Решение по делу № 33-4331/2023 от 07.04.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0014-01-2022-002885-66

№ 2-303/2023 (2-1882/2022;)

№ 33-4331/2023

Председательствующий судья первой инстанции

Копаев А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,

судей – Кирюхиной М.А., Синани А.М.,

при секретаре – Турич Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах ФИО1 к Администрации Ленинского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,

по апелляционной жалобе Администрации Ленинского района Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

В ноябре 2022 года прокурор Ленинского района Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО1 о нарушении его права на получение жилья, прокуратурой района выявлены нарушения жилищного законодательства в действиях администрации Ленинского района Республики Крым. Распоряжением администрации Приозерновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечением жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления ФИО1 собственным жильем не обеспечен. Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что бездействие администрации Ленинского района Республики Крым в непринятии мер к предоставлению ФИО1 жилья, нарушает гарантированные ему законодательством РФ и Конституцией РФ жилищные права и свободы. На основании изложенного прокурор просит возложить обязанность на администрацию Ленинского района Республики Крым предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением Ленинского районного суда Республики Крым от 01 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (л.д.29)

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2023 года исковые требования прокурора Ленинского района Республики Крым удовлетворены. На администрацию Ленинского района Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.

Не согласившись с решением суда, Администрация Ленинского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указано, что Администрацией Ленинского района Республики Крым жилые помещения для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа приобретаются в объеме выделенных субвенций за счет средств республиканского бюджета и федерального бюджета. Субвенции, поступающие в бюджет района для приобретения жилых помещений детям-сиротам, расходуются на приобретение квартир на вторичном рынке жилья, нецелевого расходования средств не допускается. Учитывая тот факт, что по состоянию на январь 2023 года в список нуждающихся включено 145 человек, которые являются детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым не выделяет полный объем средств субвенции, необходимый Администрации Ленинского района Республики Крым для закупки жилья лицам, имеющим право на предоставление жилых помещений, кроме того, отсутствуют поставщики жилых помещений, соответствующие техническому заданию, а также отсутствует достаточное количество жилья, согласно нормам действующего законодательства, Администрация Ленинского района Республики Крым не имеет возможности предоставить жилое помещение ФИО1, а, следовательно, исполнить возложенные на нее полномочия.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района Республики Крым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского района Республики Крым – без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Шалева М.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского района Республики Крым без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ в суд апелляционной инстанции не явились.

Руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, включен в соответствующий список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако в нарушение его жилищных прав и законных интересов не обеспечен жилым помещением. Собственником, а также нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя он не является.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Так, из материалов дела следует, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: Республика ФИО3, <адрес> (л.д.10)

Заочным решением Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО1-ФИО8 лишена родительских прав в отношении сына – ФИО1 (л.д.59)

Отец ФИО1 в актовой записи о рождении записан со слов матери.

Распоряжением Ленинской районной государственной администрацией Автономной Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоен статус ребенка, лишенного родительского попечения. Форма устройства ребенка – государственное интернатное заведение (л.д. 11).

Распоряжением администрации Приозерновского сельского поселения Ленинского района Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 8).

Как следует из сообщения администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Ленинском районе Республики Крым. Однако по настоящее время ФИО1 не обеспечен указанным жильем (л.д. 7).

Согласно сведениям из ЕГРН от 16 ноября 2022 года не имеется сведений о праве собственности ФИО1 на объекты недвижимости (л.д. 23).

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, однако не выполнило их в отношении ФИО1, его право на получение жилья не реализовано, суд первой инстанции, руководствуясь ст.109.1 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Статьей 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот закреплены в ст. 8 названного Федерального закона, положения которой в силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2013 года, в случае, если до указанной даты дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (абз. 1 п. 1 ст. 8) закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, как и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ законодатель возложил на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. п. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ). При этом лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

В п. 7 ст. 8 того же Федерального закона закреплено положение о том, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Вместе с тем в силу п. 9 ст. 8 того же Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Между тем в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, указано, что отсутствие названных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; - незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Таким образом, правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, и органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.

В апелляционной жалобе Администрация Ленинского района Республики Крым указывает, что орган местного самоуправления выполняет полномочия в пределах выделенных финансовых средств, при этом необходимые субвенции не выделены для ФИО1, ввиду чего предоставить ему жильё не представляется возможным.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании закона. Право ФИО1 на обеспечение благоустроенным жильем не может быть поставлено в зависимость от особенностей того или иного вида финансирования и реализации соответствующих мероприятий.

Законодатель наделяет именно органы местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно предоставляя механизмы реализации таких полномочий, определяя порядок и условия их финансирования. При этом отсутствие финансирования, достаточного для реализации полномочий в данной сфере в полном объёме, не освобождает органы местного самоуправления муниципальных образований от установленных законом обязанностей. Равно как и наличие такого финансирования не создаёт соответствующую обязанность для органов местного самоуправления.

Согласно положениям Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путём сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 11 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

То есть, законодательно взаимосвязь установлена между количеством лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение, и размером субвенций, выделяемых на данные цели муниципальному образованию.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка им дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского района Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья      Н.Н. Заболотная

Судьи: М.А. Кирюхина

А.М. Синани

33-4331/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Заболотная Наталья Николаевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
07.04.2023Передача дела судье
24.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2023Передано в экспедицию
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее