ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2021 года № 33-15074/2021 (2-4554/2021)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Индан И.Я.,
Фахрисламовой Г.З.,
при секретаре Кадыровой К.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах ФИО3, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан об обязании обеспечить ребенка-инвалида медицинскими изделиями
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 07 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия.
установила:
прокурор Октябрьского района города Уфы, действующий в интересах ФИО3, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (далее – Минздрав Республики Башкортостан), государственному унитарному предприятию «Башфармация» Республики Башкортостан (далее – ГУП «Башфармация») об обязании бесперебойно обеспечивать медицинскими изделиями - инфузионными наборами к инсулиновой помпе в количестве, рекомендуемом медицинской организацией, обращении решения суда к немедленному исполнению. Исковые требования мотивированы тем, что с 21 июля 2020 года ФИО3, 24 марта 2006 года рождения, состоит на учете в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника № 5 города Уфы (далее – Детская поликлиника № 5 города Уфы) с диагназом: сахарный диабет первого типа, стадия субкомпенсации. При этом, 01 ноября 2014 года установлена инвалидность до 22 марта 2024 года. 05 октября 2020 года вышеуказанной поликлиникой выписан рецепт на медицинские изделия серии МИ80-20 ФЛ № 27502379 от 05 октября 2020 года, инфузионный набор Акку-Чек ФлексЛинк 1 8/60 № 10 в количестве пяти упаковок. В тот же день, в связи с отсутствием в наличии инфузионных наборов, рецепт ГУП «Башфармация» поставлен на отсроченное обслуживание. До настоящего времени ФИО3 указанными медицинскими изделиями не обеспечена.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 07 июня 2021 года исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах ФИО3, удовлетворены.
В поданной апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – ФИО6 просит вышеуказанное решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что обеспечение не предусмотренным перечнем медицинскими изделиями, а именно расходными материалами к инсулиновой помпе ФИО13 ФлексКомпо в виде инфузионного набора ФИО13 ФлексЛинк за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъектов действующим законодательством не предусмотрено. Полагает, что вынесение судебного решения об обеспечении изделием конкретного торгового наименования будет противоречить федеральному закону, поскольку заранее неизвестно, какая организация - производитель медицинских изделий будет определена по итогам торгов победителей; осуществление прямой выдачи лекарственных препаратов, медицинских изделий населению Минздравом Республики Башкортостан законодательством не предусмотрено; требование о немедленности исполнения судебного решения делает его заведомо неисполнимым, поскольку на закупку лекарственного препарата требуются значительные временные затраты на проведение торгов; решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан аналогичные исковые требования ФИО3 были удовлетворены.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя Минздрава ФИО6, истца – прокурора ФИО7, ФИО11 – законного представителя ФИО3, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3, 24 марта 2006 года рождения, является инвалидом, срок инвалидности установлен до 22 марта 2024 года (лист дела 27).
ФИО3 наблюдается в Детской поликлинике № 5 города Уфы с 21 июля 2020 года с диагнозом: сахарный диабет первого типа с неврологическими осложнениями (лист дела 20).
Из заключения главного внештатного детского специалиста эндокринолога ФИО8 следует, что 05 февраля 2019 года ФИО3 по медицинским показаниям в педиатрическом отделении № 1 Клиники БГМУ была установлена инсулиновая помпа ФИО13 Комбо. ФИО3 рекомендованы расходные материалы для помпы – инфузионный набор с мягкой канюлей и длиной канюли не более 6 мм. и замена инфузионного набора один раз в два дня (лист дела 21).
Согласно заключению врачебной комиссии № 4127 от 14 августа 2020 года ФИО3 назначены расходные материалы для помпы: инфузионный набор ФИО1 I с мягкой канюлей не более 6 мм в количестве 180 штук в год, кратность замены один раз в два дня (лист дела 22).
01 сентября 2020 года ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа направлено письмо в Министерство здравоохранения РБ о необходимости обеспечения ребенка-инвалида ФИО3 расходными материалами к инсулиновой помпе.
05 октября 2020 года и 15 января 2021 года Детской поликлиникой № 5 города Уфа ФИО3 выписаны рецепты серии МИ02-20 ФЛ и серии МИ02-21 на медицинские изделия - инфузионный набор ФИО13 ФлексЛинк 1 8/60 № 10 в количестве пяти упаковок (лист дела 23 – 23 оборотная сторона).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ФИО3 по жизненным показаниям необходимо использование системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, то обеспечение её расходными материалами, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае истец фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранении Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310 (далее- Положение), Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти Республики Башкортостан.
В полномочия Республики Башкортостан, осуществляемые Министерством здравоохранения, входит, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 10 пункта 4.2 Положения.).
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Поскольку врачебной комиссией № 4127 от 14 августа 2020 года ФИО3 подтвержден диагноз: «Инсулинозависимый сахарный диабет без осложнений», в связи с чем последней назначены расходные материалы для помпы: инфузионный набор ФИО1 I с мягкой канюлей не более 6 мм в количестве 180 штук в год, кратность замены которых один раз в два дня.
Государством гарантировано инвалиду обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Необеспечение ФИО3 лекарственными препаратами, назначенными ей врачебной комиссией и главным внештатным детским специалистом эндокринологом ФИО8 по основному заболеванию, нарушает фундаментальное право ребенка-инвалида на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.
Довод апелляционной жалобы о том, что Минздрав Республики Башкортостан не осуществляет прямую выдачу лекарственных препаратов, медицинских изделий основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что обжалуемое решение суда не подлежит немедленному исполнению является необоснованной.
Случаи, при которых закон устанавливает обязанность суда обратить принятое по делу решение к немедленному исполнению, установлены статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К числу таких случаев разрешенный в настоящем деле спор не относится.
Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Как следует из разъяснений, данных судам в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Принимая во внимание, что медицинские изделия - инфузионные наборы к инсулиновой помпе являются необходимым материалом в целях использования для лечения ФИО3 от заболевания, приведшего к ее к инвалидности, развитие которого без оказания срочной медицинской помощи создает угрозу жизни и здоровью, оснований для отказа в приведение решения суда к немедленному исполнению не имеется.
Обстоятельства, на которые ссылается апеллянт как препятствующие немедленному исполнению, не были подтверждены ответчиком надлежащими доказательствами как объективно исключающие возможность немедленного исполнения решения суда, с учетом положений статей 83 (пункт 7 части 2), 83.1 (пункт 3 части 2) Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, предусматривающих определение поставщика лекарственного препарата путем проведения запроса предложений, в том числе в электронной форме.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что ранее Советским районным судом города Уфы Республики Башкортостан выносилось аналогичное решение, не может являться основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку по данному делу предметом иска является бесперебойное обеспечение медицинскими изделиями - инфузионными наборами к инсулиновой помпе, в то время по гражданскому делу ... предметом спора – бесперебойное обеспечение расходными материалами к инсулиновым помпам.
Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
...
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи И. Я. Индан
Г.З. Фахрисламова
Справка: федеральный судья Искандарова Т.Н.