Решение по делу № 2-368/2022 от 25.04.2022

№ 2-368/2022

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года                                             г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,

при помощнике судьи Банновой А.Ю.,

с участием прокурора Дроздовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о понуждении к принятию мер,

У С Т А Н О В И Л:

Гусиноозерский межрайонный прокурор, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>.

В обоснование заявлений требований указал, что межрайоной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> по факту несанкционированного размещения на плодородном слое земельного участка с кадастровым номером: расположенного в границах участка: <адрес> производственных отходов лесопиления и твердых коммунальных отходов. Территория, на которой расположена несанкционированная свалка, не выделена в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально-определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально-определенного объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации МО «<адрес>» внесено представление. Согласно ответу Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ для ликвидации несанкционированной свалки ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка в Министерство природных ресурсов для выделения денежных средств. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены. Бездействие Администрации МО «<адрес>» по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории <адрес>, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

В судебном заседании представитель Гусиноозерского межрайонного прокурора Дроздова Ю.А. требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Суду сообщила, что до настоящего времени нарушения не устранены.

Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Еранский Е.В. с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что в настоящее время направлено письмо в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия о выделении денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе расположенной по адресу: <адрес>

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статьям 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституционные гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 3 которого предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно абзацу 11 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды также предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Поэтому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (статья 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статей 6, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов: к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу земли и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.

В силу пунктов 11, 24 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, не передаваемых им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, если возможность таких расходов предусмотрена федеральным законом.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является понуждение к исполнению обязанности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, распоряжением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -р земельный участок с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> местоположение - <адрес> переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка, общей площадью <данные изъяты>., адрес (описание местоположения): <адрес>, <адрес> с кадастровым номером: , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «специальная деятельность».

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрации МО «<адрес>» (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: специальная деятельность.

При проведении Управлением Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , установлено размещение свалки, как в отдельных кучах, так и в общей массе, отходов лесопиления (опилок, кора, щепа, обрезки досок и т.п.) и твердых коммунальных отходов (автопокрышки, пластиковая тара, проволока, битый кирпич, шифер, стекло, различные изделия бытовой промышленности, отслужившие срок годности, и т.<адрес> захламления составляет <данные изъяты>. от общей площади участка. Из них . занимают отходы лесопиления. Кучи ТКО различные по площади, составу и объему хаотично размещены по участку. Основная часть отходов при внешнем осмотре относится к IV, V классам опасности. Осуществлен отбор проб (протокол отбора образцов (проб) почвы т от ДД.ММ.ГГГГ. Пробы отправлены в ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория». Согласно протоколу испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ в двух образцах выявлено превышение серы. Повышенное содержание серы в почвах приводит к ее закислению, то есть, изменению химического состава компонента природной серы, а также создает опасность для здоровья человека: <данные изъяты>

Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введенному Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 309-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из представленного ответа Администрации МО «<адрес>» Гусиноозерскому межрайонному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , общей площадью <данные изъяты>., в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и в государственном реестре объектов размещения отходов не состоит.

Гусиноозерской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «<адрес>» требований законодательства об охране окружающей среды. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации МО «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы истца о том, что территория, на которой расположена несанкционированная свалка, не выделена в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально-определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально-определенного объекта не значится, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления.

Бездействие администрации МО «<адрес>» по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и производственными отходами лесопиления приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории <адрес>, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

В связи с этим суд, руководствуясь приведенными нормами процессуального закона, учитывая, что ответчиком нарушения законодательства об охране окружающей среды не оспариваются, представитель ответчика согласился с исковыми требованиями, считает возможным удовлетворить исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к Администрации МО «<адрес>.

Как установлено требованиями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок, указанный в иске Гусиноозерским межрайонным прокурором - до ДД.ММ.ГГГГ, разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данный срок для исполнения решения суда.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «<адрес>» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о понуждении к принятию мер удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов лесопиления и твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером:

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                            Д.М. Фёдорова

Решение в окончательной форме принято 26 мая 2022.

2-368/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусиноозерская межрайонная прокуратура РБ
Ответчики
Администрация МО СП "Селенгинский район"
Суд
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия
Судья
Фёдорова Дарису Михайловна
Дело на странице суда
gusinoozersky.bur.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2022Передача материалов судье
26.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Подготовка дела (собеседование)
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2022Дело оформлено
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее