Дело № 2-323/2020
УИД 19RS0003-01-2020-000049-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия
в составе
председательствующего судьи Казаковой Т.А.,
при секретаре Хохловой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куюковой С. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о признании права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы в сельском хозяйстве, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии, произвести выплату за весь период проживания в сельской местности с участием истца Куюковой С. В., ее представителя Зайцева В. О., представителя ответчика Казыханова Х. Х.ча,
УСТАНОВИЛ:
Куюкова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ России в г. Саяногорске) с вышеуказанным иском, мотивируя исковые требования тем, что решением ГУ - УПФ России в г. Саяногорске от ДАТА ей было отказано в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду недостаточности страхового стажа работы в сельском хозяйстве. Ответчиком не засчитан в страховой стаж период работы с ДАТА по ДАТА в должности начальника Бейской ветеринарной станции. Считает отказ ГУ - УПФ России в г. Саяногорске незаконным и необоснованным, поскольку в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА №, в графе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» предусмотрено «животноводство.. . ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов...», а в графе «Наименование профессий, должностей, специальностей» поименованы «ветеринарный врач, заведующий ветеринарной станцией». Согласно диплому о высшем образовании истец является ветеринарным врачом и в спорный период времени занималась ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных, будучи ветеринарным врачом и начальником (руководителем) ветеринарной станции. Просила признать за ней право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на весь период ее проживания в сельской местности; обязать ответчика включить в страховой стаж период ее работы с ДАТА по ДАТА в должности начальника Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Бейская ветеринарная станция»; обязать ответчика произвести ей с ДАТА перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и произвести данную выплату на весь период проживания Куюковой С.В. в сельской местности; взыскать с ответчика в пользу Куюковой С.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В судебном заседании истец Куюкова С.В., ее представитель Зайцев В.О. исковые требования поддержали, привели те же доводы, что и в иске, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) по доверенности Казыханов Х.Х. в судебном заседании иск не признал по основаниям, указанным в их решении, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения истца Куюковой С.В., ее представителя Зайцева В.О., представителя ответчика ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) по доверенности Казыханова Х.Х., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст.39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.1.2015 (далее Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Федерального Закона Российской Федерации от 03.10.2018 № 350 – ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с ДАТА без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее ДАТА. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по ДАТА, указанный перерасчет осуществляется с ДАТА. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после ДАТА, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДАТА Куюкова С.В. обратилась в ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный Закон №400-ФЗ).
Решением ГУ - УПФ России в г. Саяногорске РХ (межрайонное) № от ДАТА истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В страховой стаж работы в сельском хозяйстве истцу не засчитана работа в Бейской ветеринарной станции в качестве начальника в период с ДАТА по ДАТА, так как должность не поименована в списке № от ДАТА, в должностной инструкции начальника Государственного учреждения Республики Хакасия «Бейская ветеринарная станция» не усматривается, что основной обязанностью является ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 названного Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Вопрос о перерасчете пенсии рассматривается с учетом списка работ производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Список № 1440), и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Правила № 1440), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N1440.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются, в том числе, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком № 1440, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1440 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанный в п.п. «а» п.3 названных Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений части 14 и 15 ст. 17 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в п.3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета) и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 5 Правил № 1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440, содержит наименование работ, производств сельского хозяйства, как животноводство (..ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), наименование профессий, должностей «…заведующий ветеринарной станцией..».
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Из трудовой книжки истца следует, что ДАТА Куюкова С.В. была назначена начальником государственного учреждения Республики Хакасия «Бейская ветеринарная станция», ДАТА ГУРХ «Бейская ветеринарная станция» переименована в ГКУ РХ «Бейская ветстанция», ДАТА трудовой договор с Куюковой С.В. расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – собственное желание.
Согласно Устава ГКУ РХ «Бейская ветеринарная станция», утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.11.2005 № 400, основными целями деятельности Учреждения являются: организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечение, защита населения от болезней, общих для человека и животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении (п. 2.2). Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: изучает эпизоотическое и ветеринарно-санитарное состояние сельскохозяйственных предприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и населенных пунктов, а также анализирует эффективность ветеринарных мероприятий; разрабатывает планы ветеринарных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заразных и иных болезней животных; организует и проводит мероприятия по предупреждению болезней животных; в случае возникновения инфекционных болезней животных организует и проводит карантинные и другие ветеринарно-санитарные мероприятия с целью ликвидации очагов эпизоотии; проводит лабораторно-диагностические исследования болезней животных, патологоанатомического материала, кормов, воды, пищевых продуктов, сырья животного и растительного происхождения в соответствии с техническими регламентами и научно-технической документацией; оформляет и выдает экспертизы и заключения по лабораторно-диагностической работе; организует и проводит диспансеризацию животных; проводит ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения, продукции растительного происхождения непромышленного изготовления; организует и проводит дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; оказывает методическую помощь сельскохозяйственным предприятиям в организации мероприятий по профилактике болезней и сохранности животных, а также в выполнении мероприятий по предупреждению яловости маточного поголовья животных; организует выдачу в установленном порядке ветеринарных свидетельств, справок и оформление иной ветеринарной документации; организует проведение семинаров с ветеринарными специалистами по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения; проводит мероприятия по пропаганде ветеринарных знаний; оказывает платные услуги по лечению, убою животных, ветеринарному обслуживанию учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов независимо от их подчиненности и форм собственности, а также населения (п. 2.3).
В соответствии с должностной инструкцией начальника ГКУ РХ «Бейская ветеринарная станция» в должностные обязанности Куюковой С.В., как начальника ГКУ РХ «Бейская ветеринарная станция» входило, кроме прочих, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных особо опасными заразными болезнями.
Выполнение истцом ветеринарного обслуживания всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов подтверждается представленными истцом актами обследования территорий Бейского района по оценке сельскохозяйственных животных на предмет их благополучия по особо опасным и карантинным заболеваниям в с ДАТА по ДАТА.
Учитывая характер и специфику, условия осуществляемой истцом работы начальником ГКУ РХ «Бейская ветеринарная станция», выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности, а также цели, задачи и направления деятельности ГКУ РХ «Бейская ветеринарная станция», начальником которого в спорный период являлась Куюкова С.В., суд приходит к выводу о том, что наименование работодателем Государственной ветеринарной инспекцией Республики Хакасия должности истца Куюковой С.В., как начальника ГКУ РХ «Бейская ветеринарная станция», является неправильным.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в период с ДАТА по ДАТА Куюкова С.В. проводила ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, являясь начальником (руководителем) ветеринарной станции.
При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика Казыханова Х.Х. об отказе во включении в страховой стаж оспариваемого периода работы истца являются необоснованными, период с ДАТА по ДАТА в должности начальника Государственного казанного учреждения Республики Хакасия «Бейская ветеринарная станция» подлежит зачету в страховой стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, у Куюковой С.В. возникло право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, у ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) - обязанность включить в страховой стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы Куюковой С.В. с ДАТА по ДАТА начальником Государственного казанного учреждения Республики Хакасия «Бейская ветеринарная станция», произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДАТА на весь период ее проживания в сельской местности.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче искового заявления истцом была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Исковые требования Куюковой С.В. удовлетворены судом в полном объеме, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Куюковой С. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) о признании права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы в сельском хозяйстве, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии, произвести выплату за весь период проживания в сельской местности удовлетворить.
Признать право Куюковой С. В. на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Возложить на ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы Куюковой С. В. с ДАТА по ДАТА начальником Государственного казанного учреждения Республики Хакасия «Бейская ветеринарная станция», произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДАТА на весь период ее проживания в сельской местности.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) в пользу Куюковой С. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Казакова
Резолютивная часть решения объявлена 10.03.2020
Решение в окончательной форме принято 17.03.2020.