Решение по делу № 33-4792/2024 от 26.06.2024

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-4792/2024

№ 2-551/2024

УИД 36RS0006-01-2023-008647-18

Строка № 2.219

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 июля 2024 г. город Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мещеряковой Е.А.

судей Зелепукина А.В., Кузьмина И.А.,

при секретаре Полякове А.В.,

с участием прокурора Кривцова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кузьминой И.А.

гражданское дело № 2-551/2024 по исковому заявлению прокурора Коминтерновского района г. Воронежа в защиту интересов Зорникова ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ

(судья районного суда Клочкова Е.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Коминтерновского района г. Воронежа обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов Зорникова Н.Н., в котором просит взыскать с ответчика в пользу Зорникова Н.Н. компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что Зорников Н.Н. является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ, на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - Отделение) по обеспечению средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки шагающие 1 шт.).

ДД.ММ.ГГГГ от Зорникова Н.Н. в Отделение поступило заявление на обеспечение его средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки, шагающие 1 шт.). Однако до настоящего времени заявитель не обеспечен техническим средством реабилитации - ходунки шагающие, а средством реабилитации кресло-стул с санитарным оснащением с колесами обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что необеспечение Зорникова Н.Н. техническими средствами реабилитации влечет нарушение прав инвалида на создание достойных условий жизни, поддержание жизнедеятельности, сохранение здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека), что является основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2024 постановлено: «Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области в пользу Зорникова Николая Николаевича компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей».

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу итогового судебного акта суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований к обществу отказать в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кривцов В.А. против доводов апелляционной жалобы возражал, полагал решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены в установленном законом порядке, никаких заявлений, ходатайств не поступило, о причинах неявки не сообщили и доказательства, подтверждающие уважительную причину неявки, не предоставили.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном интернет-сайте Воронежского областного суда - http://oblsud.vrn.sudrf.ru/. в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствии неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Воронежского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав прокурора Кривцова В.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Зорников Н.Н. является инвалидом 2 группы ДД.ММ.ГГГГ.

На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - Отделение) по обеспечению средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки шагающие 1 шт.).

ДД.ММ.ГГГГ от Зорникова Н.Н. в Отделение поступило заявление на обеспечение его средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки, шагающие 1 шт.).

Из материалов проверки следует, что на момент обращения Зорникова Н.Н. (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением на обеспечение рекомендованными техническими средствами реабилитации действующие государственные контракты были исполнены в полном объеме.

В ходе проведенной работы по распределению поступившего остатка денежных средств федерального бюджета отделением Фонда проведены закупочные процедуры в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, по результатам которых Зорников Н.Н. был обеспечен рекомендованными техническими средствами реабилитации.

Как следует из материалов дела, согласно акту приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ Зорников Н.Н. обеспечен кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ - ходунками шагающими, т.е. с явным нарушением сроков предоставления данных средств, что представителем ответчика и не отрицалось по существу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, а также статей 151, 1099, 1101 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» исходил из того, что Зорников Н.Н. являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, предоставление которых производится за счет средств федерального бюджета, действиями ответчика, не принявшего надлежащих мер к предоставлению таких средств в установленный срок, нарушены личные неимущественные права Зорникова Н.Н., в результате чего, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, учел конкретные обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, характер нравственных страданий, индивидуальные особенности личности истца, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, а также, принял во внимание, что из-за отсутствия указанных средств реабилитации Зорников Н.Н. был ограничен в самостоятельном передвижении и обслуживании себя, в связи с чем, посчитал необходимым определить сумму взыскания морального вреда в размере 20 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, при этом исходит из следующего.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 39).

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями

В абзаце 2 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с пунктом 5 Правил, п. п. 11 - 12 Регламента при наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) территориальное отделение Фонда в 15-дневный срок с даты поступления заявления в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю соответствующее направление на обеспечение.

Срок обеспечения заявителя техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением заявителя и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как указывает ответчик, на момент обращения Зорникова Н.Н. (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением на обеспечение рекомендованными техническими средствами реабилитации действующие государственные контракты были исполнены в полном объеме. Количество поданных заявлений превышало объем выделенных бюджетных ассигнований на данные цели на текущий год.

Кроме того, обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией РФ и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии вины в действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области, судебная коллегия исходит их того, что, Зорников Н.Н. обеспечен кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), ходунками шагающими с явным нарушением сроков предоставления данных средств, что представителем ответчика не оспаривалось.

Доводы автора жалобы относительно того, что отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда в связи с нарушением права инвалида на получение технического средства реабилитации, судебная коллегия отклоняет, ввиду следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В пункте 2 статьи 11 названного закона закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета – ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что как предоставление средств реабилитации, абилитации, направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Длительная задержка в предоставлении гарантированных государством средств технической реабилитации повлияла на качество жизни истца, что очевидно причинило ему нравственные страдания.

Поскольку право инвалидов на такую гарантированную меру социальной защиты, как проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд принял во внимание фактические обстоятельства причинения вреда, допущенные со стороны ответчика нарушения прав истца, степень нравственных страданий истца вследствие таких ограничений, из-за отсутствия указанных средств реабилитации Зорников Н.Н. был ограничен в самостоятельном передвижении и обслуживании себя, а также требования разумности и справедливости, взыскал с ответчика 20 000 руб.

Приведенные ответчиком в жалобе доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 июля 2024 г.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-4792/2024

№ 2-551/2024

УИД 36RS0006-01-2023-008647-18

Строка № 2.219

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 июля 2024 г. город Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мещеряковой Е.А.

судей Зелепукина А.В., Кузьмина И.А.,

при секретаре Полякове А.В.,

с участием прокурора Кривцова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кузьминой И.А.

гражданское дело № 2-551/2024 по исковому заявлению прокурора Коминтерновского района г. Воронежа в защиту интересов Зорникова ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ

(судья районного суда Клочкова Е.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Коминтерновского района г. Воронежа обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов Зорникова Н.Н., в котором просит взыскать с ответчика в пользу Зорникова Н.Н. компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что Зорников Н.Н. является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ, на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - Отделение) по обеспечению средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки шагающие 1 шт.).

ДД.ММ.ГГГГ от Зорникова Н.Н. в Отделение поступило заявление на обеспечение его средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки, шагающие 1 шт.). Однако до настоящего времени заявитель не обеспечен техническим средством реабилитации - ходунки шагающие, а средством реабилитации кресло-стул с санитарным оснащением с колесами обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что необеспечение Зорникова Н.Н. техническими средствами реабилитации влечет нарушение прав инвалида на создание достойных условий жизни, поддержание жизнедеятельности, сохранение здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека), что является основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2024 постановлено: «Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области в пользу Зорникова Николая Николаевича компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей».

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу итогового судебного акта суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований к обществу отказать в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кривцов В.А. против доводов апелляционной жалобы возражал, полагал решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены в установленном законом порядке, никаких заявлений, ходатайств не поступило, о причинах неявки не сообщили и доказательства, подтверждающие уважительную причину неявки, не предоставили.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном интернет-сайте Воронежского областного суда - http://oblsud.vrn.sudrf.ru/. в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствии неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Воронежского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав прокурора Кривцова В.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Зорников Н.Н. является инвалидом 2 группы ДД.ММ.ГГГГ.

На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - Отделение) по обеспечению средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки шагающие 1 шт.).

ДД.ММ.ГГГГ от Зорникова Н.Н. в Отделение поступило заявление на обеспечение его средствами реабилитации (кресло-стул с санитарным оснащением с колесами 1 шт. и ходунки, шагающие 1 шт.).

Из материалов проверки следует, что на момент обращения Зорникова Н.Н. (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением на обеспечение рекомендованными техническими средствами реабилитации действующие государственные контракты были исполнены в полном объеме.

В ходе проведенной работы по распределению поступившего остатка денежных средств федерального бюджета отделением Фонда проведены закупочные процедуры в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, по результатам которых Зорников Н.Н. был обеспечен рекомендованными техническими средствами реабилитации.

Как следует из материалов дела, согласно акту приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ Зорников Н.Н. обеспечен кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ - ходунками шагающими, т.е. с явным нарушением сроков предоставления данных средств, что представителем ответчика и не отрицалось по существу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, а также статей 151, 1099, 1101 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» исходил из того, что Зорников Н.Н. являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, предоставление которых производится за счет средств федерального бюджета, действиями ответчика, не принявшего надлежащих мер к предоставлению таких средств в установленный срок, нарушены личные неимущественные права Зорникова Н.Н., в результате чего, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, учел конкретные обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, характер нравственных страданий, индивидуальные особенности личности истца, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, а также, принял во внимание, что из-за отсутствия указанных средств реабилитации Зорников Н.Н. был ограничен в самостоятельном передвижении и обслуживании себя, в связи с чем, посчитал необходимым определить сумму взыскания морального вреда в размере 20 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, при этом исходит из следующего.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 39).

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями

В абзаце 2 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с пунктом 5 Правил, п. п. 11 - 12 Регламента при наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) территориальное отделение Фонда в 15-дневный срок с даты поступления заявления в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю соответствующее направление на обеспечение.

Срок обеспечения заявителя техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением заявителя и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как указывает ответчик, на момент обращения Зорникова Н.Н. (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением на обеспечение рекомендованными техническими средствами реабилитации действующие государственные контракты были исполнены в полном объеме. Количество поданных заявлений превышало объем выделенных бюджетных ассигнований на данные цели на текущий год.

Кроме того, обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией РФ и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии вины в действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области, судебная коллегия исходит их того, что, Зорников Н.Н. обеспечен кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), ходунками шагающими с явным нарушением сроков предоставления данных средств, что представителем ответчика не оспаривалось.

Доводы автора жалобы относительно того, что отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда в связи с нарушением права инвалида на получение технического средства реабилитации, судебная коллегия отклоняет, ввиду следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В пункте 2 статьи 11 названного закона закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета – ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что как предоставление средств реабилитации, абилитации, направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Длительная задержка в предоставлении гарантированных государством средств технической реабилитации повлияла на качество жизни истца, что очевидно причинило ему нравственные страдания.

Поскольку право инвалидов на такую гарантированную меру социальной защиты, как проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд принял во внимание фактические обстоятельства причинения вреда, допущенные со стороны ответчика нарушения прав истца, степень нравственных страданий истца вследствие таких ограничений, из-за отсутствия указанных средств реабилитации Зорников Н.Н. был ограничен в самостоятельном передвижении и обслуживании себя, а также требования разумности и справедливости, взыскал с ответчика 20 000 руб.

Приведенные ответчиком в жалобе доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 июля 2024 г.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-4792/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зорников Николай Николаевич
Прокуратура Коминтерновского района г. Воронежа
Ответчики
ОСФР по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
26.06.2024Передача дела судье
16.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2024Передано в экспедицию
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее