Дело № 2а-6272/19 07 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Суворовой С.Б.
с участием помощника Золотовой А.Н.
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному иску Теплицкой ФИО16 ФИО18, Ширшова ФИО20 ФИО22 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными действий от 20 апреля 2019 года по прерыванию беседы, о запрете проводить беседы,
УСТАНОВИЛ:
Теплицкая Я.И., Ширшов Р.В. обратились в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными действий от 20 апреля 2019 года по прерыванию беседы членов общественной наблюдательной комиссии с обвиняемым Азимовым А.А. в ходе первого посещения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 14 час. 13 мин. до 18 час. 30 мин., о запрете проводить беседы с кем либо из лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе второго посещения с 18 час. 40 мин. до 19 час. 40 мин.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являясь членами общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (далее - ОНК), 20 апреля 2019 года они проводили беседу, записывавшуюся на видеорегистратор ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – СИЗО-1), с обвиняемым Азимовым А.А., рассказывавшем о своем похищении 04 апреля 2017 года и применяемых к нему до момента формального задержания в «секретной тюрьме» недалеко от г. Москвы пытках. Вскоре после того, как обвиняемый начал свой рассказ о пытках, примерно в 17 час. 55 мин. того же дня беседа была прервана сотрудниками СИЗО-1, в связи с чем административные истцы попросили сотрудников СИЗО-1 составить об этом акт и предоставить им его копию. Примерно в 18 час. 30 мин. сотрудниками СИЗО-1 был составлен акт о «возможном нарушении» членами ОНК Я.И. Теплицкой и Р.В. Ширшовым ч. 2 ст. 4, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», поскольку члены ОНК «просили (Азимова А.А.) рассказать подробные обстоятельства его задержания, о иных мерах воздействия и принуждения в отношении его правоохранительными органами», а также в связи с тем, что «в процессе беседы велись разговоры на тему уголовного процесса привлечения к ответственности обвиняемого Азимова А.А.». Копия данного акта была передана административным истцам, а также сообщено, что прервана не только беседа с Азимовым А.А., но и посещение СИЗО-1 в целом. По факту посещения СИЗО-1 с 14 час. 13 мин. до 18 час. 30 мин. членами ОНК был составлен акт.
В 18 час. 40 мин. того же дня члены ОНК Теплицкая Я.И. и Ширшов Р.В., предварительно подав уведомление о посещении в дежурную часть УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, повторно посетили СИЗО-1, однако сотрудники отказали им в беседе с кем-либо из лиц, содержащихся в СИЗО-1, со ссылкой на то, что членам ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшову Р.В. «запрещено беседовать со спецконтингентом до принятия прокуратурой решения о том, было ли нарушение в действиях членов ОНК». Сотрудники СИЗО-1 также отказались составить акт о запрете посещения, не мотивировали свой отказ какими-либо правовыми нормами. Члены ОНК покинули СИЗО-1 в 19 час. 40 мин. По факту посещения СИЗО-1 с 18 час. 40 мин. до 19 час. 40 мин. ими был составлен акт.
Прерывание беседы административные истцы считают незаконным, нарушающим положения Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», поскольку получение, фиксации и дальнейшее распространение членами ОНК информации о пытках лица, находящегося в месте принудительного содержания, является вопросом, относящимся к «обеспечению прав человека в местах принудительного содержания»; получение указанной информации не является вмешательством ни в оперативно-розыскную, ни в уголовно-процессуальную деятельность. Кроме того, в акте, составленном сотрудниками СИЗО-1 20 апреля 2019 года, содержатся сведения, не соответствующие действительности, а именно: члены ОНК не просили обвиняемого Азимова А.А. «рассказать подробные обстоятельства его задержания», напротив, разговор был прерван во время рассказа об обстоятельствах, предшествовавших его формальному задержанию 17 апреля 2017 года, и происходивших 4-5 апреля 2017 года. Также было совершено действие, не предусмотренное ни законом, ни должностными инструкциями, а именно: «членам ОНК было предложено покинуть территорию СИЗО-1» и была «прервана не беседа, а посещение ОНК».
Нарушения во время второго посещения выражаются в том, что члены ОНК вправе посещать места принудительного содержания и беседовать с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, в том числе с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, однако в этом членам ОНК было отказано со ссылкой на то, что им «запрещено беседовать со спецконтингентом до принятия прокуратурой решения о том, было ли нарушение в действиях членов ОНК» в ходе предыдущего посещения СИЗО-1 20 апреля 2019 года. Административные истцы не согласны с действиями административного ответчика, считают их незаконными и нарушающими права членов ОНК, в связи с чем обратились в суд с указанными требованиями.
Административные истцы – Теплицкая Я.И. и Ширшов Р.В., их представитель Вайпан Г.В. в судебное заседание явились, требования поддержали по заявленным основаниям.
Представители административного ответчика – Югай А.А. и Берзон Т.В. в судебное заседание явились, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, материалы, поступившие из Прокуратуры Санкт-Петербурга, обозрев видеоматериалы, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не допускается вмешательство субъектов осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, медицинскую деятельность, в том числе в проведение психиатрического освидетельствования и судебно-психиатрических экспертиз, а также разглашение без письменного согласия лица, находящегося в месте принудительного содержания, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну.
В силу ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения, в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что административные истцы Теплицкая Я.И. и Ширшов Р.В. являются членами общественной наблюдательной комиссии г. Санкт-Петербурга по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
20 апреля 2019 года члены ОНК Теплицкая Я.И, и Ширшов Р.В. посетили СИЗО-1. В ходе посещения следственного изолятора члены ОНК высказали желание провести индивидуальную беседу с обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 ч. 3, ст. 222.1 ч. 2 УК РФ Азимовым А.А.
Из пояснений административных истцов следует, что в ходе беседы с членами ОНК с обвиняемым Азимовым А.А., последний рассказывал о своем похищении 04 апреля 2017 года и применяемых к нему до момента формального задержания в «секретной тюрьме» недалеко от г. Москвы пытках, что зафиксировано в акте № 1/200419. Примерно в 17 час. 55 мин. того же дня беседа была прервана сотрудниками СИЗО-1, в связи с чем административные истцы попросили сотрудников СИЗО-1 составить об этом акт и предоставить им его копию (л.д. 20-22, 26-27).
Согласно акту от 20.04.2019 года, составленному сотрудниками СИЗО-1, при посещении членами ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшовым Р.В. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по СПб и ЛО с целью беседы с обвиняемым Азимовым А.А., 1990 года рождения, выявлено возможное нарушения ст. 4 ч. 2, ст. 16 ч. 1 п. 3, ст. 20 Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», а именно: во время беседы с обвиняемым Азимовым А.А. просили рассказать подробные обстоятельства его задержания, о иных мерах воздействия и принуждения в отношении него правоохранительными органами; кроме того, в процессе беседы велись разговоры на тему уголовного процесса, привлечения к ответственности обвиняемого Азимова А.А. Таким образом, на основании ст. 16 ч. 1 п. 3 ФЗ-76 от 10.06.2008 года беседа с обвиняемым Азимовым А.А. была немедленно прекращена, обвиняемого вернули в камеру; данное нарушение было зафиксировано на видеорегистратор; членам ОНК предложено покинуть территорию СИЗО-1 (л.д. 24).
Копия данного акта была передана административным истцам, что сторонами не оспаривается.
Также административные истцы пояснили, что в 18 час. 40 мин. того же дня они, предварительно подав уведомление о посещении в дежурную часть УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, повторно посетили СИЗО-1, однако сотрудники отказали им в беседе с кем-либо из лиц, содержащихся в СИЗО-1, со ссылкой на то, что членам ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшову Р.В. «запрещено беседовать со спецконтингентом до принятия прокуратурой решения о том, было ли нарушение в действиях членов ОНК». Сотрудники СИЗО-1 также отказались составить акт о запрете посещения. Также членам ОНК не были предоставлены медицинские документы лиц, находящихся в СИЗО-1, несмотря на имеющиеся письменные согласия, в связи отсутствием врача на рабочем месте в выходной день. Указанные обстоятельства изложены в акте посещения (л.д. 29).
Обстоятельства посещений 20 апреля 2019 года административными истцами СИЗО-1 зафиксированы в «Журнале учета результатов посещения членами общественной наблюдательной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (л.д. 75-79), а также представленными в материалы дела видеозаписями с видеорегистраторов, на которых производилась запись посещений членами ОНК СИЗО-1.
По мнению административных истцов, прерывание беседы членов ОНК с обвиняемым Азимовым А.А. об обстоятельствах применения к нему пыток и содержания его в месте принудительного содержания («секретной тюрьме»), является незаконным и нарушает права членов ОНК.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представители административного ответчика пояснили, что в ходе беседы, проходящей 20 апреля 2019 года между членами ОНК и подозреваемым Азимовым А.А., обсуждались вопросы, не связанные с содержанием под стражей в следственных изоляторах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что являлось нарушением ФЗ-76 от 10.06.2008 года; сотрудниками СИЗО-1 в ходе беседы неоднократно указывалось административным истцам на недопустимость отклонения от требований ФЗ-76, замечания сотрудников были проигнорированы, в результате чего администрация была вынуждена прервать общение членов ОНК с подозреваемым. При повторном посещении 20 апреля 2019 года СИЗО-1, члены ОНК посетили филиал больницы 2 ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, потребовали медицинскую документацию по некоторым заключенным, однако, вследствие того, что визит осуществлялся в субботу в 19 часов, отсутствовали лица, отвечающие за хранение и предоставление указанной информации; кроме того, СИЗО-1 не оказывает медицинскую помощь лицам, содержащимся под стражей, а непосредственно обеспечивает режим и надзор за лицами, содержащимися в СИЗО-1, и не имеет доступа к медицинской документации.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административных истцов о признании действий администрации СИЗО-1 при посещении административными истцами 20 апреля 2019 года СИЗО-1 незаконными и нарушающим их права удовлетворению не подлежат, поскольку обжалуемые действия административного ответчика соответствуют положениям действующего законодательства.
Цели и задачи общественных наблюдательных комиссий перечислены в ст. 6 Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе беседовать с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места принудительного содержания видеть их и слышать, и в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае обсуждения членами общественной наблюдательной комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания, либо нарушения членами общественной наблюдательной комиссии установленных в местах принудительного содержания правил внутреннего распорядка беседа немедленно прерывается.
Согласно ст. 18.1 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места содержания под стражей видеть их и слышать.
Члены общественной наблюдательной комиссии вправе осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в целях фиксации нарушения прав подозреваемых и обвиняемых с письменного согласия самих подозреваемых и обвиняемых в местах, определяемых администрацией места содержания под стражей, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится данное место содержания под стражей. Кино-, фото- и видеосъемка в целях фиксации нарушения прав несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого осуществляется с письменного согласия одного из родителей или иного законного представителя такого подозреваемого или обвиняемого и письменного согласия самого лица. Подозреваемый или обвиняемый может отозвать свое согласие на кино-, фото- и видеосъемку, осуществляемую в целях фиксации нарушения его прав.
Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану подозреваемых и обвиняемых, осуществляется с письменного разрешения начальника места содержания под стражей или его заместителя. Отказ начальника места содержания под стражей или его заместителя в кино-, фото- и видеосъемке объектов, обеспечивающих безопасность и охрану подозреваемых и обвиняемых, в письменной форме передается членам общественной наблюдательной комиссии.
В случае обсуждения членами общественной наблюдательной комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых, либо нарушения членами общественной наблюдательной комиссии Правил внутреннего распорядка беседа немедленно прерывается.
Пунктом 13 Приказа ФСИН России от 28.11.2008 года № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий» (в ред. от 18.03.2019 года) предусмотрено, что в случае обсуждения членами комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых, либо нарушения ими Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 (зарегистрирован Минюстом России 8 ноября 2005 года, регистрационный № 7139), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 27 декабря 2010 года № 410 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2011 года, регистрационный № 19569), от 3 декабря 2015 года № 277 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2015 года, регистрационный № 40334), от 23 мая 2016 года № 115 (зарегистрирован Минюстом России 27 мая 2016 года, регистрационный № 42314), от 21 июля 2016 года № 173 (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2016 года, регистрационный № 43028), от 12 мая 2017 года № 79 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2017 года, регистрационный № 46867) и от 31 мая 2018 года № 96 (зарегистрирован Минюстом России 25 июня 2018 года, регистрационный № 51417), беседа немедленно прерывается.
В судебном заседании представители административного ответчика пояснили, что беседа членов ОНК с обвиняемым Азимовым А.А. была прервана в связи с тем, что административными истцами задавались вопросы, не касающиеся обеспечения его прав в местах принудительного содержания, а именно, вопросы, касающиеся применения пыток в «секретной тюрьме», а также обстоятельства его задержания в рамках уголовного дела.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортами от 20.04.2019 года ДПНСИ дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Савченко А.В., старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кулешова А.В., заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Загороднюка А.В., ИОРиН ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Махонина Н.А.
Из заключения от 22 апреля 2019 года по факту выявленных нарушений членами комиссии ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшовым Р.В. при посещении обв. Азимова А.А., имеющегося в материалах проверки, направленных в прокуратуру Санкт-Петербурга, следует, что 20.04.2019 года в 16 час. 45 мин. в помещении камеры временного содержания, расположенной на четвертом этаже двенадцатиэтажного отделения второго режимного корпуса СИЗО-1 в присутствии сотрудников администрации учреждения состоялась встреча обвиняемого по ст. 205 ч. 3, ст. 222.1 ч. 2 УК РФ Азимова Аброра Ахраловича, 01.08.1990 года рождения с членами ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшовым Р.В. Письменные объяснения обвиняемый Азимов А.А. по факту встречи и бесед с ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшовым Р.В. 20.04.2019 года дать отказался, о чем был составлен акт. Устно обвиняемый Азимов А.А. пояснил, что в беседе с ОНК затрагивались темы условий содержания в СИЗО-1, а также Теплицкую Я.И. и Ширшова Р.В. интересовали вопросы, по материалам уголовного делав связи с его резонансом.
Обстоятельства посещений членами ОНК СИЗО-1 20 апреля 2019 года также зафиксированы видеорегистратором, на который производилась запись беседы обвиняемого Азимова А.А. с членами ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшовым Р.В.
То обстоятельство, что время и дата, указанные на видеорегистраторе (2016/10/01), не соответствуют фактическим времени и дате (20.04.2019), не свидетельствует о недостоверности исследованных записей, поскольку стороны не оспаривали, что видеозаписи отражают события двух посещений членами ОНК 20 апреля 2019 года СИЗО-1. Из объяснений представителя административного ответчика следует, что в связи с техническими сбоями дата и время выставлены ошибочно.
Право должностного лица следственного изолятора прервать беседу членов общественной наблюдательной комиссии при обсуждении вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых, либо нарушения членами общественной наблюдательной комиссии Правил внутреннего распорядка беседа, предусмотрено ст. 18.1 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Указанные разъяснения имеются и в ответе начальника УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Потапенко И.В. от 29.05.2019 года на обращение члена ОНК Санкт-Петербурга Теплицкой Я.И.
Ссылки административных истцов на то, что содержание в «секретной тюрьме» относится к местам принудительного содержания и, как следствие, подпадает под деятельность общественной наблюдательной комиссии, суд находит необоснованными, поскольку «секретная тюрьма» не является местом принудительного содержания по смыслу, который вкладывает в понятие «места принудительного содержания» законодатель.
Под местами принудительного содержания понимаются установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов Федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания); дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (п. 2 ст. 2 ФЗ-76 от 10.06.2008 года).
Таким образом, исследование каких-либо действий, происходивших с обвиняемым в «секретной тюрьме» не относится к компетенции членов общественной наблюдательной комиссии.
Сотрудники администрации СИЗО-1 лишены возможности с достоверностью установить относимость пояснений обвиняемого Азимова А.А., данных членам ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшову Р.В. 20 апреля 2019 года, к материалам уголовного дела, в рамках которого Азимову А.А. предъявлены обвинения.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего административного дела суд не вправе давать оценку относимости и допустимости тех (иных) доказательств к уголовному делу, подозреваемым, обвиняемым по которому проходит Азимов А.А.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что в ходе беседы с обвиняемым Азимовым А.А. члены ОНК не затрагивали вопросы, не входящие в их компетенцию, административными истцами не представлено, а судом не добыто.
Кроме того, как пояснили административные истцы в судебном заседании, впоследующие посещения СИЗО-1 они неоднократно беседовали с обвиняемым Азимовым А.А., в том числе по вопросам его содержания в СИЗО-1.
Сведения, изложенные в акте 1/310319, составленном членами ОНК СПб Теплицкой Я.И. и Ширшовым Р.В., в ходе посещения Эрматова М.Б., а также в акте 01/060419, в ходе посещения Азимова Ак., касающиеся обстоятельств их похищения и применяемых к ним пыткам, не относятся к существу заявленного спора (л.д. 35-38, 40-46).
Разрешая требования о нарушениях, имевших место при посещении членами ОНК СИЗО-1 20 апреля 2019 года с 18 час. 40 мин. до 19 час. 40 мин., суд исходит из следующего.
Согласно пояснениям административных истцов, в 18 час. 40 мин. 20 апреля 2019 года они, предварительно подав уведомление о посещении в дежурную часть УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, повторно посетили СИЗО-1, однако сотрудники отказали им в беседе с кем-либо из лиц, содержащихся в СИЗО-1, со ссылкой на то, что членам ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшову Р.В. «запрещено беседовать со спецконтингентом до принятия прокуратурой решения о том, было ли нарушение в действиях членов ОНК». Сотрудники СИЗО-1 также отказались составить акт о запрете посещения, не мотивировали свой отказ какими-либо правовыми нормами. Члены ОНК покинули СИЗО-1 в 19 час. 40 мин. По факту посещения СИЗО-1 с 18 час. 40 мин. до 19 час. 40 мин. ими был составлен акт.
В судебном заседании Ширшов Р.В. пояснил, что практически всегда составляется список лиц, с которыми члены ОНК хотят побеседовать.
Теплицкая Я.И. возражала против данного довода Ширшова Р.В., пояснив, что указанные списки являются внутренними документами ОНК, и члены ОНК не обязаны следовать данным спискам; при первом посещении 20 апреля 2019 года СИЗО-1 такой список имел место быть, при втором посещении какого-либо списка или действий, которые намеревались совершить члены ОНК в этот день, не было; вместе с тем, пояснила, что намерений побеседовать с конкретными лицами не было, члены ОНК могли изменить намерения относительно последовательности и плана действий уже при нахождении в СИЗО-1.
Из пояснений представителя административных ответчиков усматривается, что при посещении 20 апреля 2019 года СИЗО-1, члены ОНК посетили филиал больницы 2 ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, потребовали медицинскую документацию по некоторым заключенным, однако, вследствие того, что визит осуществлялся в субботу в 19 часов, отсутствовали лица, отвечающие за хранение и предоставление указанной информации; кроме того, СИЗО-1 не оказывает медицинскую помощь лицам, содержащимся под стражей, а непосредственно обеспечивает режим и надзор за лицами, содержащимися в СИЗО-1, и не имеет доступа к медицинской документации; каких-либо пожеланий о беседе с конкретными лицами, содержащимися в СИЗО-1, не высказывали.
Проанализировав представленные доказательства, суд находит доводы представителей административного ответчика относительно повторного посещения членами ОНК СИЗО-1 заслуживающими внимания, поскольку однозначности позиции относительно списка лиц, которых ходят посетить, в пояснениях административных истцов не имеется. Достоверных доказательств, подтверждающих запрет администрацией СИЗО-1 членам ОНК Теплицкой Я.И. и Ширшову Р.В. на проведение бесед 20 апреля 2019 года с кем-либо из лиц, содержащихся в СИЗО-1, также не представлено.
Исходя из представленных в материалах дела документов, видеозаписей, следует, что административным истцам не была предоставлена возможность ознакомиться с медицинскими картами ряда граждан, в связи с тем, что медицинские карты хранятся у ответственного лица медицинской части, у которого в субботу выходной день. Также членам ОНК была разъяснена возможность ознакомиться с интересующими их медицинскими документами в будний день.
В судебном заседании административные истцы пояснили, что при последующих визитах им была предоставлена возможность ознакомиться с медицинскими картами, а также побеседовать с лицами, содержащимися в СИЗО-1.
Учитывая, что действиями административного ответчика не созданы препятствия для исполнения административными истцами как членами ОНК своих обязанностей, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», суд приходит к выводу, что права административных истцов нарушены не были.
Ходатайство представителя административного ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемые действия СИЗО-1 перестали затрагивать права административных истцов, поскольку после 20 апреля 2019 года административные истцы неоднократно посещали СИЗО-1 и побеседовали со всеми лицами, с которыми хотели, в том числе и с Азимовым А.А.; таким образом, права административных истцов, если и были нарушены, то в настоящее время восстановлены, суд полагает возможным оставить без удовлетворения, так как административные истцы полагают, что последующие визиты не устранили те нарушения, которые имели место быть 20 апреля 2019 года.
Также суд полагает, что не имеется оснований для применения пропуска срока предъявления административного иска в суд, заявленного административным ответчиком, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днём окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
Оспариваемые действия администрации СИЗО-1 совершены 20 апреля 2019 года. С учётом того, что 20 июля 2019 года - последний день процессуального срока - приходится на субботу, днём окончания процессуального срока считается 22 июля 2019 года.
Принимая во внимание, что административное исковое заявление направлено в суд 22 июля 2019 года посредством электронной почты, срок обращения с административным исковым заявлением в суд административными истцами соблюдён.
Принимая во внимание вышеизложенное и с учетом приведенного правового регулирования, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а обжалуемые действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20 апреля 2019 года по прерыванию беседы, о запрете проводить беседы, соответствующими Федеральному закону и положениям подзаконных нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», ст. ст. 150, 175-180, 218, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░17 ░░░19, ░░░░░░░ ░░░21 ░░░23 ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.10.2019 ░░░░