подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктом «а» и «б» пункта 6 настоящей статьи.
Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт «б» пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ).
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, генеральный директор ООО Агрофирма «Труд» Юшков В.Ю. допустил совершение обществом валютной операции с нарушением валютного законодательства, выразившееся в том, что 27 декабря 2018 года ООО Агрофирма «Труд» осуществило выплату заработной платы <данные изъяты>, который является гражданином <данные изъяты> и который является нерезидентом, посредством выдачи наличных денежных средств в размере 3 000 рублей, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», стали достаточным основанием для составления в отношении генерального директора ООО Агрофирма «Труд» Юшкова В.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Юшков В.Ю., занимающий на основании решения общего собрания участников ООО Агрофирма «Труд» от 23 сентября 2013 года должность генерального директора общества, и который согласно представленным полномочиям обладает организационно-распорядительными и хозяйственными функциями, при этом, имеет право действовать без доверенности при осуществлении деятельности по управлению обществом, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
Таким образом, Юшков В.Ю. совершил действие, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований в области осуществления валютных операции с нерезидентами при выплате последним заработной платы через банковские счета, открытые в уполномоченных банках, свои должностные обязанности не выполнил.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, содержащимися в протоколе об административном правонарушении от 05 октября 2020 года (л.д. 41-44), трудовым договором от 20 сентября 2018 года с уведомлением о заключении трудового договора (л.д. 67-72), актом проверки соблюдения валютного законодательства от 14 сентября 2020 года (л.д. 22-25), справкой о проведенной проверки соблюдения требований валютного законодательства от 09 сентября 2020 года (л.д. 18-21), а также иными доказательствами, содержание которых подробно приведено в судебных актах.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа, а также судьи городского и краевого судов при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности Юшкова В.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Юшков В.Ю., давая оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам, связанным с событием административного правонарушения, обращает внимание на то, что он не является субъектом вмененного административного правонарушения, при этом, представленные в материалы дела доказательства свойством допустимости не обладают, поскольку при проведении внеплановой проверки налоговым органом были грубо нарушены требования федерального закона №294-ФЗ.
Между тем, данные доводы, фактически направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств, были предметом тщательной проверки при пересмотре дела нижестоящими судебными инстанциями, и обоснованно, с приведением надлежащих мотивов, были отклонены. Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанции, которые, в свою очередь основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего общественные отношения и обязательства субъектов данных отношений в области соблюдения требований валютного законодательства, в данной части не имеется.
Анализ представленных в дело доказательств не свидетельствует о том, что в деянии Юшкова В.Ю. отсутствует состав вмененного административного правонарушения; материалами дела объективная и субъективная стороны вмененного правонарушения полностью подтверждены. Платежная ведомость №398/786 от 27 декабря 2018 года, по которой была выдана заработная плата <данные изъяты>., подписана Юшковым В.Ю., что свидетельствует о том, что последнему было известно о выплате работнику-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, при этом каких-либо мер по устранению нарушений Юшков В.Ю. не предпринял.
Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных в акте проверки соблюдения валютного законодательства от 14 сентября 2020 года, не имеется. Данное доказательство получено в рамках установленной законом процедуры, в целях выявления и оценки действий должностного лица по соблюдению требований валютного законодательства при осуществлении расчетов, выплаты заработной платы сотруднику, не являющемуся резидентом. Указанный акт проверки по своей форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, и, с учетом положений статьи 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он обоснованно признан допустимым доказательством по делу. Анализ формы и содержания акта проверки разумных сомнений в допустимости и достоверности его как доказательства не порождает.
Ссылки автора жалобы о нарушении требований федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении налоговым органом внеплановой проверки деятельности общества, безосновательны, поскольку по смыслу и прямому указанию данного закона, в частности части 3.1 статьи 1, следует, что положения данного федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении валютного контроля.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что Юшков В.Ю. имел возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом без участия Юшкова В.Ю., извещенного о совершении данного процессуального действия надлежащим образом. Копия протокола об административном правонарушении была направлена Юшкову В.Ю. в установленном порядке.
В постановлении должностного лица по делу об административных правонарушениях содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобам судьями районного и краевого судов дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют положениям части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление №59172025800100500002 начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 03 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Труд» Юшкова Владимира Юрьевича, оставить без изменения, жалобу Юшкова Владимира Юрьевича – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.