Дело № 2-876/2020
...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Коломийцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Шнайдер Д.И.,
с участием: представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края Астахова А.Н., действующего на основании доверенности, ответчика Тарабрина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края к Тарабрину Сергею Владимировичу о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,
установил:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с иском к Тарабрину С.В. о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведения проверки ОМВД России по Апшеронскому району Краснодарского края установлено, что в лесном массиве, расположенном в 3 км от хут. Гуамка Апшеронского района Краснодарского края, выявлен факт уничтожения редкого и находящегося под угрозой исчезновения вида растения - иглица колхидская, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. Постановлением мирового судьи судебного участка № № Апшеронского района Краснодарского края от 02 декабря 2019 года Тарабрин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с конфискацией растений Иглица колхидская, в количестве 520 веток. Министерством природных ресурсов Краснодарского края произведен расчет размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, который составил 78 000 рублей. В добровольном порядке ответчик оплату не произвел.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края Астахов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик Тарабрин С.В. в судебном заседании согласился с заявленными исковыми требованиями, при этом просил снизить заявленной ко взысканию размер ущерба, указав, что в настоящее время он официально не трудоустроен, состоит на регистрационном учете в качестве безработного, на его иждивении находятся трое несовершеннолетних детей, один из которых является инвалидом, его семья состоит на учете в управлении социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Апшеронском районе в качестве малоимущей.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу положений ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется: путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Положением о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 № 1250 предусмотрено, что Министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществляет региональный государственный экологический надзор, предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится в том числе предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 66 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что 05 сентября 2019 года в ходе проведения проверки ОМВД России по Апшеронскому району Краснодарского края установлено, что в лесном массиве, расположенном в 3 км от хут. Гуамка Апшеронского района Краснодарского края, выявлен факт уничтожения редкого и находящегося под угрозой исчезновения вида растения - Иглица колхидская, занесенного в Красную книгу Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края от 02 декабря 2019 года, вступившим в законную силу, Тарабрин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей, с конфискацией растений Иглица колхидская, в количестве 520 веток.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что 05 сентября 2019 года в лесном массиве Апшеронского лесничества в 3 км от х. Гуамка муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, в местах обитания объектов животного мира в Апшеронском районе Краснодарского края, в охотничьих угодьях Апшеронского РО ККОООР, Тарабрин С.В. производил заготовку Иглицы колхидской (руксус), занесенной в Красную книгу РФ, категория статус -2, тем самым допустил уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений.
Вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении в силу ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; сохранение биологического разнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а так же реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 декабря 2017 года № 1028 утвержден Перечень таксонов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, в соответствии с п. 320 которого иглица колхидская (Ruscuscolchicus P.P. Yeo) отнесена к категории растительного мира, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
Содержание обязанности полного возмещения вреда окружающей среде определено ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч. 1 которой Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно представленному истцом расчету, размер ущерба, причиненного объектам растительного мира, не приведшим к их гибели, в результате действия Тарабрина С.В. составляет 78 000 рублей.
Представленный истцом расчет произведен в соответствии с приказом Минприроды России от 01 августа 2011 года № 658 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования», судом проведен, является правильным.
Принимая во внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края от 02 декабря 2019 года, вступившим в законную силу, имеющим в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ преюдициальное значение для данного дела, Тарабрин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений), исходя из представленного истцом расчета размера вреда, причиненного Тарабриным С.В. окружающей среде, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Доводы ответчика о его тяжелом материальном положении не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Заявитель вправе обраться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. 1.1. статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 4 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Предусмотренное Налоговым кодексом РФ освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края при обращении в суд, как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истца, освобождено от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственная пошлина в размере 2 540 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края удовлетворить.
Взыскать с Тарабрина Сергея Владимировича в пользу Министерства природных ресурсов Краснодарского края в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, денежную сумму в размере 78 000 рублей.
Взыскать с Тарабрина Сергея Владимировича в доход муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 2 540 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение суда изготовлено 03 августа 2020 года.
Судья Апшеронского районного суда И.И. Коломийцев