Дело № 2а-5146/2021
39RS0002-01-2021-005718-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Самойленко М.В.,
при секретаре Павленко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смитницкой О.Б. к Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград», Администрации ГО «Город Калининград» о признании решения незаконным, об обязании признать жилое помещение непригодным для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Смитницкая О.Б. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что является нанимателем жилого помещения – комнаты №, коммунальной квартиры № в многоквартирном < адрес > в г. < адрес >, в которой отсутствует центральное горячее водоснабжение, отопительные батареи в общем коридоре площадью 139 кв.м., вентиляция в мойке 15 кв.м., общем коридоре на 24 комнаты и сушке, площадью 15 кв.м., остается опасной микологическая обстановка для жизни и здоровья людей в связи с невыполнением ремонтных работ по решению Центрального районного суда г. Калининграда < Дата > направленных на уничтожение очагов сырости и плесени, создании условий воздухообмена, согласно нормативам СанПИНа.
< Дата > административный истец обратилась в Межведомственную комиссию Комитета городского хозяйства администрации ГО «Город Калининград» для признания названного жилого помещения непригодным для проживания, представив подлинник Технического заключения от августа 2020 г., а также заявив ходатайство о рассмотрении иных документов, находящихся в Межведомственной комиссии.
< Дата > междуведомственной комиссией было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, оформленное в форме уведомления №.
Смитницкая О.Б. полагает названное решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям незаконным, поскольку в ходе рассмотрения заявления были выявлены нарушения: не проверено фактическое состояние жилого помещения, не проведены обследования соответствия помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям, не представлены подтверждающие акты о соответствии уровню безопасности содержания вредных факторов с указанием показателей, не назначена в полном составе необходимых специалистов выездная комиссия для обследования жилого объекта, не составлен акт обследования помещений.
На основании изложенного Смитницкая О.Б. просила признать решение Межведомственной комиссии Комитета городского хозяйства администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > незаконным; обязать признать жилое помещение – коммунальную < адрес > многоквартирном доме №44 по ул. А. Невского в г. < адрес >, непригодным для проживания.
В судебном заседании Смитницкая О.Б. доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – Администрации ГО «Город Калининград» Цирулик Е.О. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал, поддержал ранее представленные возражения, согласно которым комиссией был сделан правомерный вывод о том, что коммунальная < адрес > < адрес > не может обладать признаками помещения, непригодного для проживания. В 2021 г. в отношении данного жилого помещения муниципальным казенным учреждением «Капитальный ремонт многоквартирных домов» проведены и приняты работа по капитальному ремонту.
Административный ответчик – Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград», извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Раннее в судебном заседании председатель комиссии Кондратьев Ю.Л. против административного искового заявления возражал, пояснил, что комиссией дополнительное обследование при оценке не производилось ввиду его нецелесообразности, так как на момент оценки ремонтные работы в жилом помещении не производились. Комиссия не принимает окончательного решения о непригодности жилого помещения к проживанию, а только дает ему оценку, окончательное решение принимается постановлением администрации ГО «Город Калининград». Также поддержал представленные возражения, согласно которым после исполнения решения суда, в случае появления дефектов, надлежащие лица имеют право повторно обратиться в комиссию. На момент проведения оценки, коммунальная < адрес > в < адрес > не обладала безусловными признаками помещения, непригодного для проживания.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту Положение).
При этом действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В силу п. 7 Положения - оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз. 3 п. 7 Положения).
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 22.04.2016 №540 создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений при администрации городского округа «Город Калининград», а также утвержден ее состав, состоящий из председателя комиссии – Кондратьева Ю.Л., заместителя председателя комиссии – Швырялкиной Т.А., секретаря комиссии – Каштелян Е.А., а также 12 членов комиссии.
Кроме того, постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 25.11.2015 №1961 утвержден Административный регламент администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Административный регламент).
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю: 1) заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - заключение), и копии постановления администрации городского округа «Город Калининград» о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (далее - Постановление администрации), либо решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества (в случае, если Комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности), либо решения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 2) уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п. 2.3 Административного регламента).
Как установлено в судебном заседании и не оспорено сторонами, Смитницкая О.Б. является нанимателем жилого помещения – комнаты №, коммунальной < адрес > многоквартирном доме < адрес >
< Дата > Смитницкая О.Б. обратилась в Администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о признании названого жилого помещения непригодным для проживания, представив, в том числе техническое заключение №ТЗ-2020/08-006 от 2020 г.
< Дата > по результатам рассмотрения заявления Смитницкой О.Б. межведомственной комиссией для оценки жилых помещений при Администрации ГО «Город Калининград» принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, о чем административном истцу направлено уведомление №, согласно которому основания для признания жилого помещения < адрес > < адрес > непригодным для проживания, предусмотренных п. 33-41 Положения отсутствуют.
Как следует из выписки из протокола №3 заседания межведомственной комиссии для оценки жилых помещений при администрации ГО «Город Калининград» от 17.03.2021 г., в заседании участвовали: председатель комиссии – Кондратьев Ю.Л., заместитель председателя комиссии – Швырялкина Т.А., секретарь комиссии – Каштелян Е.А., а также члены комиссии – Власов А.А., Лахонин П.И., Стаховская Е.Ю., Сысоева Г.Ю., Урядникова Т.Н., Чумичёва О.В., Щептева С.В.
В силу п. 4.8 Положения о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений при администрации ГО «Город Калининград», утвержденного постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 25.01.2016 г. №60, заседание Комиссии считается правомочным при участии в заседании Комиссии не менее половины ее утвержденного состава.
Учитывая названные положение, межведомственная комиссия 17.03.2021 г. в указанном составе была собрана в необходимом кворуме, и вопреки доводам административного истца являлась правомочной.
Вместе с тем, согласно выводам представленного Смитницкой О.Б. на рассмотрение межведомственной комиссии технического заключения №ТЗ-2020/08-006 от 2020 г., выполненного ООО «ТрансЗападСтрой», в ходе проведения обследования был выявлен ряд дефектов, свидетельствующих о нарушении температурно-влажностного режима в здании: образование плесени, отслоения, разрешения отделочного слоя и пр.; по результатам тепловизионого обследования ограждающих конструкций объекта от < Дата > выявлены несоответствия санитарно-гигиеническим и оптимальным параметрам микроклимата помещений и ограждающих конструкций зданий и сооружений согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Обнаружены температурные аномалии, которые указывают на нарушение теплоизоляции здания; по результатам микологической экспертизы от < Дата > следует, что микологическая ситуация в помещениях – неблагоприятная, по состоянию на момент обследования непригодны для постоянного проживания по причине заражения плесневыми грибами; в ходе осмотра не обнаружены работы, направленные на устранение причин образования существующих дефектов, в том числе работы, которые необходимо выполнить по решению Центрального районного суда г. Калининграда; для уточнения микологической ситуации на текущий момент рекомендуется выполнить повторную микологическую экспертизу; для устранения причин образования выявленных дефектов необходимо следовать рекомендациям микологической экспертизы: устроить систему нормального воздухообмена в здании, выполнить полное утпеление фасада здания для предотвращения дальнейших промерзаний, выполнить полную очистку отделочных покрытий с обработкой антигрибковыми составами; работы выполнять с учетом требований решения суда от 2013 г.
Кроме того, как указано в последнем абзаце раздела 3.2 технического заключения указано, что существующие дефекты создают неблагоприятную обстановку для проживания в жилом здании и угрожают здоровью проживающих в нем граждан, для уточнения параметров микроклимата и плесневых грибов на текущий момент рекомендуется выполнить повторную микологическую экспертизу.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > на Администрацию городского округа «Город Калининград» в срок до < Дата > возложена обязанность профинансировать и произвести работы по ремонту < адрес > < адрес >, а также общего имущества многоквартирного жилого < адрес > < адрес >, а именно: разобрать покрытие кровли; заменить утеплитель чердачного перекрытия кровли, выполнив утепление по действующим строительным нормам и правилам с тёплой стороны жилых помещений устроить пароизоляцию, а с холодной стороны чердачного помещения - ветрозащиту); заменить все деревянные элементы стропильной системы кровли; собрать покрытие кровли, в < адрес > < адрес >: демонтировать поражённые плесенью отделочные покрытия стен и потолка; осуществить обработку стен и потолка антигрибковым составом; устроить новые отделочные покрытия.
Кроме того, на ООО «Управляющая компания Ленинградского района» возложена обязанность в срок до < Дата > профинансировать и произвести работы по текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого < адрес > < адрес >, а именно: осуществить прочистку вентиляционных каналов с установкой вентиляторов; осуществить установку специальных приточных клапанов в конструкцию окон в местах общего пользования; устроить отмостку возле дворового фасада; демонтировать поражённые плесенью отделочных покрытия стен и потолка; осуществить обработку стен и потолка антигрибковым составом; устроить новые отделочные покрытия.
Во исполнение решения суда < Дата > Администрацией ГО «Город Калининград» был заключен муниципальный контракт № о проведении работ по капитальному ремонту жилого помещения № (< адрес > < адрес >, работы по которому приняты в полном объеме, в том числе < Дата > Смитницкой О.Б. приняты ключи от жилого помещения.
При разрешении спора судом установлено, и не оспорено сторонами, что до настоящего времени решение Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > ООО «Управляющая компания Ленинградского района» не исполнено.
В силу п. 13 Положения, инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.
Пунктом 44 Положения определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, включающая в частности определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
В нарушение установленной в п. 44 Положения процедуры рассмотрения заявления комиссия необоснованно не разрешила вопрос обследования жилого помещения, не определила перечень дополнительных документов, не указала на возможность разрешения вопроса без привлечения специалистов, экспертов, не привела обоснование того, что существующие дефекты, установленные в том числе техническим заключением №ТЗ-2020/08-006 от 2020 г., не создают неблагоприятную обстановку для проживания в жилом здании и не угрожают здоровью проживающих в нем граждан, жилое помещение соответствует требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Вместе с тем, п. 33 Положения определяет, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Так решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > установлены дефекты жилого помещения – < адрес > < адрес >, техническим заключением № от 2020 г. выявлено, что существующие дефекты создают неблагоприятную обстановку для проживания в жилом здании и угрожают здоровью проживающих в нем граждан, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ссылка административного истца на отсутствие оснований, предусмотренных, в том числе п. 33 Положения, без соблюдения процедуры рассмотрения заявления, в том числе необоснованного не привлечения специалистов и (или) экспертов, является преждевременной.
Указание межведомственной комиссии на решение Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата >, а также на его длительное неисполнение (более 7 лет) управляющей компанией, не может служить достаточным доводом, для отказа в предоставлении муниципальной услуги, при реально существующей в настоящее время угрозе жизни и здоровью проживающих в нем лиц, которые не могут быть поставлены в зависимость от добросовестности исполнения возложенных судом обязанностей на третьих лиц.
Кроме того, при разрешении спора судом учитывается, что Смитницкая О.Б. является нанимателем жилого помещения, вместе с тем, Администрацией ГО «Город Калининград», как его собственником, достаточных и полных мер, в том числе для понуждения управляющей компании устранить установленное судом недостатки жилого помещения, создающие угрозу жизни и здоровью проживающих в нем людей, не предпринято, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» от < Дата > об отказе в предоставлении муниципальной услуги по признанию жилого помещения – < адрес > непригодным для проживания, нельзя признать не нарушающим права административного истца, а как следствие и законным.
Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Учитывая, что законность и обоснованность заявления Смитницкой О.Б., а также полнота представленных в его обоснование документов, не была предметом рассмотрения в настоящем административном деле, оснований для удовлетворения требования административного истца о признании жилого помещения – < адрес > непригодным для проживания, не имеется.
Суд считает необходимым возложить на административного ответчика - Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» обязанность повторно рассмотреть заявление заявление Смитницкой О.Б. о признании жилого помещения – < адрес > непригодным для проживания.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Смитницкой О.Б. – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» от < Дата > об отказе в предоставлении муниципальной услуги по признанию жилого помещения – < адрес > непригодным для проживания.
Обязать Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» повторно рассмотреть заявление Смитницкой О.Б. о признании жилого помещения – < адрес > непригодным для проживания.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 13 января 2022 года.
Судья М.В. Самойленко