Решение по делу № 2-4674/2022 от 29.09.2022

Дело № 2-4674/2022

УИД - 24RS0032-01-2022-004557-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           город Красноярск                    28 ноября 2022 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Бойко И.А.

при секретаре Левияйнен А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антонова Сергея Владимировича к ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным решения об отказе в прикреплении к медицинскому учреждению, взыскании компенсации морального вреда и судебной неустойки,

УСТАНОВИЛ:

Антонов С.В. обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что 21.09.2022 г. он обратилась в ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России с заявлением о выборе медицинской организации. Через два дня Антоновым С.В. в телефонном режиме был получен ответ, что в прикреплении ему отказано, в связи с загруженностью врачей. Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права, административный истец, приводя правовые основания заявленных требований, просит суд: - признать незаконным действия ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России Поликлиника №1, выразившихся в отказе Антонову Сергею Владимировичу в выборе данной медицинской организации и прикреплении на основании полиса обязательного медицинского страхования , выданного ЗАО МСО «Надежда»; - обязать ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России Поликлиника №1 принять Антонова Сергея Владимировича на медицинское обслуживание в данном учреждении для оказания первичной медико-санитарной помощи; - взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, судебную неустойку в сумме 50 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.

В судебное заседание истец Антонов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель административного ответчика ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России Бурянин С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что 21.09.2022 года истец Антонов С.В. обратился в ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России с заявлением о выборе медицинской организации (о прикреплении для амбулаторного обслуживания к поликлинике ФСНКЦ). Письмом от 26.09.2022 № 01-19/3657 ФСНКЦ сообщило истцу, что прикрепление населения в рамках ОМС приостановлено. Считает исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования является для учреждения дополнительной деятельностью и ведется в объеме, который позволяют мощности учреждения (в том числе поликлиник), а также в рамках объемов, ежегодно утверждаемых комиссией по разработке территориальной программы ОМС Красноярского края. Вместе с тем, на сегодняшний день имеет место перевыполнение норматива по прикреплению граждан, установленного приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 Положения (пункт 15 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи). Рекомендуемая вышеуказанным приказом Минздравсоцразвития РФ численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет на терапевтическом участке – 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (пункт 18 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи). В настоящее время первичная медико-санитарная помощь в поликлинике № 1 ФСНКЦ оказывается на 13 терапевтических участках, количество прикрепленного населения 23 827 человек. На один терапевтический участок приходится 1 832 человека взрослого населения в возрасте 18 лет и старше, что превышает установленный Минздравсоцразвития РФ норматив. Увеличить количество участков и тем самым распределить количество превышающих норматив пациентов на каждый участок не позволяют площади и мощности учреждения. ФСНКЦ оказывается медицинскую помощь в рамках программы ОМС в максимально позволительных объемах с учетом обеспечения необходимости приоритетного выполнения государственного задания и обслуживания прикрепленного контингента. При этом оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий осуществляется как с соблюдением гарантированных объемов, так и сроков оказания медицинских услуг. Таким образом, для сохранения должного качества и сроков оказания медицинской помощи уже прикрепленным гражданам учреждение приостановило прикрепление населения в рамках обязательного медицинского страхования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Надежда» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

В силу ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.

Статьей 10 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 19 ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установлено, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ч. 1 ст. 21).

В силу ч. 2 ст. 21 названного Закона для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

В целях реализации права граждан на выбор медицинской организации Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принят Приказ от 26 апреля 2012 года N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", регулирующий отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пунктом 3 вышеуказанного Порядка установлено, что выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия, либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями) (далее - гражданин), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.

Согласно п. 4 названного Порядка для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации.

Таким образом, гражданин имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, 21.09.2022 года Антонов В.Б. обратился в ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России с заявлением, в котором просил прикрепить его к медицинской организации в связи с выбором медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.

26.09.2022 года письмом № 01-19/3657 истцу отказано в прикреплении, с указанием, что работы и услуги, оказываемые по договорам обязательного медицинского страхования - являются для учреждения дополнительной платной деятельностью, осуществляемой сверх государственного задания, в настоящее время первичная медико-санитарная помощь оказывается ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России на 25 терапевтических участках, на один терапевтический участок приходится 2040 человек взрослого населения, что превышает рекомендованную Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 г. № 543н нормативную штатную численность - 1700 человек. Указано, что дальнейшее увеличение прикрепленного населения при необходимости оказания плановой медицинской помощи, повлечет за собой снижение качества и доступности оказания медицинской помощи, увеличение сроков ее ожидания.

Согласно справке заместителя главного врача ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России по результатам сверки с Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Красноярского края по состоянию на 28.11.2022 года зарегистрировано 23 827 человек в возрасте 18 лет и старше, которым в ФСНКЦ оказывается первичная медико-санитарная помощь на 13 терапевтических участках. На один терапевтический участок приходится 1 832 человека.

Согласно Уставу ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России является федеральным учреждением здравоохранения, основной целью деятельности которого является оказание медицинской помощи контингенту, обслуживание которого возложено на ФМБА России работники организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и население отдельных территорий (п. 3.1.1, 3.2.1, 3.2.8, 3.3.4, 3.3.5, 3.9 абз 2-3 п. 4.5 Устава).

Оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования является для учреждения дополнительной деятельностью (п. 3.4, 3.4.6, абз 6 п. 4.4, 5.2.11 Устава).

Абзацем 2 пункта 4.5 Устава установлена обязанность ФСНКЦ обеспечивать преимущественное право прикрепленного контингента на получение услуг, предусмотренных предметом и целям деятельности учреждения, определенным настоящим Уставом, и в порядке, устанавливаемым ФМБА России.

Постановлением Правительства Красноярского края от 25.12.2018 N 769-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы включено ФГБУ "Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства".

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь и первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается застрахованным гражданам в соответствии с действующим Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и организуется по территориально-участковому принципу (п. п. 12 - 15).

В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения.

Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет на терапевтическом участке 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше.

При этом оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий обеспечивает не только объем медицинских услуг, но и сроки их выполнения. Возможность выбора медицинской организации и врача, предусмотренная приведенными нормами законодательства, не является безусловной свободой граждан на выбор медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности и качества медицинской помощи.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 25 октября 2016 года N 2298-О, для случаев оказания гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодатель предусмотрел право граждан на выбор врача и медицинской организации в порядке и с учетом особенностей, определенных соответствующим нормативно-правовым регулированием. В частности, возможность такого выбора может быть объективно ограничена в том числе в силу территориального местоположения, загруженности, назначения, отсутствия необходимых ресурсов и объемов целевого бюджетного финансирования соответствующего медицинского учреждения. Указанные обстоятельства, влияющие на качество и принципиальную возможность оказания гражданам надлежащей медицинской помощи, подлежат обязательному учету при разрешении вопроса о возможности выбора гражданином конкретного медицинского учреждения. В противном случае, в отсутствие у медицинского учреждения объективной возможности для обслуживания всех выбравших его лиц, возникала бы угроза оказания гражданам медицинских услуг ненадлежащего качества.

Принимая во внимание ведомственную принадлежность медицинского учреждения, а также основные виды его деятельности, закрепленные Уставом, обязанность ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России обеспечить преимущественное право прикрепленного контингента на получение услуг, предусмотренных предметов и целями деятельности Учреждения, учитывая, что деятельность по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС является дополнительной и оказывается в объеме, который позволяют мощности больницы, а также в рамках объемов, ежегодно утверждаемых комиссией по разработке территориальной программы ОМС Красноярского края, административный истец не входит в перечень контингента, подлежащего обслуживанию медицинскими организациями, подведомственным ФМБА России, который определен распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 г. № 1156-р, суд приходит к выводу, что у административного ответчика объективно отсутствует возможность для прикрепления истца Антонова С.В. к медицинскому учреждению ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России для оказания медицинской помощи в рамках ОМС.

Учитывая, что предусмотренная законом возможность выбора медицинской организации и врача может быть объективно ограничена, в противном случае возникала бы угроза оказания гражданам медицинских услуг ненадлежащего качества, на что указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 года N 2298-О, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении обязанности принять на медицинское обслуживание.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Антонова Сергея Владимировича к ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконными действий ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России Поликлиника №1, выразившихся в отказе Антонову Сергею Владимировичу в выборе данной медицинской организации и прикреплении на основании полиса обязательного медицинского страхования , выданного ЗАО МСО «Надежда», обязании ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России Поликлиника №1 принять Антонова Сергея Владимировича на медицинское обслуживание в данном учреждении для оказания первичной медико-санитарной помощи, взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, взыскании судебной неустойки в сумме 50 000 рублей, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 1200 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                                                                И.А. Бойко

2-4674/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антонов Сергей Владимирович
Ответчики
ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, гендиректор Баранкин Юорис Владимирович
Другие
ЗАО МСО " Надежда"
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Судья
Бойко Ирина Александровна
Дело на странице суда
lenins.krk.sudrf.ru
29.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2022Передача материалов судье
03.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2022Судебное заседание
28.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее