РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2022 года <адрес>
Болховский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Баринова Н.С.,
при секретаре Голиковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к совершению действий. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 автомобильная дорога по <адрес> имеет многочисленные выбоины.
Также в нарушении требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части дороги по <адрес> имеет следующие дефекты: в районе <адрес> множественные выбоины, на автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес>А отсутствует твердое покрытие проезжей части дороги.
Помимо этого, в нарушение п. 4.5.1 требований «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на <адрес> отсутствуют тротуары.
Проведенной проверкой также установлено, что на <адрес> водоотведение паводковых и дождевых вод сложилось естественным путем, централизованная система водоотведения (канализации), равно как и организованная система водоотводных канав на указанном участке местности отсутствует.
Таким образом, ненадлежащее состояние указанных дорог создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с положениями Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также организация водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования <адрес> возложено на орган местного самоуправления.
Выше приведенные нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что администрация <адрес> несет ответственность за выявленные в ходе настоящей проверки нарушения, так как является учреждением, за которым на праве муниципальной собственности закреплены дороги по <адрес>.
Ответчик является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, наделен свободой выбора контрагентов, предметов и условий заключаемых соглашений, а также мер воздействия к контрагентам, ненадлежащее исполнившим своим обязательства.
Автомобильные дороги по <адрес> не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, что нарушает права неопределенного круга лиц участников дорожного движения на беспрепятственное и безопасное передвижение.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 автомобильные дороги по <адрес>.
На <адрес> устранить: в районе <адрес> выбоины 1.80 м х 0.70 м х 0.09 м, 1.00 м х 1.10 м х 0.08 м; в районе <адрес> выбоины 1.20 м х 1.40 м х 0.10 м, 0.60 м х 0.80 м х 0.07 м, 0.50 м х 0.50 м х 0.07 м; в районе от <адрес> до <адрес> множественные выбоины размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.10 м х 0.90 м х 0.10 м.
На <адрес> устранить выбоины в районе <адрес> размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.80 м х 2.20 м х 0.12 м.
На <адрес> от <адрес> до <адрес>А оборудовать твердое покрытие проезжей части автомобильной дороги.
Обустроить тротуары с двух сторон от проезжей части автомобильной дороги, проходящей по <адрес>.
Обустроить тротуары с двух сторон от проезжей части автомобильной дороги, проходящей по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГг. организовать отведение ливневых и талых вод в районе <адрес>.
В судебном заседании истец уточнил заявленные требования, просил суд обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 автомобильные дороги по <адрес>.
На <адрес> устранить: в районе <адрес> выбоины 1.80 м х 0.70 м х 0.09 м, 1.00 м х 1.10 м х 0.08 м; в районе <адрес> выбоины 1.20 м х 1.40 м х 0.10 м, 0.60 м х 0.80 м х 0.07 м, 0.50 м х 0.50 м х 0.07 м; в районе от <адрес> до <адрес> множественные выбоины размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.10 м х 0.90 м х 0.10 м.
На <адрес> устранить выбоины в районе <адрес> размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.80 м х 2.20 м х 0.12 м.
На <адрес> от <адрес> до <адрес>А оборудовать твердое покрытие проезжей части автомобильной дороги.
Обустроить тротуары с двух сторон от проезжей части автомобильной дороги, проходящей по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГг. организовать отведение ливневых и талых вод в районе <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Баринов Н.С. уточненные исковые требования поддержал, основываясь на доводах, изложенных в иске, просил суд удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес>, представитель третьего лица ОМВД России по <адрес>, представитель третьего лица Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
В ходе проверки было выявлено, что автомобильная дорога по <адрес> имеет многочисленные выбоины, покрытие проезжей части дороги по <адрес> имеет дефекты, на автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес>А отсутствует твердое покрытие проезжей части дороги. Помимо этого, на <адрес> отсутствуют тротуары.
Проведенной проверкой также установлено, что на <адрес> водоотведение паводковых и дождевых вод сложилось естественным путем, централизованная система водоотведения (канализации), равно как и организованная система водоотводных канав на указанном участке местности отсутствует.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Аналогичные требования закреплены за органом местного самоуправления и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем, ч. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Дорожная деятельность в силу указанного Федерального закона включает деятельность реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в пункте 12 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. «а» п. 13.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Также в целях реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Указанный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно 5.2.4 стандарта - покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, глубине - 5 см.
Помимо этого, приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст утвержден «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В соответствии с п. п. 4.5.1.1 - 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 при эксплуатации автомобильной дороги с твердым покрытием она оборудуется тротуарами с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Судом установлено, что в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 автомобильная дорога по <адрес> имеет многочисленные выбоины: в районе <адрес> выбоины 1.80 м х 0.70 м х 0.09 м, 1.00 м х 1.10 м х 0.08 м; в районе <адрес> выбоины 1.20 м х 1.40 м х 0.10 м, 0.60 м х 0.80 м х 0.07 м, 0.50 м х 0.50 м х 0.07 м; в районе от <адрес> до <адрес> множественные выбоины размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.10 м х 0.90 м х 0.10 м.
Также в нарушении требований п 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части дороги по <адрес> имеет следующие дефекты: в районе <адрес> выбоины множественные выбоины размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.80 м х 2.20 м х 0.12 м.
В нарушении требований п 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> до <адрес>А отсутствует твердое покрытие проезжей части дороги.
Помимо этого, в нарушение п. 4.5.1 требований «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на <адрес> отсутствуют тротуары.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» к общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится приоритетность обеспечения населения услугами по водоотведению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
На основании изложенного, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского поселения обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоотведение на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения.
В соответствии с п. 2.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» площадки перед подъездами домов, проездные и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия. При устройстве твердых покрытий должна быть предусмотрена возможность свободного стока талых и ливневых вод.
В силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Таким образом, организация в границах городского округа отведения сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, обеспечивающих предотвращение попадания таких вод на рельеф местности на территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, и не оспаривалось сторонами, что на <адрес> водоотведение паводковых и дождевых вод сложилось естественным путем, централизованная система водоотведения (канализации), равно как и организованная система водоотводных канав на указанном участке местности отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействием органа местного самоуправления нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, а ненадлежащее состояние дорог в <адрес> создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью граждан.
Допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих об обратном, а также опровергающих представленные истцом доказательства, стороной ответчика в нарушение положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Требования прокурором заявлены в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявленные уточненные исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 автомобильные дороги по <адрес>, а именно:
На <адрес> устранить: в районе <адрес> выбоины 1.80 м х 0.70 м х 0.09 м, 1.00 м х 1.10 м х 0.08 м; в районе <адрес> выбоины 1.20 м х 1.40 м х 0.10 м, 0.60 м х 0.80 м х 0.07 м, 0.50 м х 0.50 м х 0.07 м; в районе от <адрес> до <адрес> множественные выбоины размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.10 м х 0.90 м х 0.10 м.
На <адрес> устранить выбоины в районе <адрес> размером от 0.50 м х 0.50 м х 0.09 м, до 1.80 м х 2.20 м х 0.12 м.
На <адрес> от <адрес> до <адрес>А оборудовать твердое покрытие проезжей части автомобильной дороги.
Обустроить тротуары с двух сторон от проезжей части автомобильной дороги, проходящей по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГг. организовать отведение ливневых и талых вод в районе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий: О.В. Макарова