Дело № 3а-977/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Брянск 26 ноября 2020 года
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Бобылевой Л.Н.
при секретаре Шалатоновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Русское молоко» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Русское молоко» обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельных участков:
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 1 973 211,80 руб.;
– с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 1 421 654,85 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 4 127 176,86 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 6 293 330 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 27 322 509,45 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 14 797 830 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 16 933 277,33 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 1 474 088,99 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 1 471 480,47 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 122 540,77 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 929 105,44 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 428 326,07 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 5 433 560 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 5 063 090 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 16 794 640 руб.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав как плательщика налога.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года:
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 129 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 93 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 216 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 4 056 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 352 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 9 537 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 8 633 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 69 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 62 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 131 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 153 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 19 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 3 294 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 2 581 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в размере 8 562 000 руб.
В обоснование заявленного требования истец представил отчет об оценке ИП Кулина Э.В. от 17 марта 2020 года № 29.
В судебное заседание представитель административного истца не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области в судебном заседании отсутствовала, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, из представленного отзыва на иск следует, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но возражает против удовлетворения иска, поскольку установление кадастровой стоимости в размере заявленной рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области.
Представитель административного ответчика управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва на иск следует, что разрешение дела оставляет на усмотрение суда, считая Управление ненадлежащим ответчиком по делу. По существу иска не возражает, так как заявленные требования сводятся к реализации права в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Данное право, а также представленные административным истцом документы Управлением не оспариваются.
Представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении иска отказать, так как оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости соответствует анализу предложений представленных на рынке недвижимости Брянской области. Заявленная же административным истцом рыночная стоимость не соответствует действительности, идентичные объекты недвижимости на открытом рынке по данной стоимости приобрести невозможно.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Брянской области, Каменской сельской администрации Стародубского района Брянской области, Воронокской сельской администрации Стародубского района Брянской области, АО «Российский сельскохозяйственный банк», ПАО Сбербанк России в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).
Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.ст. 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3).
Согласно ч.ч. 1 и 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2019 № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».
Как следует из материалов дела, ООО «Русское молоко» является собственником земельных участков:
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 19.11.2007;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 19.11.2007;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 16.11.2007;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 27.08.2015;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> дата постановки на кадастровый учет – 20.12.2013;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 19.01.2015;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> дата постановки на кадастровый учет – 08.02.2013;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> дата постановки на кадастровый учет – 16.01.2015;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 04.03.2015;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 04.03.2015;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 15.05.2014;– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 03.10.2013;
– с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> дата постановки на кадастровый учет – 27.10.2011;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 18.07.2014;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – 18.07.2014.
Право собственности на указанные земельные участки подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года составляет:
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 1 973 211,80 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 1 421 654,85 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 4 127 176,86 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 6 293 330 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 27 322 509,45 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 14 797 830 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 16 933 277,33 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 1 474 088,99 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 1 471 480,47 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 3 122 540,77 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 2 929 105,44 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 428 326,07 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 5 433 560 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., – 5 063 090 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., –16 794 640 руб.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков влияют на права и обязанности ООО «Русское молоко», как плательщика земельного налога, соответственно оно вправе заявлять требование об оспаривании кадастровой стоимости. При этом выбранный административным истцом способ защиты права соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1).
С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона № 237-ФЗ о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст.ст. 9, 13. 14), доводы представителя управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст.ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной представил отчет об оценке ИП Кулина Э.В. от 17 марта 2020 года № 29 размер рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года спорных земельных участков составляет:
– с кадастровым номером № – 129 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 93 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 216 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 4 056 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 352 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 9 537 000 руб.;
– с кадастровым номером № 8 633 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 69 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 62 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 131 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 153 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 19 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 3 294 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 2 581 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 8 562 000 руб.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью отдельных объектов оценки, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «РосЭкспертЪ», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» от 12.10.2020 № 228-20 отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, представленный административным истцом, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.
Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж работы.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость.
Каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года:
– с кадастровым номером № – 129 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 93 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 216 000 руб.;
– с кадастровым номером № 4 056 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 352 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 9 537 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 8 633 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 69 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 62 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 131 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 153 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 19 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 3 294 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 2 581 000 руб.;
– с кадастровым номером № – 8 562 000 руб.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов административного дела следует, что ООО «Русское молоко» обратилось в суд с указанным административным заявлением 17.06.2020.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Русское молоко» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года:
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 129 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 93 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 216 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4 056 000 руб.;
– с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере 352 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 9 537 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере 8 633 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 69 000 руб.;
– с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 62 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 131 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 153 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 19 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 3 294 000 руб.;
– с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 581 000 руб.;
– с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 8 562 000 руб.
Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 17 июня 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2020 года.
Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева