УИД 32RS0027-01-2024-006702-06
Дело № 12-426/2024 Судья Колесников П.Е.
РЕШЕНИЕ № 21-145/2024
5 декабря 2024 года г. Брянск
Судья Брянского областного суда Цуканов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Клинцовской городской администрации Брянской области – исполняющей обязанности главы Лубской Людмилы Дмитриевны на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Брянской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России от 12 июля 2024 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 10 октября 2024 года, вынесенные в отношении Клинцовской городской администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Брянской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России (далее также – СОСП по Брянской области ГМУ ФССП России) от 12 июля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 10 октября 2024 года, Клинцовская городская администрация Брянской области (далее также - Клинцовская городская администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Брянский областной суд, законный представитель Клинцовской городской администрации – и.о. главы Лубская Л.Д. просит отменить состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты, приводя доводы об их незаконности, ссылаясь на включение признанного аварийным многоквартирного жилого дома № 7 по <адрес> в г. Клинцы Брянской области в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» (2019-2024)», отселение жильцов данного многоквартирного жилого дома в сроки, установленные указанной муниципальной адресной программой, финансирование которой осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Ссылается на неоднократную корректировку решениями Клинцовского городского Совета народных депутатов в 2023 году бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений в целях реализации вышеназванной муниципальной программы. Приводит доводы о том, что в Единой информационной системе закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения. Впоследствии Комитетом по управлению имуществом города Клинцы с ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве, сроком окончания контракта являлось 22 мая 2024 года. 8 июля 2024 года Клинцовской городской администрацией принято постановление о предоставлении жилого помещения ФИО3 и ФИО4 в построенном многоквартирном жилом доме, документы направлены в Росреестр для регистрации перехода права собственности. 19 июля 2024 года за ФИО3 и ФИО4 зарегистрировано право собственности на жилое помещение. Считает, что судьей районного суда не дана оценка указанным обстоятельствам, не выяснен вопрос о наличии у Клинцовской городской администрации фактической возможности исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Ссылаясь на отсутствие в действиях Клинцовской городской администрации вины в совершении вмененного административного правонарушения, просит прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель Клинцовской городской администрации – и.о. главы Лубская Л.Д., взыскатель ФИО4 не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представили доказательств уважительности причины своей неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В силу частей 1, 3 статьи 6 данного Федерального закона (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 105 данного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
В соответствии со статьей 113 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением Клинцовского городского суда Брянской области от 30 марта 2023 года, вступившим в законную силу 25 июля 2023 года, на Клинцовскую городскую администрацию возложена обязанность предоставить в общую долевую собственность ФИО3 и ФИО4 взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 55,5 кв. м. в черте г. Клинцы Брянской области.
23 октября 2023 года на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Клинцовским городским судом Брянской области 11 октября 2023 года, ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по Брянской области ГМУ ФССП России возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Клинцовской городской администрации, которой установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства доставлена Клинцовской городской администрации заказным почтовым отправлением 15 ноября 2023 года.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Брянской области ГМУ ФССП России от 27 ноября 2023 года с Клинцовской городской администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 18 декабря 2023 года. Копия указанного постановления доставлена Клинцовской городской администрации заказным почтовым отправлением 6 декабря 2023 года.
13 мая 2024 года указанным должностным лицом вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым Клинцовской городской администрации установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 мая 2024 года. Копия указанного постановления вручена сотруднику Клинцовской городской администрации 22 мая 2024 года.
24 июня 2024 года в 12 часов 45 минут установлено, что требование исполнительного документа во вновь установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора Клинцовской городской администрацией не исполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Клинцовской городской администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем с состоявшимися по делу об административном правонарушении актами нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 названного Кодекса к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Признавая Клинцовскую городскую администрацию виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что данным должником не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Однако как установлено в ходе проверки доводов жалобы, 15 ноября 2023 года, т.е. в день получения Клинцовской городской администрацией копии постановления о возбуждении исполнительного производства, Комитетом по управлению имуществом города Клинцы, являющимся согласно Положению о данном Комитете, утвержденному решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2015 года № 6-195, структурным подразделением Клинцовской городской администрации, в Единой информационной системе закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения.
По результатам данного аукциона 5 декабря 2023 года, т.е. в течение первоначально установленного судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора нового срока для исполнения требований исполнительного документа, между Комитетом по управлению имуществом города Клинцы и ООО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт № на приобретение жилого помещения (квартиры), количество комнат – 2 на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» путем участия в долевом строительстве.
По условиям данного муниципального контракта строящийся жилой многоквартирный дом расположен по строительному адресу: Брянская область, г. Клинцы, <адрес>. Цена контракта <данные изъяты> рублей. Источник финансирования – бюджет городского округа город Клинцы Брянской области. Застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее 13 мая 2024 года. Окончание исполнения контракта – 22 мая 2024 года.
13 мая 2024 года Комитет по управлению имуществом города Клинцы на основании акта приема-передачи жилого помещения принял квартиру площадью 66,8 кв. м., находящуюся по адресу: г. Клинцы, <адрес>.
Право собственности муниципального образования «городской округ город Клинцы Брянской области» на указанное жилое помещение было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 3 июня 2024 года.
Во исполнение решения Клинцовского городского суда Брянской области от 30 марта 2023 года в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» (2019-2023 годы)» Клинцовской городской администрацией вынесено постановление от 8 июля 2024 года № 979, которым в общую долевую собственность ФИО3 и ФИО4 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Брянская область, г. Клинцы, <адрес> общей площадью 66,8 кв. м., принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «городской округ <адрес>».
19 июля 2024 года право общей долевой собственности ФИО3 и ФИО4 на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Санкция части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам можно сделать вывод о том, что Клинцовской городской администрацией были предприняты необходимые меры для исполнения решения суда в пределах своих полномочий, доказательств обратного материалы дела и исполнительного производства не содержат, и суду не представлено. Оснований для применения в отношении Клинцовскоой городской администрации санкций за неисполнение требований исполнительного документа не имеется, поскольку отсутствует ее вина в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора срок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии виновности и противоправности в поведении Клинцовской городской администрации как должника по исполнительному производству, своевременно принявшей все зависящие от нее меры в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Брянской области ГМУ ФССП России от 12 июля 2024 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 10 октября 2024 года, вынесенные в отношении Клинцовской городской администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Брянского областного суда
решил:
жалобу законного представителя Клинцовской городской администрации Брянской области – исполняющей обязанности главы Лубской Людмилы Дмитриевны удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Брянской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России от 12 июля 2024 года, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 10 октября 2024 года, вынесенные в отношении Клинцовской городской администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Брянского областного суда Д.А. Цуканов