Решение по делу № 33а-3213/2021 от 03.08.2021

Дело № 33а-3213/2021 (2 инстанция) Докладчик Емельянова О.И.

Дело № 2а-1007/2021 (1 инстанция) Судья Самойлов Д.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

судей Емельяновой О.И. Самылова Ю.В.,

при секретаре Гольцовой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе **** **** года административное дело по апелляционной жалобе администрации **** на решение Ковровского городского суда **** от ****, которым постановлено административное исковое заявление **** городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации **** по обеспечению требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части не принятия мер по ликвидации несанкционированного складирования отходов, с северо-восточной стороны от земельного участка с кадастровым ****, на землях государственной неразграниченной собственности кадастровых кварталов **** (GPS-координаты ****) по ****, в границах муниципального образования ****.

Обязать администрацию **** в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления решения суда в силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов с места несанкционированного складирования отходов, с северо-восточной стороны от земельного участка с кадастровым ****, на землях государственной неразграниченной собственности кадастровых кварталов **** (GPS-координаты ****) по ****, в границах муниципального образования ****.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

**** городской прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с учётом уточнений к администрации **** о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с места несанкционированного складирования отходов, с северо-восточной стороны от земельного участка с кадастровым ****, на землях государственной неразграниченной собственности кадастровых кварталов **** (GPS-координаты ****) по ****, в границах муниципального образования ****.

В обоснование указал, что при проведении прокурорской проверки установлено, что в **** с северо-восточной стороны от земельного участка с кадастровым ****, на землях государственной неразграниченной собственности кадастровых кварталов **** (GPS-координаты ****) по **** в **** находится свалка отходов. Положениями федерального законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации очистки территории муниципального образования от отходов. Однако данная обязанность администрацией **** не исполняется. Представление прокурора от **** органами местного самоуправления не исполнено. В связи с этим просит обязать администрацию **** организовать вывоз отходов с указанной свалки.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования.

Представитель администрации **** в судебное заседание не явился. В представленных письменных возражениях указал, что администрация города не организовывала свалку отходов. В низине около указанной свалки неустановленные лица длительное время осуществляли складирование отходов, поэтому именно они и должны нести гражданско-правовую ответственность, а не орган местного самоуправления. На вывоз отходов потребуется, по предварительным расчетам, не менее 20 миллионов рублей, возможно, значительно больше, в то время как муниципальный долг превышает 300 миллионов рублей. На месте свалки проходит магистральный газопровод высокого давления, который может быть поврежден при проведении работ, что повлечет взрыв, пожар, а также прекращение газоснабжения города. Также здесь проходят сети водоотведения города, которые также могут быть повреждены, что приведет к прекращению работы сети водоотведения в городе. Кроме того, для доступа на участок придется осуществлять вырубку лесных насаждений, а также устанавливать сервитут для доступа тяжелой техники. В административном иске прокурора не указаны объем отходов и площадь свалки, в связи, с чем решение суда окажется неисполнимым. Считает, что вывоз отходов должны осуществлять газоснабжающая организация АО «****», водоснабжающая организация открытое акционерное общество «****» (поскольку у данных сетей имеются охранные зоны), а также собственники смежных земельных участков, поскольку муниципальными правилами благоустройства на них возложена обязанность по очистке 10-метровой полосы, прилегающей к границам их земельных участков.

В судебном заседании представители заинтересованного лица ОАО «****» по доверенности Кожокина В.А. и Чубов С.В. полагали, что организацию очистки территории муниципального образования должна осуществлять местная администрация.

Представитель заинтересованного лица ГКУ ВО «****» по доверенности Чулкова Е.Г. пояснила, что земельный участок свалки на **** в **** отнесен к категории земель лесного фонда и находится в границах МО ****, в связи с чем, обязанность по ликвидации свалки подлежит возложению на исполнительный орган МО ****.

Представители заинтересованных лиц Департамента лесного хозяйства по ****, АО «****» в судебное заседание не явиись, ходатайств и заявлений суду не представили.

Представители заинтересованных лиц: администрации **** и **** сельского поселения **** в судебное заседание не явились, представив в суд ходатайства о рассмотрении административного дела без их участия.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация **** просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда в границах МО ****. Принадлежность земельного участка к землям лесного фонда подтверждается актом обследования от ****, составленным ****, и объяснениями представителя ГКУ ВО «****». Возложение на администрацию **** обязанности по ликвидации свалки, расположенной на лесных участках, входящих в состав земель лесного фонда и находящихся в собственности Российской Федерации, за счет местного бюджета, без наделения соответствующими государственными полномочиями, противоречит действующему правовому регулированию, а также сложившейся судебной практике.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации **** Казинец А.И. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Прокурор Денисов А.А. просил оставить решение без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Представитель административного истца **** городской прокуратуры, представители заинтересованных лиц Управления городского хозяйства администрации ****, ОАО «****», АО «****», ПАО «****», администрации ****, администрации **** сельского поселения ****, ГКУ ВО «****», Департамента лесного хозяйства по ****, заинтересованное лицо Заболотная Н.Н., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрение апелляционной жалобы, представителей для участия в судебное заседание не направили.

