К делу № 2-№/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ год Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Костюк А.А.
при секретаре Самоваровой Е.С.
с участием истца Абравитова Д.Н.
представителя ответчика Литвиненко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Абравитова Д.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение управления имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе Абравитову Д.Н. в предоставлении муниципальной (государственной) услуги о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью 9674 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию МО Динской район предоставить заявителю вышеуказанный земельный участок в собственность за плату, для чего в сроки, установленные соответствующим административным регламентом: обеспечить принятие в установленном порядке муниципального правового акта о предоставлении Абравитову Д.Н. в собственность за плату данного земельного участка; подготовить и заключить договор купли-продажи данного земельного участка между администрацией МО Динской район и Абравитовым Д.Н. по выкупной цене, размер которой надлежит определить в соответствии с требованиями ст. 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а также с учетом решения Совета Южно-Кубанского сельского поселения Динского района от ДД.ММ.ГГГГ. № №; направить заявителю проект договора купли-продажи выкупаемого земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что постановлением администрации МО Динской район от ДД.ММ.ГГГГ. № ООО «Авто Кеми» был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9674 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГг. между ООО «Авто Кеми» и Абравитовым Д.Н. было подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды вышеуказанного земельного участка.
Заявитель обратился в администрацию МО Динской район с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату арендуемого земельного участка, однако, ДД.ММ.ГГГГ. решением управления имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район в предоставлении данного земельного участка в собственность заявителю было отказано.
Считает отказ администрации МО Динской район незаконным.
В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования и просил обязать администрацию МО Динской район предоставить Абравитову Д.Н. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9674 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Динской район в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указав, что заявителем не представлено доказательств необходимости использования земельного участка площадью 9674 кв.м. для эксплуатации нежилого здания общей площадью 212,6 кв.м., в связи с чем оснований для выкупа этого земельного участка у Абравитова Д.Н. не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 названного Кодекса.
В силу п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из приведенных норм следует, что при определении площади земельного участка, подлежащего приватизации, необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9674 кв.м., сформирован для строительства производственной базы. Заявителю этот земельный участок в аренду не передавался, для строительства производственной базы. Согласно разрешению на строительство № № заявителю ООО «Авто-Кеми» разрешено строительство объекта капитального строительства «Производственный корпус» поз. 1 по ГП; общая площадь здания 204.0 кв.м., общая площадь застройки 209.8 кв.м.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № Ru № в эксплуатацию введен объект капитального строительства «Производственный корпус <адрес>» площадью 212,6 кв.м.
Для эксплуатации нежилого здания площадью 212,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок не формировался.
Площадь земельного участка (9674 кв. м), на получение которого в собственность претендует заявитель, превышает площадь здания (212,6 кв. м) в несколько раз, принадлежащего ему на праве собственности и расположенного на этом участке. При этом доказательства того, что весь земельный участок необходим для эксплуатации этого объекта, в материалах дела отсутствуют. Не имеется в деле и доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок фактически используется заявителем для целей эксплуатации здания, «Производственный корпус по адресу: <адрес>».
Тем самым, заявленная заявителем площадь 9674 кв.м. земельного участка, необходимого для эксплуатации данного здания не определена и не обоснована, как и не представлены доказательства целевого использования, построенного здания.
Изучив заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Авто Кеми», был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9674 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для строительства производственной базы.
На основании данного постановления между МО Динской район Краснодарского края, в лице управления имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район, и ООО «Авто Кемпи» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности. Срок действия вышеуказанного договора аренды до ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Авто Кеми» и Абравитовым Д.Н. подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по вышеназванному договору аренды, которое зарегистрировано Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем в едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации № №.
В силу ст. 87 Земельного кодекса РФ земельные участки, которые включены в состав охранных зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Согласно требованиям ст. 89 Земельного Кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки, а в соответствии с требованиями ст. 90 ЗК РФ, границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Южно-Кубанского сельского поселения Динского района был подготовлен градостроительный план земельного участка № №, который был утвержден постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Градостроительным планом земельного участка установлены ограничения использования земельного участка и границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций, поскольку на его территории расположены охранные зоны ЛЭП. Этим документом определены линии градостроительного регулирования и линии застройки, то есть графическое расположение места допустимого размещения объекта капитального строительства (производственная база), площадь которого составила 7989,59 кв.м., оставшаяся территория земельного участка площадью 1775,41 кв.м., не предназначена для капитального строительства, так как относится к вышеуказанным охранным зонам.
В соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ 14.11.2013г. Южно- Кубанским сельским поселением Динского района выдано разрешение на строительство № №, в соответствии с которым разрешено создание объекта капитального строительства в виде «производственный корпус в <адрес>», в нормативно установленных границах земельного участка, с учетом ограничений, установленных градостроительным планом (охранные зоны). Срок действия разрешения на строительство - ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании разрешения на строительство и в соответствии с вышеприведенным градостроительным планом заявителем на территории земельного участка за границами охранных зон был создан (построен) объект недвижимого имущества в виде нежилого одноэтажного здания, площадью 212,6 кв.м. В соответствии с требованиями ст. 55 Градостротиельного кодекса РФ 03.09.2014г. администрацией Южно-Кубанского сельского поселения Динского района было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства № №, в соответствии с которым заявителю было разрешено ввести в эксплуатацию вышеуказанный объект. На основании данного разрешения заявитель в установленном порядке зарегистрировал право собственности на объект недвижимого имущества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
После регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного в границах земельного участка, заявитель обратился в администрацию Динского района с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с приложением всех документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
ДД.ММ.ГГГГ управлением имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район принято решение об отказе заявителю в предоставлении муниципальной (государственной) услуги. Основанием к отказу послужило то, что, по мнению управления «площадь предоставляемого в аренду земельного участка (9674 кв.м.) значительно превышает площадь объекта недвижимости (212,6 кв.м.), расположенного на испрашиваемом земельном участке». Кроме того, управление ссылается на положения, предусмотренные ст.ст. 33 и 36 ЗК РФ в той части, что местоположение границ земельного участка при его приватизации и его площадь определяется с учетом фактического землепользования согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства. Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденным в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Кроме того, управление уведомило заявителя о готовности рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность за плату земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания, после проведения работ по его формированию в соответствии со статьями 33, 35 ЗК РФ.
Иных оснований к отказу в предоставлении муниципальной (государственной) услуги в обжалуемом решении не приведено.
Суд полагает, что решение создает препятствия к осуществлению заявителем, как гражданином, прав и свобод, в частности прав на приватизацию земельного участка.
Обосновывая принятое решение, управление ссылается на положения, предусмотренные ст. 35 ЗК РФ, в соответствии с которой площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. Между тем, данная норма закона регламентирует правоотношения, связанные с переходом права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. Как установлено судом объект недвижимости, расположенный в границах земельного участка, создан заявителем и именно за ним зарегистрировано право собственности на данный объект, в связи с чем, отношения, связанные с переходом права собственности на объект недвижимого имущества не возникли и, следовательно, положения ст. 35 Земельного кодекса РФ не подлежат применению.
Из содержания положений ст. 33 Земельного кодекса РФ следует, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Спорный земельный участок расположен на территории Южно-Кубанского сельского поселения Динского района. Решением Совета Южно-Кубанского сельского поселения Динского района от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждены Правила землепользования и застройки вышеуказанного муниципального образования.
Частью 1 ст. 18 правил землепользования и застройки Южно-кубанского сельского определено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели.
Данными правилами установлены градостроительные регламенты, которыми определен правовой режим земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В соответствии со ст. 16 Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Статьей 33 Правил определены виды территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории Южно-Кубанского сельского поселения. В статье 34 Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в различных территориальных зонах, а также предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства.
Земельный участок, право владения которым принадлежит Абравитову, отнесен к территориальной производственной зоне П-5 «Зона предприятий, производств и объектов V класса опасности санитарно-защитной зоной- 50 м.». Зона П-5 выделена для обеспечения правовых условий формирования предприятий, производств и объектов V класса опасности, с низкими уровнями шума и загрязнения. В этой зоне допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.
Из вышеприведенных норм следует, что спорный земельный участок предоставлен заявителю для строительства производственной базы, а согласно разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства данный объект значится как «Производственный корпус в <адрес>». Таким образом, объект недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано за заявителем, подпадает под перечень площадок производственных предприятий V класса. Статьей 34 правил землепользования и застройки Южно-кубанского сельского округа установлены минимальные и максимальные площади земельных участков, относящихся к территориальной зоне П-5. Минимальная площадь таких участков установлена в размере 1000 кв.м., а максимальная - 250 000 кв.м.
В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок его площадь составила 9674 кв.м., то есть значительно меньше нормативно установленной Правилами максимальной величины площади земельных участков, относящихся к территориальной зоне П-5.
Таким образом, утверждения управления имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка и площади объекта недвижимости не обоснованы.
Кроме того, заинтересованным лицом при принятии обжалуемого решения не принято во внимание, что градостроительным планом земельного участка установлены линии градостроительного регулирования и линии застройки, в связи с чем, максимальный процент застройки в границах земельного участка, то есть допустимое размещение объекта капитального строительства (производственной базы) составляет всего лишь 60%. Вся оставшаяся территория земельный участка относится к охранным зонам, не предназначенным для капитального строительства.
Вышеприведенным разрешением на строительство заявителю предоставлено право на создание в границах земельного участка «Производственный корпус поз. № 1 по ГП». Производственный корпус является одним из первых объектов, который входит в состав производственной базы. Заявителем планируется в дальнейшем построить здание склада и административное здание.
Таким образом, нежилое здание, зарегистрированное на праве собственности за заявителем, является лишь одним (первым) объектом, входящим в состав производственной базы, создание которой предусмотрено назначением земельного участка и градостроительным планом земельного участка. Последующие обособленные объекты комплекса производственной базы будут строиться, и вводиться в эксплуатацию в соответствии с требованиями ст. 55 ГрК РФ по мере завершения строительных работ, связанных с их созданием.
Управление имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район, принимая решение об отказе заявителю в предоставлении муниципальной (государственной) услуги, ссылается на положения ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Однако пунктом 7 названной нормы закона предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, только в этих случаях, когда земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете, то местоположения границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Из вышеуказанного кадастрового паспорта земельного участка следует, что он сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет еще ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем, положения, предусмотренные абзацем вторым ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ применению не подлежат.
Действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим земельные отношения, в том числе статьями 33 и 35 Земельного кодекса РФ, на которые ссылается управление, не предусмотрена правовая необходимость и обязанность формирования уже сформированного земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, в отношении которого заявлены правопритязания, основанные на реализации гражданином исключительного права на выкуп земельного участка в соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в оспариваемом решении указано, что управление имущественных и земельных отношений готово рассмотреть вопрос о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта, принадлежащего заявителю. Вместе с тем с момента принятия данного решения (с ДД.ММ.ГГГГ) до настоящего времени никаких мер для рассмотрения данного вопроса управлением имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район не предпринято.
При таких обстоятельствах суд полагает заявление обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО Динской район предоставить Абравитову Д.Н. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9674 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, предназначенный для строительства производственной базы, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: