Решение по делу № 33-33986/2022 от 13.10.2022

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Никитухина И.В.                                                           Дело 33-33986/22

Уникальный идентификатор дела

            50RS0047-01-2022-000209-95

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            24 октября 2022 года                                                                      г. Красногорск

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

    судей Колотовкиной Е.Н., Гирсовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Андреевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО на решение Талдомского районного суда Московской области от 26 апреля 2022 г. по делу № 2-316/2022 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области, ФИО, ФИО о признании действий по отказу в установлении меры социальной поддержки незаконными, признании решения незаконным,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, ФИО, ФИО о признании действий по отказу в государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, незаконными, признании решения незаконным.

В обоснование иска указала, что 11.01.2022 г. истец подала заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. К заявлению она приложила выписку из домовой книги, паспорт, справку о регистрации в органах службы занятости населения, справку о доходах 2-НДФЛ из АО «РАЛЬФ Рингер», письмо ООО «Любимое дело» об отсутствии дохода, Анкету к заявлению, Приложение №2 к заявлению, копию справки на ортопедическую обувь. В Приложении №2 она подробно изложила описание своей трудной жизненной ситуации. Однако в оказании социальной помощи ей было отказано. В 2013 году ей была сделана операция на позвоночнике, в 2017 году она перенесла микроинсульт. В результате отказа она не попала на медицинские консультации. Болезнь не позволяет ей подобрать подходящую работу. С доводами отказа она не согласна, так как ею были представлены все документы, подтверждающие доходы в 2021 году: справка 2-НДФЛ от 13.10.2021г., письмо ООО «Любимое дело» об отсутствии дохода в этой организации. Все требуемые документы для назначения социальной помощи истцом были представлены в полном объеме, никаких дополнительных документов у нее не запрашивали. Ее среднедушевой доход за расчетный период ниже прожиточного уровня, из-за болезни она не может развивать свое дело. С действиями специалистов Талдомского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области она не согласна.

Просила суд признать действия (и/или) бездействие) специалиста ФИО, начальника Талдомского управления социальной защиты населения ФИО в связи с отказом в установлении меры социальной поддержки в виде государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, незаконными, признать решение от 18.01.2022г. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным.

В судебном заседании суда первой инстанции истец иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель Министерства социального развития Московской области ФИО иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва на иск.

Ответчик ФИО в суд не явилась, от ответчика поступили возражения на иск, в которых просила в иске отказать.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права просит истец по доводам апелляционной жалобы.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца и ответчиков, учитывая их надлежащее уведомление о месте, дне и времени рассмотрения дела и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 08.01.2022 г. ФИО обратилась в Талдомское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в целях осуществления иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, в связи с отсутствием дохода и необходимостью получения лечения (л.д.58-64).

К заявлению были приложены выписка из домовой книги, паспорт, справка о доходах из АО «РАЛЬФ Рингер», справка ООО «Любимое дело» об отсутствии доходов, Анкета, пояснения причин трудной жизненной ситуации, справка на ортопедическую обувь.

Уведомлением от 18.01.2022 г. ФИО дан ответ об отказе в установлении мер социальной поддержки «Государственная социальная помощь на основании социального контракта» в связи с представлением заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на праве собственности; отсутствием документов, подтверждающих причины, объективно препятствующие осуществлению трудовой деятельности или иной формы занятости.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований ФИО о признании действий по отказу в установлении меры социальной поддержки незаконными, признании решения незаконным, суд первой инстанции, пришел к выводу о законности принятого Талдомским Управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области решения и об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу социальную помощь на основании социального контракта, поскольку истцом не было представлено документов, подтверждающих причины, объективно препятствующие осуществлению трудовой деятельности или иной формы занятости, а также документов, подтверждающих, что отсутствие дохода вызвано объективными причинами, не зависящими от заявителя.

Судебная коллегия соглашается с выводом суд первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии со ст.7 ч.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту их жительства или по месту их пребывания.

Условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим от них причинам среднедушевого дохода ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения) на год заключения социального контракта.

Государственная социальная помощь, оказываемая на основании социального контракта, назначается на срок действия социального контракта, заключенного с гражданином, исходя из программы социальной адаптации, предусматривающей мероприятия:

1) по поиску работы;

2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

3) по ведению личного подсобного хозяйства;

4) по оказанию содействия в прохождении процедуры банкротства граждан в рамках реализации положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

5) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

Трудоспособным малоимущим гражданам, обратившимся за получением государственной социальной помощи на основании социального контракта, уполномоченным органом разрабатывается программа социальной адаптации по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, установленных пунктом 5 части 3 настоящей статьи, только в случаях, если реализация мероприятий по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства невозможна в силу причин, объективно препятствующих осуществлению трудовой деятельности и иным формам занятости (болезнь и длительная потеря трудоспособности, осуществление ухода за нетрудоспособными престарелыми гражданами, инвалидами I, II групп и получение компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", получение впервые высшего образования по очной форме обучения в государственных образовательных организациях высшего образования до достижения возраста 23 лет и иные причины, объективно препятствующие трудовой деятельности).

Расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

С учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.

К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на предпринимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.

Из документов и пояснений сторон следует, что ФИО была трудоустроена и имела постоянный доход в АО «РАЛЬФ Рингер», откуда уволилась по собственному желанию в сентябре 2021 года. Кроме того, ФИО является учредителем и директором ООО «Любимое дело», то есть имеет возможность получать доход от деятельности организации.

Причина, по которой у ФИО отсутствует доход от трудовой или иной приносящей доход деятельности, нельзя признать независящей от нее, поскольку ФИО самостоятельно и добровольно уволилась с постоянного места работы, безработной не признана, руководит ООО «Любимое дело», нетрудоспособной или ограниченно трудоспособной не признана, сведений о наличии у истца заболеваний, лишающих ее возможности получать доход, на момент вынесения оспариваемого решения также не имеется. Обстоятельства, препятствующие ей в выборе профессии или рода деятельности, отсутствуют и независящих от нее причин, которые лишали бы истца возможности иметь среднедушевой доход выше величины прожиточного минимума, не имеется. Представленные истцом направления на консультации в ГБУЗ ГКБ им.С.П.Боткина, выписные эпикризы за 2013 год, 2017 год, справка о нуждаемости в ортопедической обуви, не свидетельствуют о наличии трудной жизненной ситуации истца и невозможности трудиться.

Суд надлежащим образом проверил обстоятельства, необходимые для разрешения спора и пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям закона об их относимости и допустимости, подтверждающих факт незаконных действий со стороны ответчика.

При таких обстоятельствах, поскольку со стороны ответчика отсутствовали какие-либо незаконные действия (бездействия) в отношении истца, то судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы истца направлены на неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

            Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

            ОПРЕДЕЛИЛА:

                решение Талдомского районного суда Московской области от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.

            Председательствующий

            Судьи

            Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14.11.2022 года

33-33986/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Королева Марина Владимировна
Ответчики
Завьялова Анна Алексеевна
Черторижская Наталья Александровна
Талдомское управление социальной защиты населения
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Л.С.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
24.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2022Передано в экспедицию
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее