Решение по делу № 33а-2146/2021 от 03.09.2021

Судья Борисов А.С. УИД 44RS0023-01-2021-000541-20

№2а-253/2021 Дело №33а-2146/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«29» сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Ивковой А.В., Лукоянова А.Н.

при секретаре Добряковой Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мартьяновой ФИО8 на решение Макарьевского районного суда Костромской области от 16 июля 2021 года по делу по административному иску Мартьяновой ФИО9 к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о признании незаконным постановления администрации Макарьевского муниципального района Костромской области № 385 от 09 ноября 2020 года «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района», признании заключенного договора управления недействительным, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Ивковой А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мартьянова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления администрации Макарьевского муниципального района Костромской области № 385 от 09.11.2020 в результате несостоявшейся процедуры закупки в виде открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами, расположенными на территории городского поселения город Макарьев, выбрана временная управляющая компания ООО «Жилфонд». Согласно приложению № 2 к указанному постановлению, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к домам с частными удобствами и для него установлен тариф на содержание в размере 11 руб. 39 коп. Считает, что дом должен относиться к неблагоустроенным домам и иметь другой тариф на содержание по причине того, что он деревянный, построен в начале 20 века, не подключен к системе центрального отопления, центрального горячего и центрального холодного водоснабжения и водоотведения, не имеет сети газоснабжения, жители самостоятельно отапливают свои квартиры при помощи печей. Также считает неверно рассчитанными тарифы для неблагоустроенных домов. Просит постановление администрации Макарьевского муниципального района Костромской области № 385 от 09.11.2020 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района» отменить, признать заключенный договор управления недействительным, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решением Макарьевского районного суда Костромской области от 16 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Мартьяновой Е.А. к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о признании незаконным постановления № 385 от 09.11.2020 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории городского поселения город Макарьев Макарьевского района Макарьевского муниципального района», взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение Макарьевского районного суда Костромской области отменить и принять по делу новое решение, не нарушающее прав и законных интересов административного истца. Повторяя доводы административного искового заявления административный истец также просит восстановить срок для обжалования постановления Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области № 385 от 09.11.2020 в связи с тем, что фактически проживает и работает в г. Костроме. О нарушении прав административному истцу стало известно в начале мая 2021 года в связи с чем административное исковое заявление подано с пропуском срока исковой давности. Также обращает внимание на то, что постановление № 260 от 22.06.2021 г., которым со слов представителя администрации Макарьевского муниципального района Костромской области внесены изменения, до настоящего времен не размещено на сайте администрации, чем также нарушаются права административного истца и жителей на защиту. В то же время на сайте администрации размещено постановление № 292 от 15.07.2021 «О внесении изменений в постановление администрации Макарьевского муниципального района от 22.06.2021 № 260». В настоящее время объем и перечень работ, входящих в тариф на содержание, жителям не известен.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Метелкин Ю.Ю. просит решение Макарьевского районного суда Костромской области от 16 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания и не просивших о его отложении, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации, в том числе многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, поскольку управление домом не осуществлялось. Ввиду отсутствия поданных на конкурс заявок администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области 09.11.2020 в соответствии с ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкура по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», постановлением администрации Макарьевского муниципального района Костромской области от 21.08.2020 № 286 «Об утверждении перечня управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, расположенным на территории городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» принято постановление № 385 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района». Для осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, согласно приложению № 1 к указанному постановлению, в том числе и домом, расположенным по адресу: <адрес>, определена временная управляющая организация – ООО «Жилфонд». Постановление размещено на сайте Макарьевского муниципального района Костромской области 30.11.2020. Приложением № 2 к постановлению определены размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников помещений в многоквартирных домах, перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением администрации Макарьевского муниципального района Костромской области № 260 от 22.06.2021 в приложение № 2 к постановлению администрации Макарьевского муниципального района Костромской области № 385 от 09.11.2020 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района» внесены изменения, а именно в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в частично благоустроенных домах, к которым, согласно приложению № 1, относится дом, расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Исходя из положений ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч. 2). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3). Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4). Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года (ч. 17).

В соответствии с п. 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации), содержащим в том числе: а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 уполномоченный орган: а) в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор; б) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме, а в случае определения управляющей организации решением об определении управляющей организации в связи с отсутствием договора управления многоквартирным домом, подлежащего заключению застройщиком с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - лицам, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер, в том числе платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги относятся к предмету регулирования жилищного законодательства (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17.11.1997 № 17-П и от 31.03.2015 № 6-П).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права.

Из названных норм также следует вывод, что постановление об определении управляющей компании, которым, в том числе, определен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление администрации Макарьевского муниципального района Костромской области № 385 от 09.11.2020 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района» является нормативным правовым актом.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что судом не была дана надлежащая правовая оценка правовой природе оспариваемого постановления: является ли оно нормативным правовым актом органа местного самоуправления или же индивидуально-распорядительным актом. С учетом того, что оспариваемое постановление носит нормативно-правовую природу, суду первой инстанции надлежало рассматривать административное исковое заявление не по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а с учетом положений главы 21 Кодекса.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ лицам, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, предоставлено право обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Особенности же рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрены положениями главы 21 КАС РФ.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В силу пункта 4 статьи 213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.

Поскольку административным истцом оспаривается нормативный правовой акт органа местного самоуправления, то настоящее дело должно быть рассмотрено с обязательным участием прокурора, однако суд первой инстанции не привлек прокурора к участию в деле, не известил его о времени и месте судебного разбирательства по делу. В результате чего, административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассмотрено без участия прокурора.

Также, суд первой инстанции, неправильно применил нормы процессуального права, фактически рассмотрел административное дело в части оспаривания постановления, по правилам главы 22 КАС Российской Федерации, регулирующей вопросы производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) публичных органов, не подлежащей применению при оспаривании нормативно-правового акта.

Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, что является безусловным основанием для отмены решения и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, дать оценку представленным доказательствам, а также доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести решение с учетом требований закона.

В силу статьи 310 КАС Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене, в том числе и в случаях рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и неправильно применены нормы материального или процессуального права.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и направлении административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Макарьевского районного суда Костромской области от 16 июля 2021 г. отменить.

Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2146/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартьянова Екатерина Андреевна
Ответчики
Администрация Макарьевского муниципального района
Другие
ООО "Жилфонд"
Суд
Костромской областной суд
Судья
Ивкова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
06.09.2021Передача дела судье
29.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021Передано в экспедицию
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее