Дело № 2-103\2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Сосновское 24 мая 2017 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием истца СГИБНЕВА А.А., представителя истца адвоката адвокатской конторы Сосновского района Андрюхина О.И., представившего удостоверение № <***> и ордер № 6717, представителя ответчика и третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Мухарской О.А., при секретаре Мялкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
СГИБНЕВА А.А. к Администрации
Сосновского муниципального района и Министерству
социальной политики Нижегородской области
о восстановлении срока постановки на учет очереди детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению
жилым помещением, признании права на предоставление
жилого помещения специализированного жилищного фонда,
У с т а н о в и л:
Истец Сгибнев А.А. обратился в суд с иском, с учетом изменений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, к Администрации Сосновского муниципального района и Министерству социальной политики Нижегородской области о восстановлении срока постановки на учет очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилым помещением, признании права на предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В исковом заявлении, с учетом его изменений, указано, что Сгибнев А.А., <***>.1988 г. рождения, распоряжением Главы поселковой администрации от 23.03.1995г. №18, поставлен на учет в органах опеки и попечительства как ребенок, оставшийся без попечения родителей. С ним также были поставлены на учет его родные сестры: Н., 1986 г.рождения и М., 1989 г.рождения. На учете они находились до совершеннолетия. Недавно истец узнал, что органы опеки и попечительства обязаны были поставить его на учет, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, который подлежит обеспечению жилым помещением на территории Сосновского муниципального района Нижегородской области. Однако этого сделано не было. До своего совершеннолетия опекун истца, его бабушка Б.., обращалась за помощью о постановке Сгибнева А.А. на учет, как нуждающегося в получении жилья, но в органе опеки и попечительства ей было сказано, что, поскольку истец проживает у нее, то он обеспечен жильем. После совершеннолетия истец сам обратился в орган опеки и попечительства Сосновского муниципального района Нижегородской области, где после обращения ему были даны формальные ответы, но никто не сказал, что по закону он должен был написать заявление в письменном виде. Истец понял, что каких-либо мер помощи органы опеки и попечительства Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области не предпринимают, и не собираются предпринимать, а вопрос о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору найма до настоящего времени не рассмотрен, не решен и как он понял, не собирается быть решенным. В связи с этим, истцу пришлось обратиться в прокуратуру Сосновского района Нижегородской области, которая проверила жалобу Сгибнева А.А. и установила, что он, имея статус ребенка оставшегося без попечения родителей, с 1995 года не был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело в отношении его не заводилось по непонятной причине. Своего жилья у истца нет, а орган опеки и попечительства, не осуществлял контроль за обеспечением социальных гарантий его, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и в орган местного самоуправления необходимые документы для постановки истца на жилищный учет не представил. При таких обстоятельствах, гарантированная социальная поддержка Сгибневу А.А. в виде обеспечения жилой площадью им не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия. Истец считает, что им пропущен срок для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительной причине, в связи с чем ему необходимо восстановить этот срок. Также истец полагает, что достижение им 23-х летнего возраста не может являться основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему жилое помещение. Просит восстановить ему срок постановки на учет очереди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилым помещением, а также обязать должностных лиц администрации Сосновского муниципального района признать на ним право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству первоначальный соответчик Правительство Нижегородской области по заявлению истца заменено на надлежащего Министерство социальной политики Нижегородской области.
Определением судьи от 24.03.2017 г. в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление образования Администрации Сосновского муниципального района, исполняющее отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Истец Сгибнев А.А. в судебном заседании иск поддержал и в судебных заседаниях 11 и 27 апреля 2017 г. пояснил, что родился <***> 1988 года. Жил с мамой, папой и двумя сестрами в п. Сосновское, ул. ..., в доме, который отцу предоставили от «Сосновской мелиорации», где он работал. Потом отца посадили в места лишения свободы, мать пропадала, пила, ее лишили родительских прав в отношении него и обеих сестер. Потом лишили родительских прав и отца. Опекуном назначили бабушку Б. и они стали жить в ее квартире по адресу р.п.Сосновское, ул...., д.7, кВ.1. Эта квартира бабушке досталась от завода «Металлист». Впоследствии она ее приватизировала. В доме, где они жили с родителями, стали жить другие люди. Он учился в СОШ №1, потом в 2003 году поступил учиться в техникум, на тракториста-машиниста, в 2006 году закончил учиться. После окончания учебы уехал жить г. Нижний Новгород. Жил на съемной квартире, устроился на работу, но жить в городе стало тяжело и дорого, тогда он вернулся обратно домой к бабушке в 2008 году. По состоянию здоровья в армию его не взяли. 10 лет живет в гражданском браке, имеет дочь Л., <***>.2011 года рождения. Проживают у бабушки жены р.п.Сосновское, ул...., д.16, прописан он по-прежнему у своей бабушки. Недавно он узнал, что органы опеки и попечительства обязаны были поставить его на учет, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, который подлежит обеспечению жилым помещением. После этого он обратился в Администрацию Сосновского района, чтобы ему разъяснили, поставили ли его на учет для получения жилья, но ему отказали, сославшись на то, что он имеет жилье у бабушки. С аналогичным вопросом он обращался в Администрацию района, однако ответ был один и тот же. В 2009 году младшая сестра получила квартиру по адресу п. Сосновское, ул. ... д...., кв..... Он опять обратился в Администрацию по тому же вопросу, но ему сказали, что с постановкой на учет он опоздал. До настоящего времени у него нет жилья в собственности либо по договору социального найма. Считает, что органы опеки и попечительства не выполнили свои обязанности по обеспечению его жильем, своевременно не поставили его на учет, в результате чего им был пропущен срок для постановки на учет по данной категории лиц. Просит удовлетворить исковые требования.
Представитель истца Андрюхин О.И. позицию истца поддержал и просил удовлетворить иск с учетом изменения исковых требований.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района и третьего лица Управления образования Администрации Сосновского муниципального района, исполняющего отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан Мухарская О.А. иск признала частично и показала в судебном заседании 11 апреля 2017 г., что в декабре 2016 года к ней обратился истец со своей гражданской женой по вопросу получения жилья по категории детей-сирот. Она им ответила, что на учет поставить его нельзя, так как ему более 23 лет, посоветовала обратиться в прокуратуру, если считают, что их права нарушены. По действующему на сегодня законодательству истец не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения. Если бы ему не исполнилось 23 года, он был бы поставлен на учет в бесспорном порядке. На момент, когда он обращался в Администрацию района по данному вопросу, действовало законодательство о том, что регистрация у бабушки и дедушки – опекунов - давала право пользования жилым помещением до 18 лет. Законным представителем являлась бабушка Сгибнева, поэтому она должна была поставить его на учет в поселковой администрации на получение жилья. Со слов бывшего специалиста по опеке и попечительству Ч.., ей разъяснялось, что она должна поставить опекаемого на учет для получения жилья. Необходимо было обращаться не в Орган опеки и попечительства, а в жилищную комиссию при поселковой администрации. Полномочия по включению в очередь граждан для получения жилого помещения перешли к Органам опеки и попечительства от Администрации Законом №166-з от 11.12.2012 года. На тот момент истцу уже исполнилось 18 лет.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Резцова Л.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать, признать Министерство социальной политики Нижегородской области ненадлежащим ответчиком. Кроме того, пояснила, что вопросы постановки на учет граждан в качестве детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, относятся к исключительной компетенции Органов местного самоуправления на основании ст.1 Закона Нижегородской области от 7.09.2007 г. № 125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан». Кроме того, в Нижегородской области в соответствии со ст.2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» государственные полномочия по обеспечению детей-сирот помещениями переданы Органам местного самоуправления. На учет могут быть поставлены лица из числа детей-сирот, у которых до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данное право сохраняется за ними до 23 лет и до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Считает, что поскольку истец уже достиг возраста 23 лет и его возраст уже превысил предельно допустимый возраст, поскольку ему уже 28 лет, правовые основания для включения его в список лиц по данной категории отсутствуют. Сведений о том, что он обращался в Органы местного самоуправления в установленный законодательством срок по делу отсутствуют. Уважительных причин пропуска данного срока не представлено. Оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке не имеется в связи с тем, что пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ утратил силу с 1.01.2013 г. и данное понятие к данной категории лиц больше не применяется. В соответствии с нормами Закона № 159-ФЗ и Закона № 147-З детям-сиротам однократно предоставляются по месту жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Действующим законодательством не предусмотрена такая мера социальной поддержки детей-сирот, как предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Выслушав стороны, их представителей, свидетелей Б.., Ю.., У.., рассмотрев материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, по смыслу ч.2 ст.38 Конституции РФ предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции РФ, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются, в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации.
Ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 № 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, согласно п. 1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем предоставления жилых помещений из состава, имеющегося муниципального жилищного фонда (п. В), а в п. 1.4 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. № 315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
Как следует из материалов дела, истец Сгибнев А.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать, Е.. решением Сосновского районного суда от 24.02.1995 г. лишена родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей. Отец В.. также лишен родительских прав решением Павловского городского суда от 08.10.1997 г.
Распоряжением Сосновской поселковой администрации от 23.03.1995 г. №18 в отношении Сгибнева А.А., <***>.1988 г.рождения, а также его сестер Н.., <***>.1986 г.рождения, и М.., <***>1989 г.рождения, установлена опека. Опекуном была назначена их бабушка – Б.. С 1995 г. несовершеннолетние Сгибневы приобрели статус детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Сосновского района от 28.02.2001 г. №10 за несовершеннолетними Сгибневыми до их совершеннолетия сохранено право пользования жилым помещением опекуна Б.., расположенного по адресу: р.п. Сосновское, ул. ... д.7. кв.1.
Согласно договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 28.05.1993 г., П.. и Б.. получили в совместную собственность двухкомнатную квартиру, общей площадью 35,82 кв.м, в том числе жилой 25,5 кв.м, расположенную по адресу р.п.Сосновское, ул...., д.7 (впоследствии д.№ 9), кВ.1. Данная квартира зарегистрирована по праву собственности за П.. и Б.. в БТИ. 2.06.2006 г. право собственности на квартиру зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество с выдачей соответствующего свидетельства.
Таким образом, жилое помещение по адресу р.п.Сосновское, ул.... д.7 (впоследствии д.№ 9), кВ.1,, в котором истец жил с опекуном после установления над ним опеки (23.03.1995 г.), было передано в частную собственность опекуна и ее супруга по договору приватизации от 28.05.1993 г., т.е. за два года до установления опеки над детьми. Сгибнев А.А. и его сестры обладали правом пользования данным жилым помещением до исполнения им 18-летнего возраста. После достижения 18 лет опека прекращалась, и право пользования данным жилым помещением у истца и его сестер утрачивалось.
В отношении жилья, в котором истец и его родители проживали до лишения их родительских прав, сведений не имеется. По сообщению районного архива на запрос суда, документы из ТОО «Сосновская мелиорация» на хранение в архив не поступали, сведений о приватизации данной квартиры не имеется. В настоящее время данной организации не существует.
Доказательством того, что истец и его сестры не имели закрепленного за ними жилого помещения по договору социального найма или по праву собственности, является письмо ведущего специалиста по охране детства управления образования администрации Сосновского муниципального района Ч. в Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области от 30.10.2008 г. № 10-01-15\669 в отношении положения с жильем сестры истца М., <***>.1989 г.рождения (на 1 год младше истца). В данном письме сообщается о том, что М. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением родителей родительских прав. До 18 лет М. находилась под опекой бабушки Б.. Жилье за ней не закреплялось, т.к. ее родители собственного жилья не имели, мать была прописана у бабушки Б.., а отец – у своих родителей в с..... До 25 июня 2008 г. М. не состояла на учете как нуждающаяся в жилом помещении, т.к. ни она, ни опекун не обращались в жилищную комиссию при Сосновской поселковой администрации.
Согласно материалов жилищного дела в отношении М.., представленного по запросу суда администрацией р.п.Сосновское, 25.06.2008 г. М.. обращалась в жилищную комиссию администрации р.п. Сосновское о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для обращения послужило ухудшение жилищных условий ввиду рождения у старшей сестры Н.. двоих детей. Решением жилищной комиссии М.. была признана нуждающейся в жилом помещении, и распоряжением администрации Сосновского района от 21.12.2009 г. №1251-р ей было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Все обстоятельства, связанные с отсутствием жилого помещения у сестры истца М. в полной мере соответствуют положению с жильем ее брата Сгибнева А.А., который остался без попечения родителей одновременно со своей сестрой. Он, также, как и она, остался без попечения родителей, в результате чего с 1995 г. над ним установлена опека. У него, так же, как и у сестры, отсутствовало закрепленное за ним жилое помещение, поскольку у родителей не было своего жилого помещения, а квартира бабушки- опекуна приватизирована на нее и мужа с 1993 г. Таким образом, факт отсутствия жилья у истца был известен органам опеки и попечительства, как минимум, с 2008 г., когда истцу исполнилось 20 лет, и он еще не утратил право быть включенным в Список детей-сирот, нуждающихся в получении жилья. Данное право возникло у него до 18-летнего возраста (с 1995 г.), поэтому органы местного самоуправления в лице органов опеки и попечительства обязаны были поставить его на очередь. Между тем, в отношении истца работа по включению его в Список нуждающихся в получении жилья детей-сирот не проводилась.
В судебном заседании свидетель Б. подтвердила, что после лишения родительских прав родителей Сгибневых она обращалась в «Сосновскую мелиорацию», чтобы детям оставили жилье, в котором они жили с родителями, но его уже передали другим рабочим. Специалист по опеке и попечительству Ч.. уверяла ее, что по достижению детьми 18 лет им будет предоставлено жилье. Позже она говорила, что есть семьи, где положение гораздо хуже, чем у них, поэтому нечего рассчитывать на получение жилья.
В судебном заседании установлено, что истец не имеет юридического образования, так же, как и его бывший опекун Б.. В своих жилищных правах истец и его опекун ориентировались плохо, полагаясь на компетентность органов опеки и попечительства, что и было подтверждено в судебном заседании. По независящим от истца обстоятельствам, вследствие бездействия должностных лиц, осуществляющих постановку на учет, а также юридической неграмотности истца, Сгибнев А.А., не встал на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, лиц из их числа, который подлежал обеспечению жилым помещением, пропустив тем самым срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Жилое помещение на территории Сосновского муниципального района Сгибневу А.А. не предоставлялось, за ним не закреплялось. Право пользования жилым помещением по месту регистрации р.п.Сосновское, ул.... д.9, кВ.1 утрачено им по достижении 18-летнего возраста, т.е. с 18.06.2006 г.
Отсутствие лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении. Уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается установленными в суде обстоятельствами, поэтому суд полагает возможным восстановить Сгибневу А.А. пропущенный срок постановки на учет очереди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На момент обращения истца с настоящим иском в суд, его положение в отношении жилья не изменилось. По сообщению администрации р.п. Сосновское Сгибнев А.А. в очереди на улучшение жилищных условий не состоит.
Согласно выписок из ЕГРН, у Сгибнева А.А. на территории Нижегородской области, а также в пределах Российской Федерации не имеется в собственности объектов недвижимого имущества.
Согласно справке администрации р.п. Сосновское, выданной Сгибневу А.А., совместно с ним по адресу р.п.Сосновское Сосновского района Нижегородской области, ул. ..., д.9, кв.1 зарегистрированы П.., Б.., Э.., Г.., Т.. Фактически по данному адресу истец не проживает. Из его показаний следует, что он проживает в р.п.Сосновское, ул...., д.16 в частном доме бабушки своей сожительницы К.., о чем представлена справка о составе семьи.
По сообщению Военного комиссариата г.Богородск и г.Павлово, Богородского, Вачского, Павловского и Сосновского районов Нижегородской области, Сгибнев А.А. состоит на воинском учете. Службу в Российской армии не проходил. На основании медицинского освидетельствования от 19.06.2006 г. признан ограниченно годным к военной службе по гр. 1 ст. 57 «в» ПП РФ №123 2003 г.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Сгибнев А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До достижения им возраста 18 лет у него отсутствовало право на жилое помещение по праву собственности либо по договору социально найма, о чем органы опеки и попечительства знали. Однако, он был лишен гарантированного ему законом права на предоставление жилья, которое не было им получено по независящим от него обстоятельствам, в связи с юридической неграмотностью, неквалифицированными действиями должностных лиц, поэтому соответствующие органы не освобождаются от обязанности постановки Сгибнева А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Доводы представителя ответчика Мухарской О.А. о том, что в обязанности специалистов по опеке и попечительству не входили полномочия по постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит неубедительными. Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" определено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Следовательно, к полномочиям органов опеки и попечительства, образованных в муниципальных районах, относились обязанности по обеспечению указанной категории детей и лиц из их числа, жилыми помещениями. При таких обстоятельствах суд полагает, что на органе опеки и попечительства лежит ответственность за необеспечение истца жилым помещением своевременно, до достижения им предельного возраста, предусмотренного законом. После вступления в силу данного закона органы местного самоуправления в лице органов опеки и попечительства обязаны были поставить в очередь на получение жилья Сгибнева А.А., которому к тому моменту еще не исполнилось 23 лет.
Суд полагает, что оснований для возложения каких-либо обязанностей по обеспечению жилищных прав истца на Министерство социальной политики Нижегородской области не имеется, поскольку обязанность по включению в Список нуждающихся лиц, а также по предоставлению жилых помещений по договору специализированного жилищного фонда законом возложена на органы местного самоуправления.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сгибнева А.А. удовлетворить.
Восстановить СГИБНЕВУ А.А. срок постановки на учет очереди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилым помещением.
Обязать Администрацию Сосновского муниципального района признать за СГИБНЕВЫМ А.А. право на предоставление по месту его жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Нижегородской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский облсуд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сосновский районный суд.
Решение в законную силу не вступило.
Судья: Т.П.Немчинова