Дело№ 2а-1759/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» марта 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при секретаре Николаевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Савченко Татьяны Спиридоновны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка путем выкупа по цене 2,5% от кадастровой стоимости, признании права на выкуп земельного участка без проведения торгов по цене 2,5% от кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Савченко Т.С., уточнив свои требования, обратилась в суд с иском к ТУ ФАУГИ в Московской области о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления от 07.10.2019 года о предоставлении в собственность земельного участка с К№ путем выкупа по цене 2,5% от кадастровой стоимости; признании права Савченко Т.С. на выкуп в собственность без проведения торгов земельного участка с К№, площадью 1601 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС по цене 2,5% от кадастровой стоимости в соответствии с п. б ст. 4 Постановления Правительства РФ от 26.03.2015г. № 279 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указано, что Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 17.05.2006г. №319 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Войсковой части № Командования специального назначения на земельный участок площадью 103 213 кв.м расположенный по адресу: АДРЕС и данный земельный участок передан бесплатно в срочное пользование Дачному некоммерческому партнерству «Зенит» и заключен Договор о предоставлении бесплатно находящего в федеральной собственности земельного участка в срочное пользование от 19.06.2006г.
На основании решения общего собрания от 25.08.2007г. административный истец является членом ДНП «Зенит». Решением общего собрания от 17.01.2010 года за ней закреплен земельный участок № площадью 1601 кв.м., земли промышленности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, расположенный по адресу: АДРЕС и находящийся в границах общего отвода предоставленного ДНП «Зенит» в срочное пользование распоряжением ТУ Росимущества по Московской области от 17.05.2006г. №319. На указанном земельном участке расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое строение с К№, площадью 29,7 кв.м.
В соответствии с п. 7.2 Договора о предоставлении бесплатно находящего в федеральной собственности земельного участка в срочное пользование от 19.06.2006г. после застройки земельного участка у членов Дачного некоммерческого партнерства «Зенит» возникает право выкупа земельного участка. Истец обратилась 07.10.2019 года с заявлением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с просьбой предоставить в собственность в соответствии с действующим законодательством земельный участок площадью 1601 кв.м, на котором размещен объект недвижимости, находящийся у истца в собственности, путем выкупа по цене 2,5% от кадастровой стоимости. ТУ Росимущества в Московской области отказало в выкупе испрашиваемого земельного участка на данных условиях, в связи с чем, истец обратился в суд с данным иском.
Административный истец, его представитель в судебное заседание явились, требования иска поддержали.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований.
Заинтересованные лица: Министерство обороны РФ в судебное заседание представителя не направило, извещалось.
Представитель ДНП «Зенит» в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании против удовлетворения требований не возражал.
Суд в силу ст.ст. 14, 150-151 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, между сторонами возник преддоговорной спор по условиям договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1601 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС на котором расположен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости.
Судом установлено, что Савченко Т.С. является собственником жилого строения с К№, площадью 29,7 кв.м, расположенного по адресу АДРЕС
Согласно выписке из ЕГРН, право собственности на строение зарегистрировано за Савченко Т.С. 28.02.2018 года.
Строение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №
Согласно представленной в материалы дела справке, истец на основании протокола общего собрания ДНП "Зенит" № от 25.08.2007 года является членом ДНП «Зенит», согласно протоколу № от 17.01.2010 года за ней закреплен земельный участок площадью 1601 кв.м., с КН №, на выделенном земельном участке расположен дачный дом с КН № площадью 29,7 кв.м.
07 октября 2019 года Савченко Т.С. обратилась в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с КН №, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на основании пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, п. б ст. 4 Постановления Правительства РФ от 26.03.2015г. № 279 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Росимущества письмом от 06.11.2019 года № отказало Савченко Т.С. в предоставлении земельного участка в собственность по цене 2,5% его кадастровой стоимости, поскольку согласно п. «а» ст. 3 Постановления Правительства РФ от 26.03.2015г. № 279 цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке.
Полагая отказ управления Росимущества противоречащим действующему законодательству и нарушающим ее права и законные интересы, Савченко Т.С. обратилась в суд с настоящим иском.
С 01.03.2015 предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьи 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" (далее - Правила N 279).
Согласно пункту 2 Правил N 279 цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 279, введенным в действие с 10.06.2017, предусмотрено, что цена земельного участка определяется в размере 2,5% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 01.07.2012, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно выписке из ЕГРН, право собственности на строение, расположенное в границах спорного земельного участка с кадастровым номером №, зарегистрировано за Савченко Т.С. 28.02.2018 года.
Таким образом, оспариваемый отказ в предоставлении в собственность земельного участка с К№, путем выкупа по цене 2,5% от кадастровой стоимости, не противоречит закону.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что принадлежащее истцу строение расположено на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического для обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, с разрешенным использованием: для дачного строительства.
Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, в том числе, предоставленные для нужд связи, для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, спорный земельный участок ограничен в обороте.
Возможность передачи в собственность земельного участка из категории земель специального назначения без перевода этого участка в установленном порядке в другую категорию законом не предусмотрена.
На основании изложенного, суд находит требования Савченко Т.С. не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Савченко Татьяны Спиридоновны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка путем выкупа по цене 2,5% от кадастровой стоимости, признании права на выкуп земельного участка без проведения торгов по цене 2,5% от кадастровой стоимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Миронова