(51RS0021-01-2020-001955-58)
Дело № 2-1034/2021
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2021 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.,
при секретаре Селигеевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению войсковой части 49324 к Осиповой Юлии Валентиновне о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
войсковая часть 49324 обратилась в суд с иском к Осиповой Ю.В. о взыскании излишне выплаченных средств.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик работает в войсковой части 49324 в должности командира отделения отряда военизированной охраны №1 с 01.03.2013.
Согласно акту выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности от 27.09.2019 у истца возникла задолженность в связи с переплатой компенсационной выплаты 50 % работнику ВОХР в сумме 13181,56 руб.
Ссылаясь на положения статьи 137 Трудового кодекса РФ, статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, истец просил взыскать с ответчика излишне выплаченные денежные средства в указанном размере.
В судебное заседание представитель истца войсковой части 49324 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, дополнительно указал, что указанная переплата не является счетной ошибкой и недобросовестным обогащением ответчика.
Ответчик Осипова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление в котором возражала против удовлетворения исковых требований. Поскольку ответчик не просила о рассмотрении дела в её отсутствие на дату судебного заседания (13.05.2021) суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против чего представитель истца не возражал.
Третье лицо - Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Военно-морскому флоту) в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, мнение по иску не предоставило.
Третье лицо – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» в лице филиала – «2 Финансово-экономическая служба» в судебное заседание не прибыло, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В материалы дела представило отзыв, в котором указано, что 2 ФЭС осуществляет операции с денежными средствами, ведет учет и отчетность, планирует и получает бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств для осуществления расходов, которые 2 ФЭС уполномочен производить в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств (в том числе начисление и обеспечение работников войсковой части 49324 установленными выплатами, ведение налогового учета, осуществление функций администратора доходов, осуществление удержаний, ведение финансовых и хозяйственных операций войсковой части 49324 и др.), в связи с чем подлежащие взысканию с Осиповой Ю.В. денежные средства должны быть зачислены в федеральный бюджет через лицевой счет обслуживающего войсковую часть 49324 финансового органа, открытый 2 ФЭС в органах федерального казначейства. Исковые требование поддержало в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Осипова Ю.В. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 49324 с 01.03.2013 в должности командира отделения отряда военизированной охраны, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 49324 от 01.03.2013 № 38.
Во исполнение Плана ведомственного финансового контроля на 2019 год, Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) были проведены контрольные мероприятия в период с 5 по 27 сентября 2019 года.
Согласно акту № 52/30 дсп выездной проверки от 27.09.2019, за период с 01.09.2016 по 31.08.2019 были установлены переплаты в результате неправомерной выплаты надбавки в размере 50% к должностному окладу, непосредственно занятым охраной вооружения и боеприпасов за фактически отработанное время.
Из Приложения № 19 (справка-расчет переплаты компенсационной выплаты 50 работникам ВОХР) к акту выездной проверки следует, что Осиповой Ю.В. излишне начислено 13181,56 руб.
Приказом войсковой части 49324 от 01 октября 2018 года с 01.10.2018 года данная выплата прекращена.
Истец письмом от 22.06.2020 № 2683 уведомил ответчика о необходимости в добровольном порядке возвратить переплату компенсационной выплаты в размере 13181,56 руб. (неосновательное обогащение). Однако денежные средства ответчиком до настоящего времени не возвращены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7), труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждому гарантируется право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 данного кодекса).
Приказом министра обороны РФ от 23.04. 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение № 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно п. 15 указанного Положения выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также этим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Принимая во внимание перечисленные выше правовые нормы, данная компенсационная выплата работникам ВОХР в размере 50% была включена в состав заработной платы и производилась на основании приказов работодателя.
В соответствии со статьей 137 Трудового кодекса удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.
Согласно части четвертой статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
- счетной ошибки;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсии, пособия, стипендии, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Приведенные нормы права содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы, и согласуются с положениями статьи 8 Конвенции Международной организации труда от 01.07.1949 № 95 «Относительно защиты заработной платы», разрешающими производить вычеты из заработной платы только на условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективных договорах или в решениях арбитражных судов, а также согласуются с положениями статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающими право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту, обязательными для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, получавшего заработную плату в размере, предусмотренном должностным окладом, а также, на основании соответствующих приказов работодателя.
Нормативные положения части 4 статьи 137 ТК РФ корреспондируют подпункту 3 статьи 1109 ГК РФ, которым установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца суду не было представлено доказательств наличия обстоятельств, указанных в статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для взыскания с работника излишне выплаченного единовременного денежного вознаграждения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, выплата работникам военизированной охраны, кладовщикам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50 % к должностному окладу была установлена коллективным договором войсковой части 49324 (на 2016-2019 годы) в соответствии с приказом Министерства обороны РФ № 555 от 10.11.2008, затем – приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255, выплачивалась на основании приказов командира части, а отмена указанной выплаты являлась существенным изменением условий оплаты труда.
Таким образом, поскольку доказательств, свидетельствующих о недобросовестности действий ответчика, направленных на незаконное получение компенсационной выплаты в размере 50 % к окладу, либо допущенной счетной ошибки, материалы дела не содержат, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, в силу ч.3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Как усматривается из материалов дела, перечисление данных компенсационных выплат происходило ежемесячно и прекращено с 01.10.2018 года, истец обратился в суд с иском 16.09.2020 года, следовательно, годичный срок для обращения в суд пропущен.
Более того, обращаясь в суд с настоящим иском, истец сослался на результаты проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части, выявившей неправомерность установления данной надбавки Осиповой Ю.В., приведшей к излишней выплате денежных средств в размере 13181,56 руб., а также на отказ ответчика в добровольном порядке возвратить названные денежные средства.
Вместе с тем, войсковая часть 49324 не относится к финансово-экономическим органам, уполномоченным главным распорядителем бюджетных средств – министром обороны РФ осуществлять начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим, и распорядителем бюджетных средств, выделенных Министерству обороны РФ, не является.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорные денежные средства перечислены ответчику именно этой войсковой частью.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу указанной нормы права обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно трех условий в их совокупности: приобретения или сбережения имущества; совершения указанных действий за счет другого лица; отсутствия правовых оснований неосновательного обогащения (приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке).
Принимая во внимание, что Осипова Ю.В. не приобрела (не сберегла) имущество за счет войсковой части 49324, какие-либо права этой воинской части нарушены не были, взаимоотношения ответчика, связанные с выплатой ему спорной надбавки, сложились с иными лицами, суд приходит к выводу, что войсковая часть 49324 является ненадлежащим истцом по данному делу, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не усматривает.
С учетом изожженного, суд не находит оснований для удовлетворения иска и отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования войсковой части 49324 к Осиповой Юлии Валентиновне о взыскании излишне выплаченных денежных средств – оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в Североморский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Н. Курчак