Решение от 28.10.2021 по делу № 2-4071/2021 от 16.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2021 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Камзалаковой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Джафаровой Р.М.к.,

с участием: истца Зайцева А.В., его представителя Черных И.Д., представителя ответчика Агафоновой Н.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2021-005082-20 (2-4071/2021) по иску Зайцева А.В. к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 о признании незаконным распоряжения, установлении факта невозможности проживания,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> обратился Зайцев А.В. с административным иском к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес обезличен> <Номер обезличен> (далее – Межрайонное управление <Номер обезличен>) о признании незаконным распоряжения, установления факта невозможности проживания в жилом помещении.

Определением от <Дата обезличена>, суд перешел к рассмотрению заявленных требований по правилам гражданского судопроизводства.

В обоснование иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, кроме этого является инвали<адрес обезличен> группы с детства. В 2014 году истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При обращении в органы опеки и попечительства с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>.3 с целью улучшения своих жилищных условий и предоставления иного жилого помещения из специализированного жилищного фонда. <Дата обезличена> Межрайонным управлением <Номер обезличен> за <Номер обезличен>/мр-и истцу было отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по указанному адресу с ссылкой на то обстоятельство, что истец обеспечен жилым помещением общей площадью 20,8 кв.м., что соответствует учетной норме, утвержденной решением Думы <адрес обезличен> от <Дата обезличена>. указанное распоряжение по мнению истца незаконно, поскольку жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 кв.м. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 кв.м. На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным распоряжение Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес обезличен> <Номер обезличен> об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении <Номер обезличен>/мр-и от <Дата обезличена>, установить факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>.3.

В судебном заседании Зайцев А.В., его представитель Черных И.Д., действующий на основании доверенности в прядке передоверия с доверенности от <Дата обезличена> <адрес обезличен>0 от <Дата обезличена> доводы искового заявления поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика Агафонова Н.Д., действующая на основании доверенности от 28.12.2020<Номер обезличен>/мр против удовлетворения заявленных требований возражала в полном объеме, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Огласив исковое заявление, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <Дата обезличена> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 8 Закона).

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В <адрес обезличен> порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес обезличен> регламентирован <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-оз "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес обезличен>".

Согласно ч.1 ст. 3 указанного закона, проживание лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

(в ред. <адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 147-ОЗ)

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот, лиц из числа детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

(в ред. <адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 147-ОЗ)

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

признанных в установленном законодательством порядке недееспособными, ограниченными в дееспособности;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(п. 2 в ред. <адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 147-ОЗ)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.

(в ред. <адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 147-ОЗ)

Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Думы <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>) «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в <адрес обезличен>» учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15,0 кв.м общей площади на одного человека.

В обоснование иска, а также в ходе судебного разбирательства истец Зайцев А.В. суду показал, что проживает в трехкомнатной коммунальной квартире, где помимо него проживают еще два человека. Истец пользуется помимо собственной комнатой – коридорами, санузлом, кухней не пользуется так как в ней мало места. В настоящее время истец намерен создать семью, для чего ему необходима жилплощадь большей площадью, так как он является инвалидом второй группы, в подтверждение чего суду представил справку серии МСЭ-2016 <Номер обезличен>.

В соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из положений пп.3 п.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ юридически значимыми обстоятельствами по данному делу является установление количества лиц, проживающих в жилом помещении и размер общей площади, приходящейся на каждого из проживающих в квартире.

Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес обезличен> <Номер обезличен> от 17.05.20201 <Номер обезличен>/мр-и истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес обезличен> в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одгно лицо, проживающие в данном жилом помещении, соответствует учетной норме площади жилого помещения, в том числе, в случае вселения заявителя в данное жилое помещение.

Из представленных суду документов следует, что Зайцев А.В. является собственником жилой комнаты площадью 11,6 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: <адрес обезличен>), что подтверждается выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена> на основании договора купли-продажи недвижимости от <Дата обезличена>, что также подтверждается представленной в материалах учетного дела Зайцева А.В. выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимого имущества от <Дата обезличена>.

Согласно справкам о зарегистрированных лицах выданных <Дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен> зарегистрированы: Добрицкая Т.Д., Добрицкая Е.Д. и Зайцев А.В., что также подтверждается копиями поквартирных карточек.

Согласно справке о технических характеристиках объекта от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, квартира по адресу: <адрес обезличен> общая площадь квартиры – 99,2 кв.м., в том числе жилой – 71,6 кв.м.

Таким образом, из представленных суду документов, пояснений сторон установлено, что с учетом жилой комнаты – 11,6 кв.м. и площади мест общего пользования (27,6 кв.м./3) – 9,2 кв.м., общая площадь жилого помещения Зайцева А.В. – 20,8 кв.м., что превышает соответствующую учетную норму (15 кв.м.).

При этом доводы стороны истца о том, что при исчислении общей площади жилого помещения в собственности Зайцева А.В. должна учитываться только жилая площадь комнаты без учета мест общего пользования, являются ошибочными, поскольку в силу части 1 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату (ч. 3), при переходе права собственности на комнату в коммунальной квартире доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире нового собственника такой комнаты равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такой комнаты (ч. 4).

Таким образом, собственнику комнаты в коммунальной квартире во всех случаях также принадлежит доля в местах общего пользования.

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).

Доказательств наличия тяжелой формы хронического заболевания, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире в соответствие с перечнем предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, суду не представлено, само по себе наличие второй группы инвалидности у истца

Наличие инвалидности, само по себе не является безусловным основанием для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на жилищный учет инвалид должен быть обеспечен жилым помещением менее нормы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для установления факта невозможности проживания Зайцева А.В. в вышеуказанном жилом помещении, в связи с чем, Межрайонным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес обезличен> <Номер обезличен> было правомерно отказано заявителю в установлении соответствующего факта.

Каких-либо иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ, опровергающих выводы суда, сторонами представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 – 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.11.2021

2-4071/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Передано по подсудности, подведомственности
Истцы
Зайцев Андрей Владимирович
Ответчики
Межрайоннное управление Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области № 1
Другие
Черных Илья Дмитриевич
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутск
Судья
Камзалакова Александра Юрьевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.irk.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
19.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2021Предварительное судебное заседание
12.10.2021Предварительное судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее