№
№
Р Е Ш Е Н И Е
21 февраля 2023 года г.Норильск
Судья Норильского городского суда Красноярского края Жданов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Промышленная строительно-монтажная компания» Винникова Д.И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №Э-1026в от 02 декабря 2022 года, которым:
общество с ограниченной ответственностью «Промышленная строительно-монтажная компания» <данные изъяты>
- признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения,
У С ТА Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №Э-1026в от 02 декабря 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Промышленная строительно-монтажная компания» (далее – ООО «ПСМК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, защитника ООО «ПСМК» Винников Д.И. подал жалобу, в которой просит постановление от 02 декабря 2022 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Требования мотивирует тем, что срок привлечения к административной ответственности истек, поскольку с 01 января 2021 года вступили в силу новые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий и постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, должна была быть осуществлена до 31 июня 2021 года, в связи с чем годичный срок привлечения к административной ответственности истек 01 июля 2022 года. ООО «ПСМК» не является эксплуататором объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а постановка на учет такого объекта осуществляется в течение 6 месяцев со дня начала его эксплуатации.
В судебном заседании защитник ООО «ПСМК» Винников Д.И. доводы жалобы поддержал, полагал, что постановление от 02 декабря 2022 года подлежит отмене.
Представитель органа административной юрисдикции в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Заслушав защитника ООО «ПСМК» Винникова Д.И., проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.46 КоАП РФ установлено, что невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Факт совершения ООО «ПСМК» указанного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении №Э-1026в от 28 ноября 2022 года, составленном в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ в присутствии защитника ООО «ПСМК», которому были разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ и статьей 51 Конституции РФ.
Обстоятельства, при которых ООО «ПСМК» было совершено административное правонарушение, предусмотренное стать 8.46 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:
договором от 04 июня 2020 года №НН/813-2020, заключенным с ПАО «ГМК «Норильский Никель», на основании которого ООО «ПСМК» осуществляет строительство объекта – Гипсохранилище «III класс ГТС (гидротехническое сооружение средней опасности)»;
решением от 29 сентября 2022 года №1026 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора о проведении в период с 03 октября 2022 года по 14 октября 2022 года внеплановой выездной проверки в отношении объекта капитального строительства ПАО «ГМК «Норильский Никель» - Гипсохранилище «III класс ГТС (гидротехническое сооружение средней опасности)» и контролируемого лица - ООО «ПСМК» на предмет соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов: статьей 54, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
актом внеплановой выездной проверки от 14 октября 2022 года, согласно которому в ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «ПСМК», осуществляющее строительство объекта: Гипсохранилище «III класс ГТС (гидротехническое сооружение средней опасности)», не поставило указанный объект на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
общими журналами работ №1 и №2, согласно которым ООО «ПСМК» работы по строительству Гипсохранилища были начаты 07 августа 2020 года.
Таким образом, вина в инкриминируемом административном правонарушении была установлена должностным лицом на основании указанных выше доказательств, которым дана оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ, оценив которые по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном исследовании всех обстоятельств по делу в их совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «ПСМК» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что срок привлечения к административной ответственности истек 01 июля 2022 года, являются несостоятельными, ввиду следующего.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, составляет 1 года.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку статья 8.46 КоАП РФ устанавливает административную ответственность не только за несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки, но и за невыполнение этой обязанности, административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, является длящимся, а днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, в рассматриваемом случае таким днем является – 14 октября 2022 года.
Постановление о назначении административного наказания вынесено 02 декабря 2022 года, поэтому оснований к отмене постановления по мотиву, что оно вынесено после истечения сроков привлечения к административной ответственности, нет.
Доводы о том, что ООО «ПСМК» не является эксплуататором объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, отклоняются, поскольку в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены органом административной юрисдикции правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, применен верно, существенных нарушений норм процессуального права по делу не допущено, постановление о назначении ООО «ПСМК» административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.46 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ, а также с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, - прихожу к выводу, что основания для отмены либо изменения состоявшегося постановления отсутствуют.
Поскольку предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены оспариваемого постановления не установлено, правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность оспариваемого постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представлено, полагаю необходимым в удовлетворении жалобы отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора №Э-1026в от 02 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Промышленная строительно-монтажная компания» оставить без изменения, а жалобу защитника Винникова Д.И. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Норильского городского суда А.В. Жданов