РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
15.01.2019 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Орловой Т.А.,
СЃ участием истца Потапова Рђ.Р.,
представителя ответчика - Лисициной Н.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2018, выданной сроком на 1 год,
при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– 2-93/2019 РїРѕ РёСЃРєСѓ Потапова Александра Рвановича Рє Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Нижнем Тагиле Рё РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРј районе Свердловской области Рѕ включении периодов работы Рё перерасчете пенсии,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Потапов Рђ.Р. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє ГУ Отделение Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Свердловской области Рѕ признании отказа РІ перерасчете пенсии незаконным Рё обязании произвести перерасчет назначенной пенсии РїРѕ старости, обязании ответчика включить РІ трудовой стаж период обучения истца СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ <...> РІ календарном исчислении Рё выплатить недополученную пенсию Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ ответчика РІ СЃРІРѕСЋ пользу расходы РїРѕ оплате юридической помощи РІ СЃСѓРјРјРµ 35 500 СЂСѓР±.
В обоснование исковых требований указал, что им подано обращение в Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области с просьбой перерасчета пенсии по старости с учетом требований законодательства, однако, в перерасчете пенсии отказано. Так в трудовой стаж в календарном исчислении не вошел период его обучения в <...> (аттестат №) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что данный отказ в перерасчете пенсии нарушает его законные права и интересы.
В судебное заседание истец не явился извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - Лисицина Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как по наиболее выгодному варианту. Просит в удовлетворении требований отказать.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Потапов Рђ.Р. СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ является получателем пенсии РїРѕ старости РІ соответствии СЃРѕ статьей 7 Федерального Закона Р Р¤ РѕС‚ 17.12.2001 РіРѕРґР° в„– 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (далее - 173-ФЗ).
Данные обстоятельства подтверждаются решением УПФРпо г.Н.Тагил и Пригородном районе о назначении пенсии.
Рстец полагает, что РїСЂРё оценке его пенсионных прав, ответчиком был необоснованно исключен РёР· общего трудового стажа период обучения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуется следующим.
В соответствии с нормами Федерального закона № 173-ФЗ базой для определения страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал по состоянию на день установления трудовой пенсии.
При этом размер пенсии исчисляется с учетом расчетного пенсионного капитала, который состоит из суммы расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 исчисляемого по ст. 30 данного Закона и суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд начиная с 01.01.2002.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии по старости может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30 (с применением индивидуального коэффициента пенсионера), либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 (с применением норм Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года№ 340-1), либо в порядке, установленном п. 6 ст. 30 (для лиц, которым пенсия была установлена до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, до 01.01.2002 года).
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в данном пункте.
Кроме того, некоторые периоды, которые включались по ранее действовавшему законодательству в общий трудовой стаж, например период обучения, не предусмотрены в перечне пункта 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ и поэтому не подлежат зачету в общий трудовой стаж.
Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре могут учитываться в общий трудовой стаж до 01.01.2002 в целях определения расчетного размера трудовой пенсии только в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Порядок подсчета общего трудового стажа по ранее действовавшему законодательству, согласно которому подлежит включению в общий трудовой стаж наравне с периодами, предусмотренными пунктом 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, другие периоды работы, которые ранее включались в общий трудовой стаж, в том числе и период обучения, предусмотрен пунктом 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Следует иметь в виду, что гражданин вправе выбрать только один порядок подсчета стажа, одновременное применение условий пунктов 3 и 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ законодателем не предусмотрено.
Аналогичная позиция закреплена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Кроме того, Конституционный суд РФ также неоднократно высказывал свою позицию по данному вопросу. Так, определением Конституционного Суда от 26.05.2016 № 1166-0 установлено, что Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, а также вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 26.12.2002 № 17-П, от 29. 01.2004 № 2-П и др.).
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий. Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность выбора застрахованным лицом варианта исчисления расчетного размера его трудовой пенсии (ст. 30), один из которых, в частности, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии позволяет учитывать продолжительность общего трудового стажа, под которой понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (п. 4 ст. 30).
РР· представленных РІ судебное заседание документов следует, что оценка пенсионных прав Потапова Рђ.Р. определялась РїРѕ Рї. 3 СЃС‚. 30 Закона в„– 173-ФЗ, как РїРѕ более выгодному варианту, поэтому период обучения РЅРµ был включен РІ общий трудовой стаж. Отношение РїРѕ заработной плате применено максимальное - 1,2.
В случае определения размера страховой пенсии с учетом учебы в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер пенсии будет меньше.
Так из представленных расчетов следует, что размер страховой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ с 01.01.2018 составила бы 13 234 руб. 01 коп., что на 4881 руб. 74коп. меньше, чем размер пенсии, установленный по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Р’ исковых требованиях Потапова Александра Рвановича Рѕ признании отказа РІ перерасчете пенсии незаконным Рё обязании произвести перерасчет назначенной пенсии РїРѕ старости, обязании ответчика включить РІ трудовой стаж период обучения истца СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ <...> РІ календарном исчислении Рё выплатить недополученную пенсию Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё судебных расходов РІ СЃСѓРјРјРµ 35 500 СЂСѓР±., отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено 21.01.2019.
Председательствующий – Т.А.Орлова