Дело № 2-2138/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2016 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Андрияновой О.М.
с участием представителя истца «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Валентиновой О.А., ответчика Павлова П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью«Газпром трансгаз Нижний Новгород» к Павлову П.В. об обязании снести за свой счет возведенные в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода садовый домик, деревянный сарай и хозяйственный блок
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» обратилось в суд с иском к Павлову П.В. об обязании снести за свой счет возведенные в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода садовый домик, деревянный сарай и хозяйственный блок.
В обоснование иска указано, что в садоводческом товариществе «<данные изъяты>», расположенном на территории <данные изъяты>, у ответчика Павлова П.В. имеется садовый участок под №, на котором возведены постройки: одноэтажный садовый домик размером 5x3 м., одноэтажный деревянный сарай размером 3,5x2 м. и хозяйственный блок размером 3x2 м.
Строения расположены в нарушение строительных норм и правил - СНиП 2.05.06-85*- в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Пермь-Горький II», который эксплуатируется Чебоксарским ЛПУМГ - филиалом ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» на основании договора аренды имущества ПАО «Газпром» № 01/1600-Д-12/16 от 30.11.2015 г. (садовый домик и деревянный сарай в 232 м. от оси магистрального газопровода вместо 300 м., хозяйственный блок в 244 м. от оси магистрального газопровода вместо 300 м.).
В результате строительства нарушены права и законные интересы ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», а именно: наличие данных строений в ЗМДР нарушают право ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» на безопасную эксплуатацию магистрального газопровода, а также создают угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью людей.
Как видно из представленной суду переписки с органами власти, правоохранительными органами с 1994 года Чебоксарским ЛПУМГ ставились вопросы о нарушении охранных зон и зон минимально допустимых расстояний. С 1994 года в газете «Советская Чувашия» и газете «Хыпар», издаваемой на чувашском языке, печатались уведомления о магистральных газопроводах.
Суду представлены договоры на размещение в средствах массовой информации (газета «Таванен») уведомительных статей о прохождении магистральных газопроводов по территории Республики с 2005 по 2016 годы.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденные Постановлением Госстроя СССР 30.03.1985г. № 30, являются обязательными для применения, поскольку включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р, в соответствии с частью 3 статьи 42 названного Федерального закона.
При этом, согласно п.4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов от 29 апреля 1992 года охранные зоны устанавливаются для исключения возможности повреждения трубопровода (при любом виде их прокладки). Согласно п. 1.1 настоящие Правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах. Трубопроводы, на которые распространяется действие настоящих Правил, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
Существование предусмотренных законом требований в части установления для взрывоопасных производственных объектов охранных зон, недопустимости осуществления в их пределах какого бы то ни было строительства, свидетельствует о наличии реальной угрозы, нарушения таких прав, возникновения общественно опасных последствий самим возведением спорного объекта в пределах зон минимально допустимых расстояний, не требует наступления неблагоприятных последствий.
Таким образом, один лишь факт нахождения любых построек или сооружения в зоне минимально допустимых расстояний трубопровода создает явную угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому сохранение спорных строений невозможно.
В соответствии с п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Пунктом 23 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 12.04.1979 г. № 341, устанавливалось, что строительство отдельных зданий, строений и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при соблюдении минимальных расстояний от объекта трубопровода до зданий, предусмотренных соответствующими строительными нормами и правилами.
Согласно акту приема-передачи материалов ОАО «Чувашское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» передало, а руководитель Чебоксарского объединенного комитета по земельным ресурсам принял материалы по определению положения осей линейных объектов ОАО «Газпром» и нанесению на план их охранных зон, расположенных на территории Чебоксарского района ЧР в 2004 г.
На претензию, направленную Павлову П.В. ДД.ММ.ГГГГ №, ответа не получили.
Истец просит обязать Павлова П.В. снести за свой счет возведенные в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Пермь-Горький II» садовый домик, деревянный сарай ихозяйственный блок, расположенные соответственно в 232 м. и 244 м. от оси магистрального газопровода в садоводческом товариществе «<данные изъяты>».
В судебном заседании представитель истца ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Валентинова О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что после предъявления иска с привлечением специалистов и с участием Павлова П.В. были произведены дополнительные замеры расстояния от оси магистрального газопровода до стены строений, и по результатам замеров расстояние составила 253,32 метра.
Такое расположение строений не соответствует требованиям строительных норм и правил - СНиП 2.05.06-85* и указывает на расположение в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Пермь-Горький II», что исключает возможность сохранения строений.
Ответчик Павлов П.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что земельный участок для садоводства он использует с 1992 года, и регулярно уплачивает членские взносы. При строительстве и в дальнейшем использовании к нему никаких замечаний не было, а магистральному газопроводу его строения никакого отношения не имеют.
Третьи лица- Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, Администрация Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Садоводческое товарищество «Илем», извещенные о дне, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителей не направили, причина неявки представителей суду неизвестна.
В соответствии с частей 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 305 ГК Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
На основании п.6 статьи 90 ЗК Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 г. № 30, расстояние от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности. В соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О газоснабжении в РФ» № 69-ФЗ от 31.03.1999 г. в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний до объектов системы газоснабжения запрещается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений». Для магистрального газопровода «Пермь-Горький II» зона минимальных расстояний в соответствии со СНиП 2.05.06.-85* «Магистральные трубопроводы» составляет 300 (триста) метров.
Актом государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Приказом министерства газовой промышленности от 27 декабря 1979 года № 277-орг, магистральный газопровод «Пермь-Казань-Горький»(II очередь) на участке 642-836 км был принят в эксплуатацию.
Договором № от ДД.ММ.ГГГГ названный газопровод передан в аренду ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», которое осуществляет транспортировку газа по объектам магистрального газопровода ОАО «Газпром» на территории Чувашской Республики, является специализированной организацией, которой разрешена эксплуатация взрывоопасных производственных объектов.
Таким образом, Истец несет бремя содержания и ответственности за находящееся в аренде имущество, осуществляет права пользователя и владельца имущества на основании договора аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.
Участок магистрального газопровода «Пермь-Горький II» от 642.0 до 833.0 км зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов.
Как усматривается из представленной суду переписки с органами власти, местного самоуправления и правоохранительными органами с 1994 года Чебоксарским ЛПУМГ ставились вопросы о нарушении охранных зон и зон минимально допустимых расстояний в связи с расположением в этих зонах строений, в том числе на территории садоводческого товарищества «<данные изъяты>».
Суду также представлены договоры на размещение в средствах массовой информации (газета «Таванен») уведомительных статей о прохождении магистральных газопроводов по территории Республики с 2005 по 2016 годы. Согласно акту приема-передачи материалов ОАО «Чувашское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» передало, а руководитель Чебоксарского объединенного комитета по земельным ресурсам принял материалы по определению положения осей линейных объектов ОАО «Газпром» и нанесению на план их охранных зон, расположенных на территории Чебоксарского района Чувашской Республики в 2004 году.
Таким образом, истцом систематически и в доступной для неопределенного круга лиц форме, предоставлялась информация о прохождении магистральных газопроводов по территории Чебоксарского района Чувашской Республики.
В подтверждение принадлежности указанных в исковом заявлении строений ответчиком представлена членская книжка садовода, из которой усматривается, что на территории садоводческого товарищества «<данные изъяты>» Павлов П.В. владеет земельным участком под №.
Из представленного фотоматериала видно, что на земельном участке имеются строения: садовый домик, сарай, хозяйственный блок.
Ответчик в судебном заседании подтвердил возведение указанных строений им за счет собственных средств после выделения ему садового участка, документов о предоставлении земельного участка, о регистрации права на земельный участок суду не представлено.
Следовательно, указанные в материалах дела строения также имеют признаки самовольно возведенных строений, что влечет необходимость их сноса.
Согласно акту о фактическом расположении газопровода от ДД.ММ.ГГГГ, расстояние от одноэтажного садового домика на садовом участке № на территории садоводческого товарищества «<данные изъяты>» до оси газопровода «Пермь-Горький-2» составляет 253,32 метра.
Таким образом, при строительстве садового домика и хозяйственных построек Павловым П.В. нарушены требования санитарных правил и строительных норм к размеру полос отчуждения, касающиеся требований безопасности, предъявляемых к расстоянию удаленности строений от производственно-технологического комплекса магистрального газопровода «Пермь-Горький II»,являющимся опасным производственным объектом, предусмотренные СНиП 2.05.06-85, откуда следует, что для обеспечения безопасности расстояние от оси магистрального газопровода «Пермь-Горький II» до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должно быть не менее 300 м.
Поскольку объекты, возведенные ответчиком, расположены в нарушение минимальных расстояний от оси газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью как самого ответчика, так и граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании снести строения, расположенные в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Пермь-Горький II» на земельном участке с по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 98ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Искобщества с ограниченной ответственностью«Газпром трансгаз Нижний Новгород»удовлетворить.
Обязать Павлова П.В. снести за свой счетвозведенные в зоне минимально допустимых расстояний магистральногогазопровода «Пермь-Горький II» садовый домик, деревянный сарай ихозяйственный блок, расположенные на расстоянии 253,32 метра отоси магистрального газопровода по адресу:<адрес>
Взыскать с Павлова П.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород» расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: Тяжева А.Ю.
Решение в окончательной форме принято 31 октября 2016 года.