Дело № 5-114/2022
24RS0051-01-2022-000102-78
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Тасеево 25 марта 2022 года
Судья Тасеевского районного суда Красноярского края Заречная Валентина Викторовна,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Петрова Виталия Николаевича, <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
02 января 2022 года в 15 часов 17 минут в период введенного режима повышенной готовности на территории Красноярского края, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в период действия указа Губернатора Красноярского края «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» от 31 марта 2020 года № 73-уг, и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами иорганизациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, Петров В.Н., достоверно зная об установленной для граждан до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки обязанности использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, находился в магазине М расположенном по адресу: <адрес>, при этом не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие изделия), тем самым не минимизировал риски распространения коронавирусной инфекции, поставив под угрозу здоровье персонала и граждан, находящихся в магазине, и свое собственное. Своими действиями Петров В.Н. нарушил подпункт «б» подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» от 31 марта 2020 года № 73-уг, а также подпункты «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Петров В.Н.не явился, о причине не явки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В материалах дела имеется расписка Петрова В.Н. о том, что он согласен, что извещения о времени и месте судебного заседания ему будут направлены смс-сообщением на указанный им номер мобильного телефона, при этом подтвердил, что по указанному им в расписке номеру мобильного телефона отсутствует блокировка на входящие смс-сообщения с коротких номеров и буквенных адресов, и обязался ежедневно просматривать смс-сообщения, поступившие на указанный им в расписке номер мобильного телефона. Также в расписке указано, что с момента поступления на указанный Петровым В.Н. номер мобильного телефона соответствующего смс-сообщения он считается извещенным, а в случае изменения указанного в настоящей расписке номера мобильного телефона обязуется своевременно уведомить об этом суд. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Петрову В.Н. было направлено смс-сообщение о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по указанному им в расписке номеру мобильного телефона, и согласно отчета об извещении с помощью смс-сообщения судебное извещение посредством смс доставлено Петрову В.Н. 03 марта 2022 года. Кроме того, в ходе подготовки дела об административном правонарушении к судебному разбирательству судебные извещения о времени и месте судебного заседания направлялись по адресу места регистрации и места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, однако письма вернулись в суд с отметкой почтового отправления «истек срок хранения». Тем самым судья считает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Учитывая указанные обстоятельства, судья полагает возможным рассмотреть дело без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит, что виновность Петрова В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от 22 февраля 2022 года, составленным в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в котором изложены обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Петрова В.Н. к административной ответственности (л.д. 17-19);
- письменными объяснениями Петров В.Н. от 02 января 2022 года, в которых Петров В.Н. после разъяснения ему прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, и ст. 51 Конституции Российской Федерации, указал, что 02 января 2022 года он находился в магазине М без маски, о «масочном» режиме осведомлен, вину признает (л.д. 6);
- рапортом П от 02 января 2022 года, из которого следует, что 02 января 2022 года в 15 часов 17 минут Петров В.Н. находился в магазине М по <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (лицевой маски) (л.д. 7);
- фототаблицей, составленной П от 02 января 2022 года (л.д. 8);
- справкой на физическое лицо в отношении Петрова В.Н. (л.д. 9).
Согласно Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. «м» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 23 июня 2020 года № 185-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 года № 152-п на территории Красноярского края с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции.
В силу положений п. «а.2» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», введенного Федеральным законом от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно которых при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (п.п. «в» п. 4 Правил); осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (п.п. «г» п. 4 Правил).
Также в силу положений п.п. «у, ф» ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», введенных Федеральным законом от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с указанной нормой Указом Губернатора Красноярского края «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» от 31 марта 2020 года № 73-уг установлено, что до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Красноярского края граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) принахождении в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте (включая такси), на остановочных пунктах, парковках, в лифтах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции.
Тем самым, Правительством Российской Федерации и Губернатором Красноярского края в рамках реализации своих полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены обязательные для исполнения гражданами требования при введении режима повышенной готовности.
При этом в судебном заседании установлено, что Петров В.Н., которому были известны положения Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, и Указа Губернатора Красноярского края «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» от 31 марта 2020 года № 73-уг, не выполнил установленные указанными нормативными актами требования, создал угрозу как собственной безопасности, жизни и здоровью, так и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Тем самым, своими действиями Петров В.Н. нарушил подпункт «б» подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора Красноярского края «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» от 31 марта 2020 года № 73-уг, а также подпункты «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, привведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Действия Петрова Виталия Николаевича надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 года № 4-П и от 16 июля 2015 года № 22-П; определения от 21 апреля 2005 года № 122-О, от 19 ноября 2015 года № 2557-О и др.).
Это в свою очередь, означает, что положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учеты при внесении изменений не только в данный кодекс и применяемые в соответствии с ним закону субъектов РФ об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2015 года № 2735-О).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 4.3 постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года № 4-П, императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 15 марта 2022 года № 62-уг «О признании утратившим силу Указа Губернатора Красноярского края от 31 марта 2020 года № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края», «масочный режим» на территории Красноярского края отменен с 16 марта 2022 года.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении Указ Губернатора Красноярского края от 31 марта 2020 года № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края» утратил силу.
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств: признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего кодекса.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Петрова Виталия Николаевича, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления через Тасеевский районный суд.
Судья: В.В. Заречная