Дело 2-1052/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п.Иловля 20 июля 2015 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Горкушенко Т.А.,
при секретаре Кузнецовой А.П.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Ведякиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Ширяевской средней общеобразовательной школе о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иловлинского района в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Ширяевской средней общеобразовательной школе (далее – МБОУ Ширяевская СОШ) о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности и просил обязать администрацию Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области создать межведомственную комиссию по обследованию места массового пребывания людей и провести данной комиссией категорирование МБОУ Ширяевская СОШ, обязать МБОУ Ширяевская СОШ разработать паспорт безопасности.
Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований антитеррористической безопасности в деятельности МБОУ Ширяевская СОШ.
В ходе проверки установлено, что МБОУ Ширяевская СОШ относится к объектам массового пребывания людей.
В целях защищенности мест массового пребывания людей от террористических актов, законодательством предусмотрено создание межведомственных комиссий по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей, а также составление паспортов безопасности.
В нарушение требований законодательства администрацией Ширяевского сельского поселения не создана межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей и комиссией не проведено обследование и категорирование МБОУ Ширяевская СОШ, а МБОУ Ширяевская СОШ не разработан паспорт безопасности.
Данные обстоятельства нарушают права и законные интересы лиц, в том числе несовершеннолетних, подвергают их террористической опасности. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и работников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В судебном заседании в порядке ст.39 ГПК РФ прокурор от требований к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать межведомственную комиссию по обследованию места массового пребывания людей и провести данной комиссией категорирование МБОУ Ширяевская СОШ отказалась в связи с добровольным исполнение ответчиком заявленных требований, просила прекратить производство по делу в указанной части. Требования к МБОУ Ширяевская СОШ о возложении обязанности разработать паспорт безопасности поддержала и просила удовлетворить.
Определением суда от 20 июля 2015 года производство по делу в части требований прокурора к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности создать межведомственную комиссию по обследованию места массового пребывания людей и провести данной комиссией категорирование МБОУ Ширяевская СОШ прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представители ответчиков и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
На основании п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, к которым, в частности, отнесены: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). (статья 3 указанного Федерального закона)
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. (статья 3 указанного Федерального закона)
На основании статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение требований Федерального закона «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности.
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования) устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Пунктом 3 Требований предусмотрено, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей. (п.5 Требований)
На основании пункта 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.
Пунктом 8 Требований предусмотрено, что для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).
Согласно п.14 Требований, на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. (п.16 Требований)
Из текста формы паспорта безопасности мест массового пребывания людей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, следует, что паспорт безопасности составляется правообладателем места массового пребывания людей.
Судом установлено, что МБОУ Ширяевская СОШ относится к объектам массового пребывания людей, поскольку в образовательном учреждении одновременно могут находиться более 50 человек.
Данное обстоятельство подтверждается сообщением начальника отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района о том, что количество обучающихся в МБОУ Ширяевская СОШ составляет 102 человека (л.д. 5-6), а также актом обследования МБОУ Ширяевская СОШ от 06 июля 2015 года, по результатам которого объекту присвоена 3 категория места массового пребывания людей (л.д. 16).
Из сообщения Отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области следует, что в МБОУ Ширяевская СОШ отсутствует паспорт безопасности, предусмотренный п.14 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272. (л.д.4)
Имеющийся в материалах дела паспорт антитеррористической защищенности МБОУ Ширяевская СОШ (л.д. 29-47) не соответствует форме паспорта безопасности места массового пребывания людей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272.
Поскольку МБОУ Ширяевская СОШ не составлен паспорт безопасности места массового пребывания людей, чем создаются условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества, что влечет нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, в отношении которых законодателем, с учетом их возрастных особенностей, установлен повышенный уровень правовой защиты, суд считает требование прокурора соответствующим целям государственной политики в интересах детей и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Ширяевской средней общеобразовательной школе о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ширяевскую среднюю общеобразовательную школу составить паспорт безопасности места массового пребывания людей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Т.А. Горкушенко