Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 августа 2024 года <адрес>
Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием помощника прокурора <адрес> РИ – ФИО5, представителя отдела социальной политики администрации Сунженского муниципального района РИ – ФИО6, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявителя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании гражданина недееспособным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании недееспособной ее дочери – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из заявления следует, что ФИО2 осуществляет уход за своей дочерью – ФИО1, которая является инвалидом I группы с детства, с диагнозом: «Липидодистрофия, задержка развития». Нуждается в постоянном постороннем уходе и надзоре. Имеет сопутствующие заболевания. Указанные нарушения ее здоровья столь значительны, что она не может понимать значения своих действий и руководить ими, постоянно нуждается в постороннем уходе за ней и опеке. Признание ФИО1 недееспособной является необходимым условием для назначения ей опекуна, для представления ее интересов в органах социального обеспечения и в медицинских учреждениях. Просит заявление удовлетворить.
В судебном заседании заявитель ФИО2 поддержала заявление и просила его удовлетворить.
Представитель отдела социальной политики администрации Сунженского муниципального района РИ – ФИО6, считает, что имеются все основания для удовлетворения заявления.
Помощник прокурора <адрес> РИ – ФИО5 в судебном заседании пояснила, что считает требования ФИО2 подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав мнение заявителя и представителя администрации Сунженского муниципального района РИ, а также заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий и руководить ими, может быть ФИО1 судом недееспособным, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Согласно ч. 2 ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Согласно справке серии МСЭ-2023 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом I группы с детства.
Из светокопии выписки из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, у родителей: отца – ФИО3 Эли и матери – ФИО2.
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного, выданной Троицкой врачебной амбулаторией ГБУЗ «Сунженская центральная районная больница» Республики Ингушетия, ФИО1 установлен диагноз: «Липидодистрофия, задержка развития».
Из заключения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подэкспертная ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелым и хроническим психическим расстройством в виде: Умеренной умственной отсталости с эмоционально-волевыми нарушениями и в силу своей болезни не может понимать значение своих действий и руководить ими.
Суд принимает экспертное заключение в качестве относимого и допустимого доказательства, сведений о том, что экспертиза проведена с нарушением требований закона не выявлено, оснований не доверять выводам, содержащимся в экспертном заключении, не имеется, поскольку экспертиза назначалась судом и проводилась в соответствии со ст.ст. 79-86 ГПК РФ, эксперты были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Экспертное заключение по содержанию является полным, объективным, определенным и не содержит противоречий, неясностей и сомнений, содержит информацию о квалификации экспертов, их образовании, стаже работы. Выводы экспертов однозначны, мотивированы и обоснованы документами, представленными в материалы дела. Экспертами тщательно были изучены и проанализированы все представленные в их распоряжение медицинские документы и иные доказательства, проводился выезд к подэкспертной.
При этом доказательств, опровергающих выводы, содержащиеся в экспертном заключении, суду не представлено.
Из разъяснений, содержащихся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что вопрос о признании гражданина, страдающего психическим расстройством, недееспособным или ограниченно дееспособным следует решать с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими.
Если судом будет установлено, что гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими, в том числе и при помощи других лиц, суд вправе на основании п. 1 ст. 29 ГК РФ ФИО1 его недееспособным.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, конкретизируя предписание ст. 60 Конституции РФ применительно к осуществлению гражданских прав, ГК РФ определяет дееспособность гражданина как способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, которая возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21).
Исходя из обусловленной Конституцией РФ необходимости закрепления на законодательном уровне гибкого подхода к определению объема дееспособности граждан и предусматривая в числе основных начал гражданского законодательства возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях, ГК РФ устанавливает объем дееспособности несовершеннолетнего в зависимости от достижения им определенного возраста, предусматривает возможность ограничения частичной дееспособности несовершеннолетнего и полной дееспособности совершеннолетнего гражданина, а также возможность признания гражданина недееспособным (абз. 2 п. 2 ст. 1, ст. ст. 26 и 28, п. 1 ст. 29 и ст. 30).
В качестве основания для признания гражданина недееспособным п. 1 ст. 29 ГК РФ называет наличие у него психического расстройства, вследствие которого такой гражданин не может понимать значения своих действий (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак), то есть установление недееспособности возможно, как при наличии обоих признаков психического расстройства, так и при наличии одного из них. Решение о признании гражданина недееспособным принимается судом по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке особого производства при обязательном исследовании и оценке в совокупности с другими доказательствами заключения судебно-психиатрической экспертизы, которой определяется психическое состояние гражданина (п. 4 ч. 1 ст. 262, гл. 31 ГПК РФ).
В свою очередь решение суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства служит основанием для назначения ему органом опеки и попечительства опекуна (ч. 2 ст. 285 ГПК РФ) либо, если такой гражданин помещен под надзор в соответствующую организацию, например, оказывающую социальные услуги, – для возложения на данную организацию исполнения опекунских обязанностей (п. 4 ст. 35 ГК РФ, ч. 5 <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека над гражданами, признанными судом недееспособными, устанавливается для защиты их прав и интересов, с тем чтобы опекуны – лица, являющиеся представителями подопечных в силу закона, имели возможность совершать от их имени и в их интересах все необходимые сделки и выступать в защиту их прав и законных интересов в любых отношениях, в том числе в судах (п. 2 ст. 29, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 32 ГК РФ, п. 1 ст. и ч. 2 <адрес> закона «Об опеке и попечительстве»).
Таким образом, конституционно значимая цель, которую преследовал федеральный законодатель, предусматривая возможность признания недееспособными граждан, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, и, определяя правовые последствия соответствующего судебного решения, состоит в защите прав и законных интересов как самих указанных лиц, относящихся к одной из наиболее социально уязвимых категорий, так и любых третьих лиц, вступающих с ними в гражданско-правовые отношения.
В судебном заседании бесспорно установлено наличие у ФИО1 психической болезни, лишающей ее возможности понимать и контролировать свое поведение и действия, понимать значения совершаемых ею действий или руководить ими.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 281, 285 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 о признании гражданина недееспособным, удовлетворить.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> (паспорт серии 26 19 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>, код подразделения 060-005), недееспособной.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья
Сунженского районного суда РИ Л.И. Ярыгин
Решение вступило в законную силу «___»___________________________2024 года
Судья Л.И. Ярыгин
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Приостановлено | ДД.ММ.ГГГГ |
Возобновлено | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 24 дня |
Строка статистического отчета | 221 |