44RS0026-01-2022-000329-28
(2а-301/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2022 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Дерзиянц К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мешалкиной С.Ю. к судебному приставу – исполнителю ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. об уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Мешалкина С.Ю. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Заволжскому району г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. об уменьшении размера исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что Мешалкина С.Ю. является должником по исполнительному производству № от 20.01.2022 года, возбужденному судебным приставом-исполнителем ОСП по Заволжскому району г. Костромы и Костромскому району на основании исполнительного листа по делу №2-379/2021 от 17.11.2021 года судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Костромы о взыскании с Мешалкиной С.Ю. задолженности в пользу Триштафоренко А.А. Требования исполнительного документа не были исполнены Мешалкиной С.Ю. в срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 2 456 руб. 77 коп. Мешалкина С.Ю. не может выплатить данную сумму в связи с тяжелым материальным положением. Она работает кондитером в ООО «Карамелия», ее заработная плата составляет 6 500 руб. в месяц, проживает одна, находится в предпенсионном возрасте. Просила уменьшить размер исполнительского сбора до 1 842 руб. 58 коп.
Административный истец Мешалкина С.Ю., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусева Д.А. в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что поскольку должник не исполнил требования исполнительного документа, оснований для уменьшения исполнительского сбора не имеется.
Заинтересованное лицо Триштафоренко А.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила.
Заинтересованные лица ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району, УФССП по Костромской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направили, о причинах неявки не уведомили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, 09.07.2021 года мировым судьей судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Костромы, и.о. обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы, было вынесено решение по гражданскому делу № 2-379/2021 о взыскании с Мешалкиной С.Ю. в пользу Триштафоренко А.А. в порядке регресса задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с 01.10.2019 года по 28.02.2021 года в сумме 26 381 руб. 83 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 715 руб.
28.12.2019 года был выдан исполнительный лист.
В обязанности судебных приставов-исполнителей, согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Как установлено ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).
Судом установлено, что на основании исполнительного листа № 2-379/2021 от 09.07.2021 года, выданного мировым судьей судебного участка № 11 Ленинского судебного района г. Костромы, и.о. обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы, судебным приставом-исполнителем ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. было возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Мешалкиной С.Ю. о взыскании задолженности в размере 35 096 руб. 83 коп. в пользу взыскателя Триштафоренко А.А., о чем 20.01.2022 года вынесено постановление. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с положениями ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
28.01.2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. ввиду не исполнения исполнительного документа должником Мешалкиной С.Ю. в срок, установленный для добровольного исполнения, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, а именно в размере 2 456 руб. 77 коп.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
20.01.2022 года Мешалкина С.Ю. обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы с заявлением о рассрочке исполнения решения по гражданскому делу № 2-379/2021.
09.02.2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника Мешалкиной С.Ю., для производства удержаний суммы долга постановление направлено по месту работы должника Мешалкиной С.Ю. – в <данные изъяты>.
Исходя из материалов дела, учитывая, что решение до настоящего времени не исполнено, суд соглашается с позицией судебного пристава-исполнителя о наличии законных оснований для взыскания с должника исполнительского сбора.
Обосновывая заявленные требования, административный истец Мешалкина С.Ю. ссылается на тяжелое материальное положение и невозможность добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в установленный срок.
Как следует из материалов дела, Мешалкина С.Ю. трудоустроена на полставки в <данные изъяты> ее ежемесячный доход составляет 6 500 руб., иных источников дохода не имеет. При этом осуществляет уход за престарелой матерью, несет расходы на оплату коммунальных услуг, питание и др.
Суд, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное и финансовое положение должника, а также тот факт, что с 02.11.2020 года административный истец относится к категории граждан предпенсионного возраста, суд считает законным и обоснованным удовлетворить требования должника, уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного п. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 1 842 руб. 58 коп. (2 456 руб. 77 коп. - 1/4).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Мешалкиной С.Ю. к судебному приставу – исполнителю ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району Гусевой Д.А. об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району УФССП России по Костромской области от 28.01.2022 года в рамках исполнительного производства №, установив исполнительский сбор в размере 1 842 рублей 58 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А. Мохова