дело № 3-266/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Уфа 8 апреля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И..,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (ООО «Башкирэнерго») к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим со дня принятия постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 4 октября 2017 года № 156 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и обществом с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Комитет) от 4 октября 2017 года № 156 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и обществом с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - постановление № 156) были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с момента вступления в силу по 30 июня 2018 года и с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей 65631,22 руб./МВт*мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 124,93 руб./МВт*мес., одноставочный тариф 0,51673 руб./кВт*ч (том 1 л.д.19-21).
Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - ООО «Башкирэнерго») обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском с учетом уточнений о признании постановления № 156 недействующим со дня принятия (том 1 л.д.7-13, том 3 л.д.147-156).
В обоснование требований административный истец указал, что в оспариваемом постановлении учтены затраты на обслуживание объектов, не принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» (далее – ООО «Энергостройсервис») и не используемых в регулируемой деятельности, затраты на оплату труда учтены в экономически необоснованном размере, принятый размер условных единиц объектов электросетевого хозяйства при расчете тарифа является экономически необоснованным. Комитет в нарушение пункта 46 Методических указаний № 20-э/2 учел в тарифе затраты, связанные с использованием объектов электросетевого хозяйства, которые запрещено учитывать при установлении тарифов. Административный ответчик осуществил тарифное регулирование в отношении организации, не соответствующей Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184, и у Комитета отсутствовали основания для открытия тарифного дела. Комитетом нарушен порядок определения ставки тарифа, а именно ставка тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии должна была быть установлена в размере 0 руб.
В судебном заседании представитель ООО «Башкирэнерго» Лукашов А.В. исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) Зиновьева О.А. и Фахретдинова Р.Ш. требования истца не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать. В своих возражениях и пояснениях в ходе рассмотрения дела пояснили, что основная часть объектов электросетевого хозяйства ООО «Энергостройсервис» арендуется, и была заложена Комитетом в тариф на основании договоров аренды и актов приема-передачи, часть объектов находится в собственности ООО «Энергостройсервис». Данная организация соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184. Комитетом в расчет необходимой валовой выручки приняты 28 единиц персонала, являющиеся производственным персоналом организации относимым на услуги по передаче электрической энергии, хотя организацией заявлено 44 единицы персонала. Управленческий персонал, косвенно относящийся в регулируемой деятельности, исключен из расчета. Учитывая, что в отношении ООО «Энергостройсервис» тариф устанавливался впервые расчетные значения расходов определены с использованием официальной статистической информации и экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, т.к. были известны все параметры арендуемого имущества, в том числе площадь арендуемого имущества, мощность, а также протяженность электроустановок и линий электропередач, даты ввода в эксплуатацию, которые позволяли произвести анализ экономической обоснованности включаемых затрат.
Представитель заинтересованного лица ООО «Энергостройсервис» Шаговой В.Е. иск находит необоснованным. Полагает, что постановление № 156 Комитета принято в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, опросив специалистов и эксперта, обсудив доводы административного искового заявление, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, Верховный Суд Республики Башкортостан приходит к следующему выводу.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 с последующими изменениями.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Пунктами 41, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), предусмотрено, что при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 с последующими изменениями) (далее-Методические указания) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока. В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 года № 404 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам» Комитет определен республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.
Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Комитет) от 4 октября 2017 года № 156 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и обществом с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее - постановление № 156) зарегистрировано и занесено в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции 9 октября 2017 года № 9948, опубликовано 13 октября 2019 года (номер опубликования 201710130009) на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111.
Вышеуказанное постановление вступило в силу в установленном законодательством порядке, является действующим нормативным правовым актом.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике организации, осуществляющие регулируемую деятельность до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность).
Комитетом был проверен организационно-правовой статус ООО «Энергостройсервис», проведен анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 (редакция от 17 октября 2016 года) «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее – Критерии ТСО).
В силу пункта 24 Правил государственного регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям ТСО.
Согласно пунктам 1 и 2 Критериев ТСО для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенные с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения.
Так Комитетом установлено, что согласно представленному перечню объектов оборудования суммарная установленная мощность силовых трансформаторов которыми общество владеет на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования составляет 30,68 МВА, т.е. более 10 МВА.
Кроме того, ООО «Энергостройсервис» владеет на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения: ниже 1 кВ-трехфазных участков линий электропередачи (НН) и 1 -20 кВ (СН2). Общая протяженность линий электропередачи в одноцептном выражении составляет – 60,9 км (том 1 л.д.202, 225-227, 244-245).
В отношении ООО «Энергостройсервис» не применялись понижающие коэффициенты, связанные с уровнем надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. У общества имеется выделенный абонентский номер для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению и официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (3-5 Критерии ТСО), т.е. общество соответствует Критериям ТСО.
Согласно пункту 28 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФСТ России от 28 марта 2013 года № 313-э (далее – Регламент), дело об установлении цен (тарифов) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации открывает в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов и направляет заявителю извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. В случае принятия решения об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений) заявителю в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов направляется соответствующее извещение. Иной порядок рассмотрения органами исполнительной власти заявлений (предложений) об установлении цен (тарифов) действующим законодательством не предусмотрен.
В силу положений пункта 9 (1) Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5 Регламента.
Пунктом 9 (1) Правил государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов).
Как усматривается из материалов дела 27 апреля 2017 года ООО «Энергостройсервис», организация осуществляющая регулируемую деятельность, обратилась в Комитет с заявлением для установления долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан и установлению необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на долгосрочный период регулирования на 2017-2019 годы, представила обосновывающие расчетные материалы (том 1 л.д.159).
На основании данного заявления Комитетом установлен факт опубликования обществом тарифных предложений в соответствии с пунктом 9 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, основания для отказа в открытии дела отсутствовали.
Требования к раскрытию информации, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», ООО «Энергостройсервис» были соблюдены. В сети Интернет на сайте www.ess-ufa.ru раздел «Потребителям» опубликована информация, соответствующая данным бухгалтерской отчетности и формам приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», что подтверждается скриншотом официального сайта заинтересованного лица (том 3 л.д.247).
Комитет, рассмотрев заявления ООО «Энергостройсервис» от 27 апреля 2017 года № 73 (вх. № 2465/2017 от 28 апреля 2017 года) и от 21 июля 2017 года № 123 (вх. № 3922/2017 от 26 июля 2017 года), обосновывающие расчетные материалы, представленные к заявлениям по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом, проанализировав документы, правомерно пришло к выводу об отнесении ООО «Энергостройсервис» к территориальным сетевым организациям, направило извещение о принятии материалов к рассмотрению и открытии дела по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2019 годы (извещение № ТЭК-1647/О, письмо от 2 августа 2017 года № 1240/03/2017) (том 1 л.д.164-166, том 2 л.д.1-270, том 3 л.д.1-110). Также Комитетом установлено соответствие опубликованных ООО «Энергостройсервис» тарифных предложений и заявления об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии от 27 апреля 2017 года № 73.
Административным истцом не представлены доказательств в подтверждение своего довода об отсутствии публикации ООО «Энергостройсервис» предложения о размере цен (тарифов) на дату открытия тарифного дела и о несоответствии опубликованного предложения тарифной заявке общества.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Энергостройсервис» в предыдущем периоде регулирования деятельность по передаче электрической энергии не осуществляло. Данные обстоятельства подтверждаются письмом заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 25 апреля 2017 года № 13К/28194/17, в котором разъяснено, что если на момент опубликования информации, требуемой пунктом 30 (1) Правил регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, организация признана не соответствующей Критериям ТСО, то в отношении данной организации в последующем применяется порядок рассмотрения заявлений на установление тарифов как для организаций, впервые вышедших на регулирование (том 4 л.д.16-17).
Из материалов дела следует, что необходимая валовая выручка ООО «Энергостройсервис» на содержание электрических сетей на период регулирования 2017-2018 годы была установлена Комитетом методом экономически обоснованных расходов (затрат) в следующих размерах НВВ всего 13285,05 тыс.руб, НВВ на содержание электрических сетей 10073,08 тыс.руб, НВВ на оплату потерь 3211,97 тыс.руб (том 1 л.д.210-218).
ООО «Энергостройсервис» оказывает услуги по передаче электрической энергии на СН II, НН уровнях напряжения. Часть имущества находится в собственности общества, основная часть объектов электросетевого хозяйства арендуется, акты приема-передачи и договора аренды были представлены в материалы тарифного дела.
В соответствии с требованиями пункта 2 Регламента рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется на основании предложений (заявления) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).
Комитет, проверив представленные в тарифное дело договора аренды, удостоверился во владении на законном основании объектами электросетевого хозяйства, расположенных в адрес, ЗТП 10/0,4 кВ №7080 и кабельных линий, что явилось основанием для включения объекта в состав тарифа. В компетенцию регулирующего органа не входит проверка фактического владения и эксплуатации электросетевого хозяйства. Представленная в тарифное дело копия договора безвозмездного пользования объектами инженерной инфраструктуры в собственность ООО «Давлекановский завод керамического кирпича» от 01 сентября 2014 года надлежащим образом заверена подписью руководителя общества и скреплена печатью юридического лица. Тот факт, что на момент проведения экспертизы и принятия тарифного решения, объект ЗТП № 7080 был передан в аренду иному лицу, не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
ООО «Энергостройсервис» представила а регулирующий орган расчет условных единиц: объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности напряжения, конструктивного использования и материала опор; объем подстанций 35-1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4-20кВ в условных единицах. Расчеты условных единиц произведены по форме, утвержденной Методическими указаниями № 20-э/2 (Приложения 2, таблицы 2.1 и 2.2).
Количество условных единиц ООО «Энергостройсервис» на 2017-2018 годы 251,98 у.е, из них 157,58 у.е – объем линий электропередач (таблица П 2.1), 94,4 у.е – объем подстанций (таблица П 2.2), протяженность электрических сетей по трассе – 60,9 у.е. Количество условных единиц подтверждается объектами, которые переданы по договорам аренды имущества, свидетельствами о регистрации права собственности. В расчет необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии объем условных единиц Комитетом принят согласно экспертному заключению по Приложению №1 (том 1 л.д.210-211).
Административный истец в обоснование своего довода о том, что размер условных единиц объектов электросетевого хозяйства при расчете тарифа является экономически необоснованным, никаких доказательств не представил.
Затраты на обслуживание и содержание объектов электросетевого хозяйства ООО «Энергостройсервис» равны нулю.
Также суд учитывает, что согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Действующим в сфере тарифного регулирования законодательством определено единство подхода по формированию затрат организаций, независимо от способа осуществления работ (непосредственно сотрудниками регулируемой организации, либо работниками подрядных организаций), как не влияющего на набор (объем) выполняемых работ и услуг производственного характера; пунктом 7 Основ ценообразования на тарифный орган возложена обязанность по исключению из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ООО «Энергостройсервис» по статье «расходы на оплату труда» на 2017 год заявлены расходы в сумме 12363,56 тыс.руб с учетом численности 44 человека и среднемесячной зарплаты на одного работника 23415,83руб.
Орган регулирования посчитал, что расчет общества является экономически необоснованным, и самостоятельно определил расходы на оплату труда исходя из представленных документов. Расчет Комиссии не противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования, в частности, соответствует пункту 26 Основ ценообразования, пункту 57 (таблица П1.16 приложения 1) Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.
Так согласно заключению экспертизы приложение №№ 1 и 2 Комитет, проанализировав расчет расходов на оплату труда по форме таблица П1.16, штатное расписание участка по передаче электроэнергии, расходы организаций, имеющих аналогичную структуру, взял в расчет расходы на оплату труда 7707,02 тыс.руб на 2017 и 7707,02 тыс.руб на 2018 год, исходя из того, что на регулируемой деятельности в организации заняты 28 человек. При этом Комитетом установлено отсутствие технико-экономического обоснования содержания штата с заявленной численностью 44 человека, отсутствие тарифных соглашений, заключенных регулируемой организацией, в связи с чем нормативная численность организации была отклонена. Персонал, косвенно относящийся к регулируемой деятельности, исключен. Кроме того, Комитет принял во внимание производственную необходимость постоянного дежурства персонала и создания аварийно-выездных бригад с круглосуточным режимом работы, водителя (минимальное количество человек в смене 2, количество человек-часов в год -17520, норма рабочего времени в месяц 144, минимальное необходимое количество человек на 1 участок – 10,14). При расчете численности рабочих органом регулирования обоснованно учтен объем обслуживаемого электросетевого оборудования по нескольким муниципальным образованиям республики.
Утверждение административного истца, что расчет Комитета численности работников и среднемесячной заработной платы противоречит Приказу Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 года №68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. «Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий» является несостоятельным.
Отчисления на социальные нужды приняты Комитетом по установленным ставкам, исходя из скорректированных расходов на оплату труда, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», уведомлением Фонда социального страхования Российской Федерации 0,7%.
Суд не может согласиться с доводом ООО «Башкирэнерго» о том, что ставка тарифа на оплату технологического расхода (потерь) должна была быть установлена в размере 0 рублей, по следующим основаниям.
Расчет технологического расхода электрической энергии (потерь) произведен Комитетом в соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования, который предусматривает, что для территориальных сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется исходя из отпуска электрической энергии в сеть и величины фактических потерь электрической энергии в отношении сторонних потребителей (субабонентов) за последний истекший год.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 81 Основ ценообразования для территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также для территориальных сетевых организаций, предыдущий период регулирования которых составил менее 12 месяцев, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям должен быть определен исходя из условия не превышения по соответствующим уровням напряжения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации, с учетом показателей, по которым производится дифференциация нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в соответствии с методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации.
ООО «Энергостройсервис» на 2017 год заявлен процент потерь электрической энергии в размере 5,7% и объем потерь электрической энергии в размере 1,55 млн.кВтч.
Из заключения экспертизы усматривается, что ввиду отсутствия в материалах дела сведений об объеме фактических потерь за 2016 год, наличия договорных отношений на купле-продаже фактических потерь и документации, позволяющей достоверно проверить сведения об объемах фактических потерь за 2016 год, Комитет направил запрос гарантирующему поставщику ООО «ЭСКБ» в зоне деятельности ООО «Энергостройсервис», у которой регулируемая организация обязана покупать фактические потери в случае их наличия. В соответствии с представленной информацией у ООО «ЭСКБ» в 2016 и 2017 годах не осуществлялась купли-продажа электрической энергии в целях компенсации фактических потерь в сетях ООО «Энергостройсервис».
Комитет, используя данные об объемах электрической энергии по формам П1.4, П1.5 ООО «Энергостройсервис», формам №46-ЭЭ из материалов тарифного дела (тарифное дело стр.139-164, письмо от 18 августа 2017 года вх.№4224/2017), рассчитал потери электрической энергии в сетях общества на 2017 год исходя из уровня потерь, определенного по уровням напряжения как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения с учетом соотношения протяженности воздушных и кабельных линий электропередачи в одноцептном выражении и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования.
К расчету были приняты нормативы потерь, утвержденные приказом, Министерства энергетики Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 674, применительно к параметрам ООО «Энергостройсервис», а именно, по уровню ВН и СН1 не применимо, в связи с отсутствием ВЛЭП и КЛЭП, по уровню СН2 - 6,48%, по уровню НН – 7,27%.
Уровень потерь определен по формуле 5,69%=27,26 х (min{6,48%; 4,62}) +5,28 х (min{6,48%; 4,62}) : 27,26.
Объем потерь 1,55 кВтч определен исходя из рассчитанного уровня (процента) потерь 5,69% и планируемого поступления в сеть 27,26 млн.кВтч.
Расчет затрат на покупку технологического расхода (потерь) электроэнергии в сетях Республики Башкортостан на 2017-2018 годы произведен Комитетом исходя из плановой среднегодовой стоимости электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации технологического расхода (потерь) электроэнергии – ставки на покупку потерь электрической энергии, принятой в размере 2072,238 руб./МВт* (без НДС); объема технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях организации в размере 1,55кВт*ч в соответствии с вышеуказанным расчетом.
На основании изложенного, регулирующий орган правомерно пришел к выводу, что затраты на покупку потерь в 2017-2018 годах планируются в размере 3211,97 тыс.руб. Примененный органом регулирования порядок расчета величины потерь электрической энергии является обоснованным и не противоречит Основам ценообразования.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (ООО «Башкирэнерго») к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании недействующим со дня принятия постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 4 октября 2017 года № 156 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» и обществом с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова