Дело №
УИД: 91RS0№-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 <адрес>
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мазаловой М.И.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова <адрес> Республики Крым», Администрации <адрес> Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сакский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова <адрес> Республики Крым», Администрации <адрес> Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что Сакской межрайонной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних, обеспечения антитеррористической безопасности объекта МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова» <адрес> (далее - МБОУ ДОД «ДМШ им. Ю Богатикова» <адрес>). По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 2.2., 2.2.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 в образовательной организации отсутствует целостное периметральное ограждение и наружное электрическое освещение территории, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения внесено представление. По результатам рассмотрения указанного представления ДД.ММ.ГГГГ из МБОУ ДОД «ДМШ им. Ю Богатикова» <адрес> поступил ответ, из которого следует, что образовательной организацией неоднократно направлялись ходатайства о выделении денежных средств из бюджета муниципального образования на проведение указанных работ, однако до настоящего времени финансирование указанных работ не предусмотрено. Вместе с тем, проведенной межрайонной прокуратурой контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени МБОУ ДОД «ДМШ им. Ю Богатикова» <адрес> отсутствует периметральное ограждение и наружное электрическое освещение территории.
До настоящего времени указанные нарушения ответчиками не устранены, с связи с чем прокурор обращается в суд с данным иском.
Просит:
– обязать Администрацию <адрес> Республики Крым (ИНН 9107002920, ОРГН 1149102098750) принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с устранением муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова» <адрес> Республики Крым (ИНН 9107002920, ОРГН 1149102098750) нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением и наружным электрическим освещением в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
– обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова» <адрес> Республики Крым (ИНН 9107002920, ОРГН 1149102098750) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением и наружным электрическим освещением в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, уточненном иске.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> Республики Крым ФИО3 считал возможным исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – МБУДОД «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова <адрес> Республики Крым» ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора.
Суд, учитывая мнения участников процесса, руководствуясь положениями ст.167 ГК РФ, считает возможным рассмотреть судебное заседание при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Сакской межрайонной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних, обеспечения антитеррористической безопасности объекта МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова» <адрес> (далее - МБОУ ДОД «ДМШ им. Ю Богатикова» <адрес>).
В соответствии с п. 2 ч. 6 с. ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Частью 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Устава образовательного учреждения, утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым (далее - Устав), муниципальное бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере дополнительного образования, развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах ребенка, общества, государства, и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.
В соответствии с ч. ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу Устава основным предметом деятельности МБОУ ДОД «ДМШ им. Ю. Богатикова» <адрес> является целенаправленное обучение детей и подростков в области начального музыкального образования и осуществление образования по программам художественно-эстетической направленности.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В силу п. 1.8, 7.4 Устава муниципального учреждения учредителем учреждения является муниципальное образование округ Саки Республики Крым, функции и полномочия учредителя которого осуществляет администрация <адрес> Республики Крым, действующая, в т.ч., через структурное подразделение - отдел культуры, молодежи и спорта. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с муниципальным заданием. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются администрацией Сакского городского совета.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению надлежащего функционирования бюджетного образовательного учреждения является обязанностью не только образовательного учреждения, но и Администрации <адрес>.
Согласно ст. 44 Устава муниципального образования городской округ Саки Республики Крым администрация <адрес> Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес>, наделённый настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Крым.
Статьей 45 Устава к полномочиям администрации <адрес> относятся: составление и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдых детей в каникулярное время и иные.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Осуществление какой-либо деятельности в отношении детей с нарушением установленных законодательством требований угрожает безопасности жизни и здоровья детей, является недопустимым.
Согласно п. 2.2., 2.2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20) на территории хозяйствующего субъекта должны соблюдаться следующие требования: собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
Согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациях» в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных организаций в числе прочего включено: наличие периметрального ограждения.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 2.2., 2.2.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 в образовательной организации отсутствует целостное периметральное ограждение и наружное электрическое освещение территории, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения внесено представление.
По результатам рассмотрения указанного представления ДД.ММ.ГГГГ из МБОУ ДОД «ДМШ им. Ю Богатикова» <адрес> поступил ответ, из которого следует, что образовательной организацией неоднократно направлялись ходатайства о выделении денежных средств из бюджета муниципального образования на проведение указанных работ, однако до настоящего времени финансирование указанных работ не предусмотрено.
Вместе с тем проведенной межрайонной прокуратурой контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени МБОУ ДОД «ДМШ им. Ю Богатикова» <адрес> отсутствует периметральное ограждение и наружное электрическое освещение территории.
Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении причиняют существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.
Ответчиками, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, не представлено. Напротив, позиция представителей ответчиков сводится к признанию иска, но имеются возражения по срокам исполнения указанных в иске обязанностей.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Предъявления межрайонной прокуратурой искового заявления в интересах неопределенного круга лиц служит гарантией защиты прав граждан и свидетельствует о заботе и охране их интересов со стороны государства, предусмотренной ст. 45 ГПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет исковые требования прокурора в части возложения обязанности совершить определенные действия.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
Из содержания приведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Финансирование деятельности ответчика производится за счет бюджетных средств, поэтому безусловно, для исполнения решения необходимо провести множество подготовительных мероприятий (выделение финансирования, составление сметы расходов, объявление торгов, заключение необходимых договоров и т.д.), на что требуется достаточное количество времени.
Суд считает заявленные прокурором сроки реальными для принятия ответчиками необходимых мер по исполнению решения суда, при этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит оснований для освобождения обязанных лиц от финансирования мероприятий и не ставит сроки выполнения таких мероприятий от финансовых возможностей соответствующих лиц.
Суд, на основании ст.103 ГПК РФ, взыскивает с ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей, по 300 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст.103, 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сакского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с устранением муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова» <адрес> Республики Крым нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением и наружным электрическим освещением.
Установить срок исполнения: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова» <адрес> Республики Крым провести мероприятия по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением и наружным электрическим освещением.
Установить срок исполнения: в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели.
Взыскать с Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. Ю. Богатикова» <адрес> Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей 00 копеек, по 300 рублей 00 копеек с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путём подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Мазалова М.И.