Решение по делу № 2а-301/2022 от 08.02.2022

44RS0026-01-2022-000329-28

(2а-301/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2022 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Дерзиянц К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мешалкиной С.Ю. к судебному приставу – исполнителю ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. об уменьшении размера исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Мешалкина С.Ю. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Заволжскому району г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. об уменьшении размера исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что Мешалкина С.Ю. является должником по исполнительному производству от 20.01.2022 года, возбужденному судебным приставом-исполнителем ОСП по Заволжскому району г. Костромы и Костромскому району на основании исполнительного листа по делу №2-379/2021 от 17.11.2021 года судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Костромы о взыскании с Мешалкиной С.Ю. задолженности в пользу Триштафоренко А.А. Требования исполнительного документа не были исполнены Мешалкиной С.Ю. в срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 2 456 руб. 77 коп. Мешалкина С.Ю. не может выплатить данную сумму в связи с тяжелым материальным положением. Она работает кондитером в ООО «Карамелия», ее заработная плата составляет 6 500 руб. в месяц, проживает одна, находится в предпенсионном возрасте. Просила уменьшить размер исполнительского сбора до 1 842 руб. 58 коп.

Административный истец Мешалкина С.Ю., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусева Д.А. в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что поскольку должник не исполнил требования исполнительного документа, оснований для уменьшения исполнительского сбора не имеется.

Заинтересованное лицо Триштафоренко А.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила.

Заинтересованные лица ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району, УФССП по Костромской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направили, о причинах неявки не уведомили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, 09.07.2021 года мировым судьей судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Костромы, и.о. обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы, было вынесено решение по гражданскому делу № 2-379/2021 о взыскании с Мешалкиной С.Ю. в пользу Триштафоренко А.А. в порядке регресса задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с 01.10.2019 года по 28.02.2021 года в сумме 26 381 руб. 83 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 715 руб.

28.12.2019 года был выдан исполнительный лист.

В обязанности судебных приставов-исполнителей, согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Как установлено ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В силу ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).

Судом установлено, что на основании исполнительного листа № 2-379/2021 от 09.07.2021 года, выданного мировым судьей судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Костромы, и.о. обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы, судебным приставом-исполнителем ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. было возбуждено исполнительное производство в отношении должника Мешалкиной С.Ю. о взыскании задолженности в размере 35 096 руб. 83 коп. в пользу взыскателя Триштафоренко А.А., о чем 20.01.2022 года вынесено постановление. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с положениями ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

28.01.2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. ввиду не исполнения исполнительного документа должником Мешалкиной С.Ю. в срок, установленный для добровольного исполнения, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, а именно в размере 2 456 руб. 77 коп.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

20.01.2022 года Мешалкина С.Ю. обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы с заявлением о рассрочке исполнения решения по гражданскому делу № 2-379/2021.

09.02.2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника Мешалкиной С.Ю., для производства удержаний суммы долга постановление направлено по месту работы должника Мешалкиной С.Ю. – в <данные изъяты>.

Исходя из материалов дела, учитывая, что решение до настоящего времени не исполнено, суд соглашается с позицией судебного пристава-исполнителя о наличии законных оснований для взыскания с должника исполнительского сбора.

Обосновывая заявленные требования, административный истец Мешалкина С.Ю. ссылается на тяжелое материальное положение и невозможность добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в установленный срок.

Как следует из материалов дела, Мешалкина С.Ю. трудоустроена на полставки в <данные изъяты> ее ежемесячный доход составляет 6 500 руб., иных источников дохода не имеет. При этом осуществляет уход за престарелой матерью, несет расходы на оплату коммунальных услуг, питание и др.

Суд, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное и финансовое положение должника, а также тот факт, что с 02.11.2020 года административный истец относится к категории граждан предпенсионного возраста, суд считает законным и обоснованным удовлетворить требования должника, уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного п. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 1 842 руб. 58 коп. (2 456 руб. 77 коп. - 1/4).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Мешалкиной С.Ю. к судебному приставу – исполнителю ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району УФССП России по Костромской области от 28.01.2022 года в рамках исполнительного производства , установив исполнительский сбор в размере 1 842 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.А. Мохова

2а-301/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мешалкина Светлана Юрьевна
Ответчики
СПИ ОСП по Заволжскому округу г.Костромы Гусева Д.А.
Другие
ОСП по Заволжскому округу г.Костромы и Костромскому району УФССП по Костромской олбласти
УФССП России по Костромской области
Триштафоренко Амина Адгамовна
Суд
Димитровский районный суд г. Кострома
Судья
Мохова Наталья Александровна
Дело на странице суда
dimitrovsky.kst.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация административного искового заявления
08.02.2022Передача материалов судье
09.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее