Административное дело № 2а-630/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 20 августа 2018 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петрова И.М.,
с участием старшего помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Кайдараковой К.В.,
при секретаре Торбостаевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия к Администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения избирательного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения избирательного законодательства, мотивируя заявленные требования тем, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Аскизского района (далее ТИК Аскизского района) от 26.06.2018 № 129/664-4 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия по многомандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3. Данное постановление было опубликовано в газете «Аскизский труженик» 28.06.2018. Согласно постановлению ТИК Аскизского района от 26.06.2018 № 129/672-4 потребность в финансовом обеспечении подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета составляет 227,7 тыс. руб. В соответствии с действующим законодательством денежные средства на подготовку и проведение указанных выборов должны были поступить в распоряжение ТИК Аскизского района не позднее 09.07.2018, однако денежные средства на счет ТИК Аскизского района не поступили. С целью устранения препятствий для проведения выборов, прокурор просил суд признать бездействие Администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению средств на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия по многомандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3, назначенных на 09.09.2018, незаконным; обязать Администрацию Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия перечислить денежные средства местного бюджета для подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия по многомандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3 в размере 227,7 тыс. руб. на счет ТИК Аскизского района, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Аскизского района Республики Хакасия Кайдаркова К.В. административный иск прокурора поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Администрация Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия своего представителя для участия в судебном заседании не направила, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте его проведения. В письменном отзыве на административный иск, поступившем в суд 20.08.2018, представитель административного ответчика в лице главы Елистратовой Г.Н. просила в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Также представитель административного ответчика указала, что поскольку в бюджете поселения на 2018 год расходы на проведение дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия не предусмотрены, перечисление денежных средств из бюджета поселения на счет ТИК Аскизского района повлечет нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, по мнению представителя административного ответчика, у Администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, имелись объективные обстоятельства, препятствовавшие перечисление спорный денежных средств, вызванные блокировкой счета, что указывает на отсутствие незаконного бездействия со стороны административного ответчика.
Заинтересованное лицо Территориальная избирательная комиссия Аскизского района своего представителя для участия в судебном заседании не направила, будучи извещенной о времени и месте его проведения надлежащим образом. В письменном заявлении от 20.08.2018 представитель заинтересованного лица в лице председателя ТИК Идимешева Я.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствии представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 6 ст. 239 КАС РФ).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 43 Закона Республики Хакасия от 08.07.2011 № 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия».
В силу п. 9 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов.
Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (п. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ).
Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Из п. 7 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов (п. 8 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов, постановлением ТИК Аскизского района от 26.06.2018 № 129/664-4 на 09.09.2018 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия по многомандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3.
Указанное постановление опубликовано в газете «Аскизский труженик» от 28.06.2018.
Постановлением ТИК Аскизского района от 26.06.2018 № 129/672-4 утверждена смета расходов денежных средств на подготовку и проведение указанных дополнительных выборов в размере 227,7 тыс. руб.
В соответствии с действующим законодательством денежные средства на подготовку и проведение дополнительных выборов должны были поступить в распоряжение Территориальной избирательной комиссии Аскизского района не позднее 09.07.2018.
Поскольку указанные денежные средства на счет ТИК Аскизского района в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов не перечислены, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению средств на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия по многомандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3, назначенных на 09.09.2018, является незаконным, поскольку нарушает установленные законом основные гарантии избирательных прав в сфере финансирования выборов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, избирать депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия или быть избранными в депутаты.
При этом, действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета.
В силу статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Поскольку исполнение местного бюджета осуществляется местной администрацией, а организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган, являющийся отраслевым (функциональным) органом местной администрации (ст. 215.1 БК РФ, ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), суд полагает необходимым обязать Администрацию Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия незамедлительно принять меры к финансовому обеспечению в полном объеме дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия по многомандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3, назначенных на 09.09.2018, путем направления денежных средств на счет Территориальной избирательной комиссии Аскизского района.
При этом, суд принимает во внимание, что постановлением ТИК Аскизского района от 26.06.2018 № 129/672-4 утверждена смета расходов, согласно которой потребность в финансовом обеспечении подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия третьего созыва, назначенных на 09.09.2018, составляет 227 700 рублей.
С учетом социальной значимости выборного процесса и ограниченного срока избирательной кампании суд полагает, что замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, в связи с чем считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244, ч. 3 ст. 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №№ 1, 2, 3, ░░░░░░░░░░░ ░░ 09.09.2018.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 227 700 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №№ 1, 2, 3, ░░░░░░░░░░░ ░░ 09.09.2018.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 20.08.2018
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░