Судья Трунова А.В. Дело № 33-7048/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 года по иску прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сибстандарт» о возложении обязанности оборудовать ресторанно-гостиничный комплекс кнопкой экстренного вызова полиции (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации),
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Сибстандарт» о возложении обязанности оборудовать ресторанно-гостиничный комплекс «Облепиха», расположенный по адресу: <адрес>, кнопкой экстренного вызова наряда полиции.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования, просил оборудовать ресторанно-гостиничный комплекс «Облепиха» кнопкой экстренного вызова наряда полиции (кнопкой экстренного вызова подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В обоснование требований указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации 14.04.2017 N 447 утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов. Подпунктом «д» пункта 18 указанных Требований установлено, что все гостиницы оборудуются средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции). Федеральным законом от 03.07.2016 № 227-ФЗ такое направление деятельности полиции как охрана имущества и объектов на договорной основе передана войскам национальной гвардии. Вневедомственная охрана включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Кнопка тревожной сигнализации, установленная в гостинице, должна быть подключена к пульту централизованного наблюдения территориального подразделения войск национальной гвардии.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 года прокурору в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Анализируя законодательство, регулирующее спорные правоотношения, указывает на то, что суд пришел к не основанному на законе выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Учитывая напряженную внешнеполитическую обстановку, социальную значимость ресторанно - гостиничного комплекса «Облепиха», расположенного на транспортной развязке, в месте скопления большого числа людей и транспортных средств, в силу прямого указания в пп.. д п.18 Требований, императивно закреплено за собственником обязанность исполнить требования постановления правительства в части оборудования помещений гостиницы кнопкой вызова наряда полиции войск национальной гвардии Российской Федерации – ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю». В противном случае, учитывая отдаленность дислокации ЧОП «Бумеранг», отсутствие у него на вооружении необходимых и достаточных сил, средств, штата, подготовки сотрудников, может поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц в случае осуществления актов терроризма.
Прокурор Кузьменко С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивала на удовлетворении апелляционного представления. Представитель третьего лица – отдела вневедомственной охраны по г. Новоалтайску – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии России по Алтайскому краю» Федченко Т.В. поддержала представление прокурора.
Представитель ответчика Болячевец А.А. просил в удовлетворении представления отказать.
Иные лица, участвующие в деле в Алтайский краевой суд не явились при их надлежащем извещении. С учетом положений п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО «Сибстандарт» осуществляет деятельность по розничной торговле, хранению и складированию грузов, деятельность гостиниц, ресторанов, кафе, услуг по доставке продуктов питания, аренды и лизинга автомобильного транспорта и оборудования и др. (л.д. 13-14).
До 07.09.2017 охрану объектов «Сибстандарт» осуществляло частное охранное предприятие «Периметр» (л.д. 83), в настоящее время – частное охранное предприятие «Бумеранг» (л.д. 26, л.д. 54-70). Объекты ООО «Сибстандарт» оборудованы техническими средствами тревожной сигнализации и экстренного вызова наряда охраны.
На обращение ООО «Сибстандарт» в орган полиции, ОМВД России по г. Новоалтайску, обществу было отказано в установке кнопки экстренного вызова полиции (л.д. 52-53).
Прокурор в исковом заявлении просит обязать ответчика оборудовать гостиничный комплекс кнопкой экстренного вызова полиции (кнопкой экстренного вызова подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии).
Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ определено, что противодействие терроризму представляет собой деятельность государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий появлений терроризма.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктами 7 и 13 статьи 2 названного Федерального закона основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 928-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Гостиницы в данный перечень не входят.
В настоящее время ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон "О полиции", ни Закон "О войсках национальной гвардии", ни указанный Перечень не содержат требования, обязывающего гостиницы организовать обязательную охрану войсками национальной гвардии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 N 447 утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов, который устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований (п.1).
Данный документ носит общий характер в отношении вопросов оснащения гостиниц средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Выбор и оснащение гостиниц конкретными типами указанных средств определяются в техническом задании на создание (совершенствование) системы инженерно-технической укрепленности гостиницы в зависимости от ее категории, а также на этапах проектирования, выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта (п.3).
В силу п. 4 Требований они не распространяются: на гостиницы, подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; на гостиницы, требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации; на гостиницы, включенные в перечни мест массового пребывания людей, формируемые в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".
Из материалов дела видно, что Администрацией г. Новоалтайска, ресторанно-гостиничный комплекс «Облепиха» не включен в перечень массового пребывания людей (л.д. 46-51).
В соответствии с подпунктом «д» п. 18 Требований все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
С учетом буквального толкования приведенных нормативных актов, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что законом не предусмотрено оборудование в гостиницах кнопки тревожной охраны с обязательным выведением на пульт войск национальной гвардии. Данная норма в ее контексте предусматривает оборудование гостиниц средствами тревожной сигнализации, в том числе кнопкой экстренного вызова наряда полиции.
Ответчиком во исполнение указанного нормативного акта произведено обращение в ОМВД по г. Новоалтайску по установке кнопки экстренного вызова наряда полиции. В установке кнопки экстренного вызова наряда полиции отказано, в связи с отсутствием в законе возможности территориальным органам МВД России оказывать платные услуги.
Таким образом, из материалов дела с очевидность следует, что ответчиком выполнены условия, указанные в приведенном нормативном акте. Гостиничный комплекс ООО «Сибстандарт» оборудован средствами тревожной сигнализации, ответчиком заключен договор охраны с частным охранным предприятием, на пульт которого выведена тревожная кнопка комплекса.
Доводы о том, что войска национальной гвардии относятся к полиции, правильно отклонены судом первой инстанции.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, которая является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти.
В пунктах 2, 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" указано на то, что на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач: охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
То обстоятельство, что сотрудники Росгвардии имеют специальные звания (например, полковник полиции), не свидетельствует об отнесении войск национальной гвардии к органам полиции.
Таким образом, в настоящее время органы внутренних дел и войска национальной гвардии являются разными органами исполнительной власти.
При наличии таких обстоятельств, исходя из существа заявленных требований, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: