Дело № 2а-3846/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Глова Т.М.,
с участием представителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми Артеевой О.С., Малкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий долговой центр» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Герасимовой Е.А., отделу судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия,
установил:
ООО «Коммерческий долговой центр» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А., УФССП России по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выварившемся в не обращении взыскания на денежные средства должника в рамках исполнительного производства № 4722/14/25/11.
В обоснование административного иска указано, что у судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А. на исполнении находится исполнительное производство № 4722/14/25/11 в Малкова А.В., предметом исполнения которого является взыскание задолженности в размере ..., взыскателем по которому является административный истец. 03.04.2018 административный ответчик предоставил ответ на обращение ООО «Коммерческий долговой центр» с приложением реестра запросов по исполнительному производству № 4722/14/25/11. Согласно реестра, 24.11.2015 из ОАО ...» административному ответчику поступили сведения о наличии у должника Малкова А.В. на счете денежных средств, на которые судебным приставом-исполнителем не было обращено взыскание. Административный истец считает указанное бездействие незаконным.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица – ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Малков А.В. возражений не высказал.
ООО «Коммерческий долговой центр», судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимова Е.А., ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимова Е.А. в судебное заседание не явилась, ООО «Коммерческий долговой центр», ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми своего представителя для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица.
Выслушав представителя УФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, Малкова А.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Пунктами 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что к мерам принудительного исполнения исполнительного документа отнесено обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона № 229-ФЗ обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1). Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах (ч. 3). При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится (ч. 4).
Обращение взыскания на денежные средства должника, производится судебным приставом-исполнителем в порядке ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника (ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случае отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Положениями ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности: 1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда; 2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; 3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; 4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования (ч. 1). При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч. 2).
Судом установлено, 24.02.2014 на основании постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми принято к исполнению исполнительное производство № 4722/14/25/11 в отношении Малкова А.В., возбужденное на основании судебного приказа № 2-1857/2009, выданного 05.10.2009 судебном участком № 199 Санкт-Петербурга, с предметом исполнения: взыскание денежных средств в размере ..., взыскателем по которому является ЗАО «...».
Определением мирового судьи судебного участка № 199 Санкт-Петербурга от 30.10.2015 по гражданскому делу № 2-1857/2009 произведена замена стороны взыскателя с ЗАО «...» на правопреемника ООО «Коммерческий долговой центр».
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А. по исполнительному производству № 4722/14/25/11 произведена замена взыскателя ЗАО «... на правопреемника ООО «Коммерческий долговой центр».
30.01.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми на основании судебного приказа № 2-1167/2014 от 16.05.2014, выданного Катаевским судебным участком г. Сыктывкара, возбуждено исполнительное производство № 4759/15/11025-ИП в отношении Малкова А.В., с предметом исполнения: взыскание страховых взносов в размере 26 178, 66 рублей, взыскателем по которому является ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми.
27.02.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми на основании исполнительного листа ВС № 034983953 от 25.04.2013, выданного Первомайским судебным участком г. Сыктывкара по делу № 2-263/2013 возбуждено исполнительное производство № 13076/15/11025-ИП в отношении Малкова А.В., с предметом исполнения: взыскание задолженности в размере ..., взыскателем по которому является ИФНС России по г. Сыктывкару.
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 08.05.2015 исполнительные производства № 13076/15/11025-ИП, № 4722/14/25/11, № 4759/15/11025-ИП объединены в сводное исполнительное производство и ему присвоен № 13076/15/11025-СД.
В рамках исполнительно производства судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в регистрирующие органы, банки для установления имущественного положения должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А. от 24.05.2016 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
30.01.2017 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А. повторно вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А. от 13.03.2018 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
13.03.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Артеевой Е.А. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату Малкова А.В., которое направлено в ООО «...» для произведения удержаний в размере 50% от дохода должника.
Письмо ООО «...» от 20.03.2018 указанное постановление возвращено без исполнения, в связи с отсутствием Малкова А.В. в штате организации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 26.04.2018 объявлен запрет на совершение регистрационных действий в отношении помещения, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ..., площадью ... кв.м.
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А. от 26.04.2018 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 03.05.2018 к сводному исполнительному производству № 13076/15/11025-СД присоединены исполнительное производство, должником по которым является Малков А.В., № 44540/17/11025-ИП, № 61936/16/11025-ИП, № 46890/15/11025-ИП, № 6612/15/11025-ИП, № 4759/15/11025-ИП, с предметом исполнения: взыскание страховых взносов, взыскатель по которому является ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми, исполнительное производство № 14002/15/25/11 о взыскание задолженности в пользу ИФНС России по г. Сыктывкару.
03.05.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми объявлен розыск счетов/вкладов Малкова А.В. в банках.
На основании постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от 03.05.2018 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Учитывая указанные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Герасимовой Е.А. производила исполнительные действия по исполнения судебного акта в соответствии с требованиями действующего законодательства. Довод административного истца о том, что административный ответчик, в ** ** ** г. обладая сведениями о наличии у должника Малкова А.В. на счете денежных средств в ОАО ...» не обратил на них взыскание, и не перечислил в пользу ООО «Коммерческий долговой дом» опровергается материалами дела. Так статьей 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлена очередность для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительных документах. Согласно указанной статьи, административной истец относится в четвертой очереди. В сводном исполнительном производстве № 13076/15/11025-СД взыскателями также являются ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми, ИФНС России по г. Сыктывкару, которые относят к третьей очереди. В соответствии с указанной очередностью денежные средства были перечислены взыскателем третьей очереди.
В ходе судебного разбирательства какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя в части не обращения взыскания на денежные средства должника судом установлено не было, поскольку действия административного ответчика по принятию мер по исполнению решения суда соответствуют требованиям действующего законодательства.
В связи с чем, у суд нет сомнений в законности оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя, они соответствуют требованиям действующего законодательства и отсутствуют основания для признания незаконным бездействия административного ответчика, выварившемся в не обращении взыскания на денежные средства должника в рамках исполнительного производства № 13076/15/11025-СД.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных положений законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий долговой центр» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Герасимовой Е.А., отделу судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выварившееся в не обращении взыскания на денежные средства должника в рамках исполнительного производства № 13076/15/11025-СД оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Б. Краснов
Копия верна В.Б. Краснов