Дело №2-2057/2023
УИД 59RS0004-01-2023-001230-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Гладковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Матулис А.Д.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г.Перми Худяковой Е.В.,
представителя ответчика Территориального управления Росимущества в Пермском крае – Домнышева Я.А.,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю – Лазарева С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести защитное сооружение в соответствии с нормативными требованиями,
у с т а н о в и л:
Лысьвенский городской прокурор Пермского края, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести защитное сооружение в соответствии с нормативными требованиями.
В обоснование исковых требований указано, что Лысьвенской городской прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере гражданской обороны, собственности, в результате которой установлено наличие на территории городского округа защитного сооружения гражданской обороны, в отношении которого мероприятия по контролю за сохранностью и поддержанию в надлежащем состоянии не осуществляются. На территории ООО «Хлебокомбинат» по адресу: <Адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны, которое включено в реестр МЧС России защитных сооружений под инвентаризационным номером №. Защитное сооружение гражданской обороны расположено на огороженной территории земельного участка, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Рихтеру П.С. на праве собственности. Убежище 3 класса защищенности отдельно стоящее площадью 60 м2, объемом 150 м3. Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером №, поставленным на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадью 2014 кв.м, разрешенное использование - под производственную базу, категория земель - земли населенных пунктов. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке нет объектов капитального строительства. Право собственности на защитное сооружение № не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенским городским прокурором в адрес руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае направлено письмо с требованием поставить на регистрационный учет объект недвижимости – защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес>, которое включено в реестр МЧС России защитных сооружений под инвентаризационным номером № и принять меры к приведению нормативное состояние указанное защитное сооружение гражданской обороны. Согласно ответу руководителя ТУ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества сведения в отношении указанного защитного сооружения отсутствуют. Согласно ответу главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование не имеет прав на защитное сооружение. Вход в защитное сооружение завален грунтом, поросшим растительностью, при сильном таянии снега помещение убежища подтапливается водой, не готово к приему укрываемых. До настоящего времени защитное сооружение № – убежище 3 класса защищенности отдельно стоящее площадью 60 м2, объемом 150 м3, расположенное по адресу: <Адрес>, не приведено в нормативное состояние.
Просит признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, выразившееся в непринятии мер по включению в реестр федерального имущества и обеспечении нормативного состояния объекта – защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером № незаконным; обязать ответчика привести защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № по адресу: <Адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны инв.№; разработать документацию защитного сооружения №, предусмотренную п. 3.6 Правил; обеспечить гидроизоляцию, сохранность защитно-герметических и защитных дверей, а также возможность перевода защитного сооружения № в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями п. 3.2.1 Правил; провести капитальный ремонт защитного сооружения № № в соответствии с требованием п. 5.1.1 Правил.
В судебном заседании представитель истца – Худякова Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Пермском крае – Домнышев Я.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. В письменном отзыве на исковое заявление указано, что в реестре федерального имущества сведения в отношении спорного защитного сооружения гражданской обороны с инв. номером №, расположенного по адресу: <Адрес>, отсутствуют, право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. В соответствии с пунктом 2 раздела I «О состоянии законности в сфере гражданской обороны» протокола заседания, утвержденного первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Разинкиным, МЧС России совместно с Росимуществом подготовлены разъяснения основания и порядка отнесения защитных сооружений гражданской обороны к федеральной, региональной и муниципальной собственности. Полагает, что решение суда в случае удовлетворения заявленных исковых требований будет неисполнимо, поскольку в материалах дела имеются акты инвентаризации от 2018 и 2023 годов, согласно которым восстановление защитного сооружения является экономически нецелесообразным.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю – Лазарев С.Ю. в судебном заседании пояснил, что удовлетворению подлежит только требование о включении защитного сооружения в реестр федерального имущества. В остальной части оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как согласно акту инвентаризации восстановление защитного сооружения нецелесообразно. Кроме того, защитное сооружение впоследствии должно быть передано в муниципальную собственность.
Третье лицо Рихтер П.С. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, защитное сооружение гражданской обороны №, находящееся по адресу: <Адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Земельный участок по адресу: <Адрес>, на котором расположено указанное защитное сооружение, зарегистрирован на праве собственности за Рихтер П.С., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 45-51).
В соответствии с паспортом убежища по адресу: <Адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны: инвентарный №, тип защитного сооружения – убежище, общая площадь 60 кв.м, класс убежища – 3, проектная вместимость – 80 человек, общий объем защитного сооружения – 150 м3, год ввода в эксплуатацию – 1987, количество входов – 1, количество аварийных выходов – 1, система отопления – электрообогрев, электроснабжение – электроосвещение от «Хлебокомбината», водоснабжение- питьевые бачки, канализация – выносная (л.д. 59-61).
Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что защитное сооружение было построено на территории бывшего МУП «Хлебокомбинат». На данный момент территория с защитным сооружением гражданской обороны принадлежит ООО «Хлебокомбинат Лысьвенский» убежище на балансе общества не состоит. Отсутствует организация, отвечающая за содержание и эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны. Защитное сооружение гражданской обороны не используется. В соответствии с пунктом 3.6 приказа МЧС России от 15.12 2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны. Имеется только учетная карточка и паспорт защитного сооружения гражданской обороны. Отсутствуют формирования по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны. Попасть в защитное сооружение гражданской обороны невозможно, вход завален грунтом, поросшим растительностью. По словам директора ООО «Хлебокомбинат Лысьвенский» простейшее оборудование в защитном сооружении отсутствует. Нарушена обваловка защитного сооружения гражданской обороны, при сильном таянии снега или обильных дождях идет подтопление убежища. Отсутствуют наружные воздухозаборные и вытяжные устройства, смонтированы агрегаты системы вентиляции (герметические клапаны, фильтры-поглотители, электроручные вентиляторы). Защитное сооружение оценивается как «не готово к приему укрываемых». В связи с неработоспособным техническим состоянием убежища необходимо рассмотреть возможность снять его с учета. Убежище является бесхозяйным, балансодержатель не определен. В реестрах федеральной и муниципальной собственности убежище не учтено. Убежище не готово к приему укрываемых, эксплуатация его невозможна, так как есть опасность жизни и здоровью людей. Восстанавливать убежище технически невозможно и экономически нецелесообразно. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» потребность в убежище для укрытия установленных категорий населения Лысьвенского городского округа отсутствует (л.д. 62-63).
Лысьвенской городской прокуратурой Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций защитного сооружения по адресу: <Адрес>.
Из ответа ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что документы относительно защитного сооружения гражданской обороны № по адресу: <Адрес>, у общества отсутствуют. ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» является арендатором земельных участков на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-25
Согласно акту выездного обследования, составленного государственным инспектором по использованию и охране земель Лысьвенского, Губахинского, Кизеловского, Александровского городских округов Пермского края, специалистом 1 разряда Лысьвенского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю Колчановой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении осмотра земельного участка по адресу: <Адрес>, установлено, что под навалом земли находится входная часть защитного сооружения гражданской обороны (убежища) – верхняя часть металлической двери. Сооружение находится под землей, входная часть под завалом земли, установить площадь убежища не представляется возможным (л.д. 32-40).
Из акта осмотра, составленного 20 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Лысьвенскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что доступ в защитное сооружение по адресу: <Адрес>, ограничен, входные двери снаружи завалены грунтом, использование по предназначению невозможно (л.д. 52-56).
ДД.ММ.ГГГГ Лысьвенским городским прокурором в адрес руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае направлено письмо с требованием поставить на регистрационный учет объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес>, которое включено в реестр МЧС России защитных сооружений под инвентаризационным номером № и принять меры к приведению в нормативное состояние указанного защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно ответу руководителя Территориального управления Росимущества в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ №, в реестре федерального имущества сведения в отношении указанного защитного сооружения гражданской обороны отсутствуют (л.д. 65-67).
В соответствии с ответом главы администрации Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование не имеет прав на указанное защитное сооружение гражданской обороны (л.д. 41-42).
Разрешая заявленные исковые требования Лысьвенской городской прокуратуры Пермского края о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, суд приходит к следующим выводам.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны закреплены законодателем в Федеральном законе от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»).
В п. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу ст. 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В п. 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п. 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
МЧС России в силу п. 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Из п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.
В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся (п. 1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
В п. 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны закреплены обязанности руководителя гражданской обороны организаций, на учете которых находятся защитные сооружения, а именно:
-планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
-по обеспечению эффективного использования помещений защитных сооружений гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
-по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, обучению рабочих и служащих правилам пользования защитных сооружений гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
-по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитных сооружений гражданской обороны к использованию по прямому назначению;
-по обеспечению беспрепятственного доступа в защитных сооружениях гражданской обороны и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Определяя орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении защитного сооружения гражданской обороны, к компетенции которого отнесено обеспечение сохранности защитных сооружений гражданской обороны, по поддержанию указанных объектов в надлежащем техническом состоянии, в том числе защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по адресу: <Адрес>, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2).
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено отнесение объектов государственной собственности, указанных в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, исключительно к федеральной собственности; объектов государственной собственности, указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий - также к федеральной собственности с возможностью передачи отдельных из них в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объектов государственной собственности, указанных в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, - в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) (п. п. 1 и 2).
Согласно п. 3 вышеуказанного постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п. 15 постановления осуществляет Правительство Российской Федерации.
Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр федерального имущества.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Так, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Пермского края, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Доказательств передачи защитного сооружения гражданской обороны убежища, расположенного по адресу: <Адрес>, из федеральной собственности в собственность субъекта или муниципальную собственность, либо передачи в установленном порядке в пользование материалы дела не содержат.
ТУ Росимущества в силу Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае осуществляет полномочия собственника в отношении спорного защитного сооружения гражданской обороны.
По сведениям ТУ Росимущества в Пермском крае, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес>, с инвентарным номером №, процедуру учета в реестре федерального имущества не проходило.
Факт нахождения спорного защитного сооружения в федеральной собственности Управлением не опровергнут.
В силу п. 6 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют, в том числе, территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
При разрешении спора суд исходит из того, что любые действия в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <Адрес>, с инвентарным номером №, в том числе действия по включению в реестр федерального имущества, либо по снятию объекта с учета, как пришедшего в негодность, могут быть инициированы исключительно собственником объекта.
