УИД 28RS0002-02-2019-001156-91
Дело № 33АП-4438/2019 судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Михалевич Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Бережновой Н.Д., Дружинина О.В.,
при секретаре Мозговой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Белогорска Амурской области, действующего в интересах Максимова Максима Евгеньевича, к администрации города Белогорска Амурской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Белогорск Амурской области – Стефанович А.Ф. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 22 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., выслушав объяснения прокурора Истомина М.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Белогорска Амурской области обратился в суд с иском в интересах Максимова М.Е.. В обоснование указал, что постановлением администрации г. Белогорска № 1639 от 15.09.2014 года Максимов М.Е., <дата> года рождения, включён в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Белогорска. Однако до настоящего времени Максимову М.Е. жилое помещение не предоставлено.
На основании изложенного, просил обязать администрацию г. Белогорска предоставить Максимову М.Е. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Белогорска, площадью не менее 18 кв. метров.
В суде первой инстанции прокурор, Максимов М.Е. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель администрации г. Белогорска возражал против заявленных требований указав, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Ввиду недостаточности указанных средств орган местного самоуправления не может решить вопрос о предоставлении истцу жилого помещения.
Остальные участвующие в деле лица в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 22 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Белогорска – Стефанович А.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время надлежащее финансирование отсутствует.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и в суде апелляционной инстанции прокурор просил решение оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены, однако в заседание судебной коллегии не явились. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Максимов М.Е., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец и мать Максимова М.Е. – Ф.И.О.11 и Ф.И.О.12 решениями Белогорского городского суда Амурской области от 25.04.2012 года и от 19.12.2013 года лишены в отношении истца родительских прав.
Постановлением администрации г. Белогорск № 1639 от 15.09.2014 года Максимов М.Е., <дата> года рождения, включён в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Белогорска.
Максимов М.Е. достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени органом местного самоуправления г. Белогорска жильем не обеспечен.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия правовых и фактических оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению Максимова М.Е. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 7 приведенной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из пункта 8 той же статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем финансировании из вышестоящего бюджета, в связи с чем предоставить жилое помещение Максимову М.Е. в настоящее время не представляется возможным, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Указанные обстоятельства не освобождает администрацию г. Белогорска от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению жильем Максимова М.Е..
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от иных условий.
Положения приведенных норм не содержат указания на срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, что предполагает осуществление права на их получение незамедлительно после его возникновения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства и предмет доказывания. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым в мотивировочной части решения дана надлежащая правовая оценка. Суд проанализировал доказательства, исследованные в судебном заседании, и оценил их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствует требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, которые не влияют на существо принятого решения и не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского городского суда Амурской области от 22 июля 2019 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Белогорска Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Председательствующий
Судьи
УИД 28RS0002-02-2019-001156-91
Дело № 33АП-4438/2019 судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Михалевич Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Бережновой Н.Д., Дружинина О.В.,
при секретаре Мозговой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Белогорска Амурской области, действующего в интересах Максимова Максима Евгеньевича, к администрации города Белогорска Амурской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Белогорск Амурской области – Стефанович А.Ф. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 22 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., выслушав объяснения прокурора Истомина М.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Белогорска Амурской области обратился в суд с иском в интересах Максимова М.Е.. В обоснование указал, что постановлением администрации г. Белогорска № 1639 от 15.09.2014 года Максимов М.Е., <дата> года рождения, включён в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Белогорска. Однако до настоящего времени Максимову М.Е. жилое помещение не предоставлено.
На основании изложенного, просил обязать администрацию г. Белогорска предоставить Максимову М.Е. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Белогорска, площадью не менее 18 кв. метров.
В суде первой инстанции прокурор, Максимов М.Е. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель администрации г. Белогорска возражал против заявленных требований указав, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Ввиду недостаточности указанных средств орган местного самоуправления не может решить вопрос о предоставлении истцу жилого помещения.
Остальные участвующие в деле лица в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 22 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Белогорска – Стефанович А.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время надлежащее финансирование отсутствует.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и в суде апелляционной инстанции прокурор просил решение оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены, однако в заседание судебной коллегии не явились. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Максимов М.Е., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец и мать Максимова М.Е. – Ф.И.О.11 и Ф.И.О.12 решениями Белогорского городского суда Амурской области от 25.04.2012 года и от 19.12.2013 года лишены в отношении истца родительских прав.
Постановлением администрации г. Белогорск № 1639 от 15.09.2014 года Максимов М.Е., <дата> года рождения, включён в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Белогорска.
Максимов М.Е. достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени органом местного самоуправления г. Белогорска жильем не обеспечен.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия правовых и фактических оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению Максимова М.Е. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 7 приведенной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из пункта 8 той же статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем финансировании из вышестоящего бюджета, в связи с чем предоставить жилое помещение Максимову М.Е. в настоящее время не представляется возможным, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Указанные обстоятельства не освобождает администрацию г. Белогорска от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению жильем Максимова М.Е..
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от иных условий.
Положения приведенных норм не содержат указания на срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, что предполагает осуществление права на их получение незамедлительно после его возникновения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства и предмет доказывания. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым в мотивировочной части решения дана надлежащая правовая оценка. Суд проанализировал доказательства, исследованные в судебном заседании, и оценил их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствует требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, которые не влияют на существо принятого решения и не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского городского суда Амурской области от 22 июля 2019 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Белогорска Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Председательствующий
Судьи