Дело № 2-1031/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2018 года | пос. Кугеси |
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьевой Елены Алексеевны и Васильевой Екатерины Алексеевны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм,
у с т а н о в и л:
Истицы Григорьева Е.А. и Васильева Е.А. обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, об обязании предоставить благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных социальных норм, а Григорьева Е.А. также на состав семьи из четырех человек, указывая, что истцы Григорьева Е.А. (до замужества Васильева) и Васильева Е.А. относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истцов Васильева Н.В. лишена родительских прав на основании заочного решения Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 03.06.2004. Сведения об отце внесены в записи актов о рождении истцов на основании заявления их матери. Постановлением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 19.03.2004 № опекуном над несовершеннолетними Васильевой (Григорьевой) Еленой Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Васильевой Екатериной Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, до достижения ими совершеннолетия была назначена <данные изъяты> ФИО10 В соответствии со справками Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 19.04.2018 за №,№ Васильева Екатерина Алексеевна и Васильева Елена Алексеева приняты на учет и по состоянию на 01.01.2018 зарегистрированы в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, под № и №. истцы не имеют собственного жилья, в настоящее время проживают по адресу: <адрес>. Григорьева Е.А. имеет следующий состав семьи: муж ФИО5, сын ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Далее указано, что истцы относятся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики ей не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Ссылаясь на ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», истцы просят суд обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить им благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных социальных норм, Григорьева Е.А. также просит предоставить жилье на состав семьи из четырех человек.
На судебное заседание истцы Григорьева Е.А. и Васильева Е.А., надлежаще и своевременно извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
На судебном заседании представитель истиц Петрова Н.И. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
На судебное заседание представитель ответчика – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещенный, не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку первоочередное предоставление истице жилого помещения нарушает конституционные права и свободы других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, ранее включенных в такой список.
На судебное заседание представитель третьего лица – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещенный, не явился.
На судебное заседание представитель третьего лица – Министерства финансов Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещенный, не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть данное дело без их участия.
На судебное заседание представитель третьего лица – Отдела по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещенный, не явился, представив заявление о рассмотрении данного дела без их участия.
Выслушав пояснения явившихся лиц и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Также при этом суд учитывает положения ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законом отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Григорьева Елена Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Васильева Екатерина Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истица Григорьева Е.А. 23.06.2017 заключила брак с ФИО5 и после заключения брака фамилия истицы «Васильева» была изменена на «Григорьеву» (л.д. 19).
Мать истицы Васильева Н.В. лишена родительских прав на основании заочного решения Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 3.06.2004, а сведения об отце истцов внесены в записи акта о рождении на основании заявления матери детей (л.д.16,24,25).
Постановлением администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 19.03.2004 № ФИО10 назначена опекуном несовершеннолетних <данные изъяты> Васильевой Елены Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Васильевой Екатерины Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающих совместно с ней по адресу: Чебоксарский район, <адрес> (л.д.17).
Согласно справкам (информации) Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 19.04.2018, Васильева Елена Алексеевна и Васильева Екатерина Алексеевна приняты на учет и по состоянию на 01.01.2018 зарегистрированы в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, под № и № (л.д. 10,11).
Согласно информации Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 22.04.2018 Васильева Елена Алексеевна и Васильева Екатерина Алексеевна в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на предусмотренные указанным Законом льготы.
Таким образом, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по Чебоксарскому району по состоянию на 01.01.2018 Васильева Екатерина Алексеевна под №, Григорьева Елена Алексеевна состоит под №.
Согласно свидетельству о заключении брака ФИО5 и Васильева Елена Алексеевна заключили брак 23.06.2017, о чем составлена запись акта о заключении брака №, после заключения брака жене присвоена фамилия «Григорьева» (л.д.19).
Совместно с истцом Григорьевой Е.А. проживают ее несовершеннолетние дети: ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.20,21).
Из уведомления Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии» и сообщения Управления образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 22.04.2018 следует, что жилых помещений в собственности на территории Чебоксарского района Чувашской Республики истицы не имеют.
Григорьева Е.А. и Васильева Е.А. достигли 18 лет, но до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено, при этом истцы в собственности зарегистрированного жилья на территории Чебоксарского района не имеют.
Указанные обстоятельства установлены судом и входят в предмет доказывания по настоящему делу.
Таким образом, Григорьева Е.А. и Васильева Е.А. относятся к категории лиц, указанных в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» в редакции Закона Чувашской Республики от 5 июня 2013 года № 27 жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
Также согласно п. 2 3 вышеуказанного Закона Чувашской Республики проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 данного Закона Чувашской Республики органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Также Законом Чувашской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений».
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».
С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями законодательством возложена на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом, Григорьева Е.А. и Васильева Е.А. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения, включены в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Чебоксарскому району по состоянию на 1.01.2018.
Следовательно, у Григорьевой Е.А. и Васильевой Е.А., как нуждающихся в жилых помещениях, возникло право на предоставление каждой жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющих право на получение жилого помещения, они включены в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение каждому из истцов так и не было предоставлено.
При этом следует учесть, что в соответствии с абз. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на получение жилого помещения у указанной категории лиц возникает по достижении ими возраста 18 лет, и не предусматривают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Оценив изложенное в совокупности с учетом вышеназванных положений законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве о том, что первоочередное предоставление истице жилого помещения нарушает конституционные права и свободы других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением и включенных в такой список ранее истицы признаются необоснованными, так как из содержания приведенных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм также не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Так, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.).
При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Требования истицы Григорьевой Е.А. в части предоставления жилого помещения на состав семьи из четырех человек удовлетворению не подлежат, поскольку правом на получение социальной поддержки в виде предоставления жилья по договору социального найма обладают только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, члены семей данных лиц таким правом не наделены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.