Именно на ТУ Росимущества в Пермском крае возложены полномочия по осуществлению в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (п. 5.2 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).
Оценив фактические обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимая во внимание, что защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр федерального имущества, при этом на учет федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес>, с инвентарным номером №, не поставлено, суд приходит к выводу о том, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, выразившееся в непринятии мер по включению в реестр федерального имущества указанного защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером №, не соответствует закону и нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы ТУ Росимущества о невозможности осуществления государственного кадастрового учета ввиду отсутствия соответствующего финансирования являются несостоятельными, поскольку Российская Федерация является собственником указанного объекта в силу прямого указания закона - постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
Поскольку материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что спорное сооружение в реестр федерального имущества не включено, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ТУ Росимущества в Пермском крае обязанности обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <Адрес>, с инвентарным номером №, и включить его в реестр федерального имущества.
Принимая во внимание то, что убежище с инвентарным номером № относится к защитным сооружениям гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью, ТУ Росимущества в Пермском крае обязано обеспечить учет указанного сооружения, как объекта федеральной собственности.
При разрешении исковых требований о возложении обязанности на ответчика привести защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № по адресу: <Адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 №583, юридически значимыми обстоятельствами являются установление наличия факта существования в настоящее время объекта гражданской обороны, а также установление возможности восстановления и использования по целевому назначению защитного сооружения гражданской обороны.
Из акта инвентаризации оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что отсутствуют формирования по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны. Попасть в защитное сооружение гражданской обороны невозможно, вход завален грунтом, поросшим растительностью. По словам директора ООО «Хлебокомбинат Лысьвенский» простейшее оборудование в защитном сооружении отсутствует. Нарушена обваловка защитного сооружения гражданской обороны, при сильном таянии снега или обильных дождях идет подтопление убежища. Отсутствуют наружные воздухозаборные и вытяжные устройства, смонтированы агрегаты системы вентиляции (герметические клапаны, фильтры-поглотители, электроручные вентиляторы). Защитное сооружение оценивается как «не готово к приему укрываемых». В связи с неработоспособным техническим состоянием убежища необходимо рассмотреть возможность снять его с учета. Убежище является бесхозяйным, балансодержатель не определен. В реестрах федеральной и муниципальной собственности убежище не учтено. Убежище не готово к приему укрываемых, эксплуатация его невозможна, так как есть опасность жизни и здоровью людей. Восстанавливать убежище технически невозможно и экономически нецелесообразно. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» потребность в убежище для укрытия установленных категорий населения Лысьвенского городского округа отсутствует. В данном защитном сооружении не укрывается наибольшая рабочая смена организации. Комиссией сделан вывод о необходимости списания с учета защитного сооружения (л.д. 151-152).
Истцом доказательств, опровергающих акты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризации оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный №, и подтверждающих техническую возможность восстановления убежища, не представлено. Ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы не заявлено.
Актами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризации оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный №, установлено, что строительные конструкции и инженерные системы защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по вышеуказанному адресу на момент обследования не выполняют своих функций, дальнейшее использование сооружения невозможно.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе акты инвентаризации оценки содержания и использования защитного сооружения – убежища по адресу: <Адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в отдельности и их взаимной совокупности в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав в судебном заседании пояснения представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю, суд приходит к выводу, что удовлетворение требований истца в настоящее время не приведет к восстановлению нарушенного права в связи с невозможностью исполнения судебного акта, а также к достижению заявленной истцом цели – восстановлению помещений защитного сооружения в соответствии с его функциональным назначением.
Решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается техническая невозможность восстановления защитного сооружения гражданской обороны – убежища по адресу: <Адрес>, инвентарный №, учитывая, что истцом не представлено доказательств обратного, оснований для возложения на Территориальное управление Росимущества в Пермском крае обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № по адресу: <Адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 №583, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: разработать документацию защитного сооружения №, предусмотренную п. 3.6 Правил; обеспечить гидроизоляцию, сохранность защитно-герметических и защитных дверей, а также возможность перевода защитного сооружения № в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями п. 3.2.1 Правил; провести капитальный ремонт защитного сооружения № № в соответствии с требованием п. 5.1.1 Правил, не имеется.
Учитывая изложенное, исковые требования Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером № по адресу: <Адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2002 №583, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: разработать документацию защитного сооружения №, предусмотренную п. 3.6 Правил; обеспечить гидроизоляцию, сохранность защитно-герметических и защитных дверей, а также возможность перевода защитного сооружения № в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями п. 3.2.1 Правил; провести капитальный ремонт защитного сооружения № № в соответствии с требованием п. 5.1.1 Правил, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Лысьвенского городского прокурора Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести защитное сооружение в соответствие с нормативными требованиями, - удовлетворить частично.
Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, выразившееся в непринятии мер по включению в реестр федерального имущества защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <Адрес>, с инвентарным номером №, незаконным.
Возложить обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае включить защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес>, с инвентарным номером №, в реестр федерального имущества.
В остальной части исковые требования – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>