Решение от 08.06.2023 по делу № 8Г-14534/2023 [88-20373/2023] от 27.04.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-20373/2023

№ дела в суде 1-й инстанции № 2-757/2019

УИД 34RS0038-01-2019-000920-52

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар                                08 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Дурневой С.Н.,

судей Ивановой О.Н., Яковлева А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 декабря 2022 года по гражданскому делу по заявлению Администрации Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., судебная коллегия

установила:

Администрация Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - газопровод низкого давления 5 133 м.п., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, указав, что право собственности на указанный объект не зарегистрировано, данный объект в реестре муниципальной собственности администрации сельского поселения не числится и является бесхозяйным. С ДД.ММ.ГГГГ данный объект поставлен на учет в качестве бесхозяйного, права на указанное имущество никто не заявлял.

Решением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года за Администрацией Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области признано право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - газопровод низкого давления 5133 м.п. кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>19, <адрес>19, <адрес>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 декабря 2022 года апелляционная жалоба ФИО1 оставлена без рассмотрения по существу.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФИО1 обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные администрацией требования оставить без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 указывает на нарушения судами норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы по существу аналогичны доводам апелляционной жалобы, сводятся к несогласию с состоявшимися по делу судебными актами в полном объеме. Кассатор указывает, что фактически отсутствие зарегистрированного права не является основанием для признания вещи бесхозяйной, заявитель лишена возможности оформлении права собственности на часть объекта недвижимости и возмещении потраченных для его строительства денежных средств. Полагает, что судами не дана оценка обстоятельствам заключения договоров технического обслуживание на газопровод, что свидетельствует о строительстве и использовании газопровода членами простого товарищества за счет личных средств.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Из материалов дела следует, что согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 02.08.2018 года принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет газопровода низкого давления, 5 133 м.п., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (номер записи о принятии на учет: <данные изъяты>).

Из сведений территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, ООО «Газпром газораспределение Волгоград», АО «Ротехинвентаризация — Федеральное БТИ» Нижне-Волжский филиал следует, что собственники спорных объектов недвижимости отсутствуют.

Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 19.01.2018 № 1493, № 1494, № 1495, № 1521, № 1522, № 1523, № 1524 спорный объект недвижимости не является муниципальной собственностью Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, а также в реестре муниципальной собственности Кировского сельского поселения не состоит, что подтверждается справкой от 18.01.2018 № 50.

Установив, что со дня постановки бесхозяйной вещи на учет истек установленный период, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об обоснованности заявленных администрацией требований.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абз. 2 ч. 3 ст. 225абз. 2 ч. 3 ст. 225 ГК РФ).

Руководствуясь указанными нормами права, установив, что спорный объект на кадастровом учете ранее не состоял, зарегистрированных прав в отношении него не имеется, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку орган местного самоуправления муниципального района является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Суд апелляционной инстанции, оставляя апелляционную жалобу ФИО1 без рассмотрения по существу, сослался на пункт 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно которому если при рассмотрении апелляционной жалобы лица, не привлеченного к участию в деле, будет установлено, что обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о правах и обязанностях этого лица, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1 и пункта 4 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.

Суд кассационной инстанции полагает принятое судом апелляционной инстанции процессуальное решение правильным.

В соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3 ст. 225 ГК РФ).

С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (п.5 ст. 225 ГК РФ).

Из абз. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия органа местного самоуправления, установленные указанным федеральным законом, на территории сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов (статья 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Решением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года за Администрацией Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области было признано право собственности на единый линейный объект недвижимого имущества – газопровод низкого давления 5 133 м.п., кадастровый №, через который поставка газа осуществляется и в жилые дома, жители которых не являются членами простого товарищества, созданного в 2004 году, председателем которого была избрана ФИО1

Согласно требованиям ст. 14 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией - собственником Единой системы газоснабжения. Организация - собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.

Пункт 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, газопровод представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения, в связи с чем, газопровод представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельным объектом.

Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Поскольку, газопроводная сеть представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, следовательно, вывод апелляционной коллегии о том, что ФИО1 не может претендовать на регистрацию за собой права собственности, как на обособленный линейный объект недвижимости, так и на его отдельную составную часть – обоснован.

Довод кассатора об отсутствии оснований для признания газопровода бесхозяйным ввиду отсутствия регистрации права собственности не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов, спорный объект недвижимости поставлен на учет муниципальным органом как бесхозяйный в 2018 году, сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество являются общедоступными, намерений регистрации прав собственников с указанного периода не заявлялось.

Доводу ФИО1 о лишении ее возможности регистрации права собственности на часть газопровода дана оценка апелляционной инстанцией, которая указала, что составная часть единого недвижимого комплекса (линейного объекта) не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Заключение договоров технического обслуживания на газопровод между организациями и жителями со ссылкой кассатора на поддержание работоспособности газопровода за счет личных денежных средств не является основанием для признания права собственности указанных лиц на спорный объект недвижимости.

В соответствии с абзацем 4 пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о ее правах и обязанностях, и на основании части 4 статьи 1, абзаца четвертого статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ правомерно оставил апелляционную жалобу ФИО1 без рассмотрения по существу.

Все доводы заявителей по существу кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Несогласие заявителя с выводами судов основано на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке. Несогласие заявителя с ранее вынесенными судебными постановлениями не может служить основанием к отмене принятых по настоящему делу судебных постановлений.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут являться основанием для его отмены, не установлено.

Таким образом, апелляционное определение от 22 декабря 2022 года является законным и отмене не подлежит.

Кассационная жалоба заявителя в части обжалования решения решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 названного Кодекса.

В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 379.1 ГПК РФ кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если при решении вопроса о принятии кассационных жалобы, представления к производству суда установлено, что кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 указанного Кодекса.

В силу части 1 статьи 377 ГПК РФ кассационные жалоба, представление подаются на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные и иные определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, - в кассационный суд общей юрисдикции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 376 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Кроме того, кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции при условии, что лицами, указанными в абзаце первом настоящей части, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 9 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», если по результатам рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции будет установлено, что обжалуемым судебным постановлением не нарушены права и (или) законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, кассационный суд общей юрисдикции оставляет его кассационную жалобу без рассмотрения по существу применительно к пункту 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ.

Поскольку решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года не было предметом апелляционного рассмотрения, а, кроме того, по приведенным выше обстоятельствам, не нарушает права и законные интересы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба в части обжалования решения Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 01 октября 2019 года не может быть предметом судебной проверки в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции и подлежит оставлению без рассмотрения по существу на основании пункта 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░░░░░░░ ░.░.

    ░░░░░     ░░░░░░░ ░.░.

        ░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-14534/2023 [88-20373/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
ТИХОНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Администрация Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Другие
Администрация Среднеахтубинского муниципального район Волгоградской области
Управление Федеральной службы государственой регистрации. кадастра и картографии по Волгоградской области
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
08.06.2023Судебное заседание
08.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее