№ 2-368/2022
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при помощнике судьи Банновой А.Ю.,
с участием прокурора Дроздовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о понуждении к принятию мер,
У С Т А Н О В И Л:
Гусиноозерский межрайонный прокурор, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>.
В обоснование заявлений требований указал, что межрайоной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> по факту несанкционированного размещения на плодородном слое земельного участка с кадастровым номером: № расположенного в границах участка: <адрес> производственных отходов лесопиления и твердых коммунальных отходов. Территория, на которой расположена несанкционированная свалка, не выделена в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально-определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально-определенного объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации МО «<адрес>» внесено представление. Согласно ответу Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ для ликвидации несанкционированной свалки ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка в Министерство природных ресурсов для выделения денежных средств. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены. Бездействие Администрации МО «<адрес>» по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории <адрес>, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
В судебном заседании представитель Гусиноозерского межрайонного прокурора Дроздова Ю.А. требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Суду сообщила, что до настоящего времени нарушения не устранены.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Еранский Е.В. с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что в настоящее время направлено письмо в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия о выделении денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе расположенной по адресу: <адрес>
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьям 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Конституционные гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 3 которого предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно абзацу 11 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды также предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Поэтому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (статья 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статей 6, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов: к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу земли и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.
В силу пунктов 11, 24 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, не передаваемых им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, если возможность таких расходов предусмотрена федеральным законом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является понуждение к исполнению обязанности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, распоряжением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-р земельный участок с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> местоположение - <адрес> переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № изменен вид разрешенного использования земельного участка, общей площадью <данные изъяты>., адрес (описание местоположения): <адрес>, <адрес> с кадастровым номером: №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «специальная деятельность».
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрации МО «<адрес>» (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: специальная деятельность.
При проведении Управлением Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, установлено размещение свалки, как в отдельных кучах, так и в общей массе, отходов лесопиления (опилок, кора, щепа, обрезки досок и т.п.) и твердых коммунальных отходов (автопокрышки, пластиковая тара, проволока, битый кирпич, шифер, стекло, различные изделия бытовой промышленности, отслужившие срок годности, и т.<адрес> захламления составляет <данные изъяты>. от общей площади участка. Из них №. занимают отходы лесопиления. Кучи ТКО различные по площади, составу и объему хаотично размещены по участку. Основная часть отходов при внешнем осмотре относится к IV, V классам опасности. Осуществлен отбор проб (протокол отбора образцов (проб) почвы № т от ДД.ММ.ГГГГ. Пробы отправлены в ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория». Согласно протоколу испытаний № № от ДД.ММ.ГГГГ в двух образцах выявлено превышение серы. Повышенное содержание серы в почвах приводит к ее закислению, то есть, изменению химического состава компонента природной серы, а также создает опасность для здоровья человека: <данные изъяты>
Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введенному Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 309-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из представленного ответа Администрации МО «<адрес>» Гусиноозерскому межрайонному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, общей площадью <данные изъяты>., в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и в государственном реестре объектов размещения отходов не состоит.
Гусиноозерской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «<адрес>» требований законодательства об охране окружающей среды. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации МО «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы истца о том, что территория, на которой расположена несанкционированная свалка, не выделена в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально-определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально-определенного объекта не значится, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления.
Бездействие администрации МО «<адрес>» по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и производственными отходами лесопиления приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории <адрес>, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
В связи с этим суд, руководствуясь приведенными нормами процессуального закона, учитывая, что ответчиком нарушения законодательства об охране окружающей среды не оспариваются, представитель ответчика согласился с исковыми требованиями, считает возможным удовлетворить исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к Администрации МО «<адрес>.
Как установлено требованиями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок, указанный в иске Гусиноозерским межрайонным прокурором - до ДД.ММ.ГГГГ, разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данный срок для исполнения решения суда.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «<адрес>» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о понуждении к принятию мер удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов лесопиления и твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.М. Фёдорова
Решение в окончательной форме принято 26 мая 2022.