На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив возражения, выслушав представителя администрации ****, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Как следует из материалов административного дела, прокуратурой заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации **** с возложением обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с места несанкционированного складирования отходов, расположенного по ****, справа от ****, на земельных участках в кадастровых кварталах ****. Указаны конкретные координаты несанкционированного места складирования отходов: GPS-координаты 1. ****, 2. **** ****, 3. ****

Судом установлено, что в районе **** в ****, выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов.

**** по данному нарушению **** городским прокурором в адрес главы **** внесено представление.

На представление прокурора администрацией **** направлен ответ о том, что свалка включена в план мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории МО **** в **** году на 3-4 квартал, но ввиду дефицита бюджета и большого объема вывозимого мусора работы по ее ликвидации будут продолжены в **** году. До настоящего времени представление не исполнено.

**** представителем прокуратуры совместно с представителем администрации **** произведен осмотр указанной свалки, в ходе которого установлено, что твердые отходы расположены за пределами 10-ти метровой полосы, прилегающей к границам смежных земельных участков. Земельный участок по **** отнесен к категории земель лесного фонда в границах МО ****.

Удовлетворяя административное исковое заявление и признавая незаконным бездействие администрации **** по обеспечению требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части не принятия мер по ликвидации свалки отходов, расположенных вблизи объекта недвижимости по адресу: **** и возлагая на администрацию **** обязанность по ее ликвидации, суд первой инстанции исходил из того, что несанкционированное складирование отходов находится за пределами десятиметровой полосы, прилегающих к границам смежных земельных участков, в связи с чем организация сбора и утилизации отходов в силу требований Федерального закона № 131-ФЗ относятся к вопросам местного значения и должны быть возложены на орган местного самоуправления – администрацию ****.

Вместе с тем, в материалах административного дела имеются сведения о том, что несанкционированная свалка по GPS координатам ****, 2. ****, 3. **** расположена на землях лесного фонда в лесном квартале **** лесотаксационном выделе ****.

На основании подп. 4 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Как следует из ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от **** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).

Статьей 42 Земельного кодекса РФ среди обязанностей собственника земельного участка названы использование участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, а также осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. В частности, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно ст. ст. 1, 4 Федеральный закон № 7-ФЗ.

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в ст. 83 Лесного кодекса РФ установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от **** ****-П о недопустимости расширительного толкования п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от **** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что с учетом установленного законодательством порядка использования и охраны лесного фонда, в рамках которого на органы местного самоуправления возложены полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) лишь на тех лесных участках, которые находятся в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ), тогда как в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда такого рода полномочия осуществляются уполномоченными органами государственной власти (ст.ст. 81-83 Лесного кодекса РФ), Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не может рассматриваться как предполагающий возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Данных, свидетельствующих о том, что администрации **** переданы государственные полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на лесных участках, расположенных в пределах муниципального образования, находящихся в государственной собственности, включая соответствующие финансовые ресурсы, в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таком положении возложение на администрацию **** обязанности по ликвидации места несанкционированного складирования отходов, расположенных на лесных участках в составе земель лесного фонда, не согласуется с вышеприведенными положениями лесного законодательства и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от **** ****

В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства администрации ****, утвержденным постановлением **** от **** ****, Департамент является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (п. 1.1).

Согласно п. 1.3 Устава ГКУ ВО «****» функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент лесного хозяйства администрации ****.

Кроме того, п. 1.6 Устава предусмотрено, что учреждение находится в ведении Департамента лесного хозяйства ****, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

При этом, как следует, из материалов административного дела Департамент лесного хозяйства ****, как орган, осуществляющий полномочия собственника лесных участков в составе земель лесного фонда, к участию в административном деле не привлекался; в адрес указанного лица не направлялись копия административного иска, извещения о дате, времени и месте слушания дела, его позиция по существу спора, полномочия указанного субъекта не проверялись, точное место расположения несанкционированного складирования твердых бытовых отходов ее устанавливалось.

При таких данных, решение суда, которое принято о правах лица, не привлеченного к участию, не может быть признано законным и обоснованным; на основании п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением в соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором надлежит, исходя из существа и субъектов спорного правоотношения, верно определить состав лиц, участвующих в деле, закон, подлежащий применению, правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать надлежащую, по правилам ст. 84 КАС РФ, оценку собранным по административному делу доказательствам, по результатам которой в соответствии с нормами материального и процессуального права разрешить возникший административный спор.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ковровского городского суда **** от **** отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ковровский городской суд ****.

Председательствующий Е.П. Астровко

Судьи:                             Ю.В. Самылов

                                  О.И. Емельянова

33а-3213/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковровский городской прокурор
Ответчики
Администрация города Коврова Владимирской области
Другие
ОАО Завод имени В.А.Дегтярева
ПАО Ковровский механический завод
Управление городского хозяйства администрации города Коврова
АО Газпром газораспределение Владимир
администрация Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области
ГКУ ВО Ковровское Лесничество
Администрация Ковровского района Владимирской области
Заболотная Наталия Николаевна
Филиппов Олег Сергеевич
Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Емельянова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
04.08.2021Передача дела судье
02.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021Передано в экспедицию
16.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее