РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-7/2018
13 февраля 2018 года с.Малая Пурга Удмуртской Республики
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,
при секретаре Рагозиной Г.Р.,
с участием представителя Рыбакова Е.А. - Петрова О.И., представителя администрации МО «Малопургинский район» Некрасовой Н.В., представителя ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» Петрова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Рыбакова Е. А. к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельных участков по цене 5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков в срок до 30 дней с момента вступления решения в законную силу, понуждении принять решение о предоставлении земельных участков, возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельных участков, искам администрации МО «<адрес>» к Рыбакову Е. А., ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» о признании отсутствующим права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, прекращении права собственности, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике снять с кадастрового учета объекты индивидуального жилищного строительства, признании недействительными технических паспортов на строения,
установил:
Рыбаков Е.А. обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, с кадастровым номером №. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен указанный земельный участок в аренду. На основании разрешения №-ru№ от ДД.ММ.ГГГГ им был построен жилой дом, который ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков Е.А. обратился с заявлением на имя главы МО «<адрес>» о передаче в собственность спорного земельного участка, однако в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату было незаконно отказано. Ссылаясь на положения пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, п.1 ст.39.20 ЗК РФ Рыбаков Е.А. полагает данный отказ незаконным (л.д.2 т.1).
Также Рыбаков Е.А. обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, с кадастровым номером №. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен указанный земельный участок в аренду. На основании разрешения №-ru№ от ДД.ММ.ГГГГ им был построен жилой дом, который ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков Е.А. обратился с заявлением на имя главы МО «<адрес>» о передаче в собственность спорного земельного участка, однако в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату было незаконно отказано. Ссылаясь на положения пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, п.1 ст.39.20 ЗК РФ Рыбаков Е.А. полагает данный отказ незаконным (л.д.57 т.1).
Определением Малопургинского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ иски Рыбакова Е.А. к администрации МО «<адрес>» соединены в одно производство.
Администрация МО «<адрес>» (далее по тексту – администрация) обратилась в суд с иском к Рыбакову Е.А. о признании здания с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, зданием не жилого назначения и не пригодным для постоянного проживания, признании недействительной записи о государственной регистрации права на указанный жилой дом. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и Рыбаковым Е.А. заключен договор аренды указанного земельного участка №. Согласно сведениям ЕГРП на указанном земельном участке зарегистрирован жилой дом, в связи с чем Рыбаков Е.А. обратился в администрацию с заявлением о передаче ему в собственность указанного участка на основании пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ и заключении договора купли-продажи. На основании заявления администрацией проведен осмотр земельного участка, установлено, что в границах земельного участка находится строение с условным номером 18:16:081001:389 – жилой дом общей площадью 10,5 кв.м., назначение объекта – жилое. Данное строение является некапитальным, отсутствуют помещения, а именно жилая комната, кухня, туалет, ванная комната или душевая. Следовательно, в строении отсутствуют условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также отсутствует вентиляция. Отопление осуществляется при помощи тепловой пушки, электроснабжение при помощи автоматизированного генератора мощностью не более 7 кВт, отсутствует теплоизоляция стен. Кроме того, площадь строения противоречит решению Совета депутатов МО «Баграш-Бигринское» № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, где учетная норма площади жилого помещения равна 20 кв.м. на одного человека. <адрес> не соответствует выданному Рыбакову Е.А. разрешению на строительство. Ссылаясь на положения ст.15, 16 ЖК РФ, ст.130 ГК РФ, строительные нормы и правила, санитарно-эпидемиологические требования, администрация полагает, что объект, расположенный на вышеуказанном земельном участке нельзя признать жилым (л.д.2-3 т.2).
Кроме того, администрация МО «<адрес>» (далее по тексту – администрация) обратилась в суд с иском к Рыбакову Е.А. о признании здания с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, зданием не жилого назначения и не пригодным для постоянного проживания, признании недействительной записи о государственной регистрации права на указанный жилой дом. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и Рыбаковым Е.А. заключен договор аренды указанного земельного участка №. Согласно сведениям ЕГРП на указанном земельном участке зарегистрирован жилой дом, в связи с чем Рыбаков Е.А. обратился в администрацию с заявлением о передаче ему в собственность указанного участка на основании пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ и заключении договора купли-продажи. На основании заявления администрацией проведен осмотр земельного участка, установлено, что в границах земельного участка находится строение с условным номером 18:16:081001:390 – жилой дом общей площадью 10,6 кв.м., назначение объекта – жилое. Данное строение является некапитальным, отсутствуют помещения, а именно жилая комната, кухня, туалет, ванная комната или душевая. Следовательно, в строении отсутствуют условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также отсутствует вентиляция. Отопление осуществляется при помощи тепловой пушки, электроснабжение при помощи автоматизированного генератора мощностью не более 7 кВт, отсутствует теплоизоляция стен. Кроме того, площадь строения противоречит решению Совета депутатов МО «Баграш-Бигринское» № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, где учетная норма площади жилого помещения равна 20 кв.м. на одного человека. <адрес> не соответствует выданному Рыбакову Е.А. разрешению на строительство. Ссылаясь на положения ст.15, 16 ЖК РФ, ст.130 ГК РФ, строительные нормы и правила, санитарно-эпидемиологические требования, администрация полагает, что объект, расположенный на вышеуказанном земельном участке нельзя признать жилым (л.д.52-53 т.2).
Определением Малопургинского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ иски администрации МО «<адрес>» к Рыбакову Е.А. соединены в одно производство.
Определением Малопургинского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества».
Определением Малопургинского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ иски Рыбакова Е.А. к администрации МО «<адрес>», иски администрации МО «<адрес>» к Рыбакову Е.А., ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» соединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства истец Рыбаков Е.А. неоднократно уточнял исковые требования. В окончательном виде просит возложить на администрацию МО «<адрес>» обязанность заключить договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами № распложенных по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, по цене 5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков в срок до 30 дней с момента вступления решения в законную силу, понуждении принять решение о предоставлении земельных участков, возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельных участков
В ходе судебного разбирательства истец администрация МО «<адрес>» неоднократно уточнял исковые требования. В окончательном виде просит признать отсутствующим права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, прекратить права собственности Рыбакова Е.А. на спорные объекты, возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике снять с кадастрового учета объекты индивидуального жилищного строительства, признать недействительными технические паспорта на спорные строения.
Истец Рыбаков Е.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях свои исковые требования поддержал в полном объеме, исковые требования администрации МО «<адрес>» не признал в полном объеме. Пояснял, что на земельных участках имеются помещения, признанные жилыми, зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской, в связи с чем он и обратился в администрацию для выкупа земельных участков. В жилых домах система обогрева автоматизированная, т.е. автономная электростанция мощностью 6500 кв.м. При обращении в БТИ за получением технического паспорта сотрудники БТИ попросили копию договора аренды земельного участка и разрешение на строительство. Был осуществлен выезд на место, производились замеры. Строения находятся на свайном фундаменте.
Представитель администрации Некрасова Н.В. исковые требования Рыбакова Е.А. не признала в полном объеме, исковые требования администрации поддержала в полном объеме. Полагает, что возведенный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В доме отсутствует водоснабжение, электроснабжение, отопление. В помещении отсутствует место для приготовления пищи, туалет, ванная комната. Полагает, что возведенный объект носит характер вспомогательной постройки. В выкупе земельных участков по льготным основаниям не отказывают в случае приведения объектов недвижимости в надлежащее состояние. В части требований к ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» о признании технический паспортов недействительными пояснила, что технические паспорта не являются правоустанавливающими документами.
Представитель ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» Петров А.И. исковые требования о признании недействительными технических паспортов на спорные строения не признал в полном объеме. Пояснил, что сами по себе технические паспорта не являются правоустанавливающими документами. Также пояснил, что существует технология свайного домостроения. Эта технология прочно связывает строение с землей. Сооружения являются деревянными и сами дышат. В данном случае идет каркасная обшивка здания, внутри имеется утеплитель. Централизованное отопление предусмотрено на площадях более 10-12 кв.м. Для малых площадей существуют конвекторы. Основания для признания этих площадей нежилыми отсутствуют. Работы по признании помещения жилым и выдаче технического паспорта заключаются в следующем: поступает заявление и необходимые документы. ГУП формирует техническую документацию, технический паспорт и направляет их в кадастровую палату для экспертизы. Если все документы соответствуют требованиям, то объект ставят на учет. То, что объект является жилым, определяют его связанностью с землей, наличием отопления и освещения. Для этого на объект выезжает техник. Признал, что в строениях отсутствует отопление. При обмерах все определяют визуально. В работе руководствуются только приказом № 37 Министерства экономики и развития, СНиПами не руководствуются. От подписания акта от ДД.ММ.ГГГГ отказался, т.к. не согласился с выводами комиссии.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно договорам аренды земельных участков № от № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» для индивидуального жилищного строительства переданы в аренду Рыбакову Е.А. земельные участки, расположенные по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес> (л.д.9-11, 64-66 т.1).
Разрешение на строительство №-ru№ выдано ДД.ММ.ГГГГ Рыбакову Е.А. для строительства индивидуального одноквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, определены следующие краткие проектные характеристики для строительства: жилой дом кирпичный с мансардой, общей площадью 15 кв.м., объемом 37,5 куб.м., количество этажей – 1, площадью застройки – 15 кв.м., высота 4 м., высота ограждения земельных участков – не более 1,8м. Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8 т.1).
Разрешение на строительство №-ru№ выдано ДД.ММ.ГГГГ Рыбакову Е.А. для строительства индивидуального одноквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, определены следующие краткие проектные характеристики для строительства: жилой дом кирпичный с мансардой, общей площадью 15 кв.м., объемом 37,5 куб.м., количество этажей – 1, площадью застройки – 15 кв.м., высота 4 м., высота ограждения земельных участков – не более 1,8м. Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63 т.1).
Из технического паспорта, составленному по состоянию на 12.09.2016г., на жилой дом, расположенный по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, следует, что назначением объекта является жилой дом, фактическое использование – по назначению, год постройки – 2016, общая площадь – 10,5 кв.м., жилая площадь – 10,5 кв.м., число этажей надземной части – 1, материал стен – каркасно-обшивные, водопровод, канализация, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, другие элементы благоустройства – отсутствуют, объект имеет электроснабжение (л.д.107-112 т.2).
Из технического паспорта, составленному по состоянию на 12.09.2016г., на жилой дом, расположенный по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, следует, что назначением объекта является жилой дом, фактическое использование – по назначению, год постройки – 2016, общая площадь – 10,6 кв.м., жилая площадь – 10,6 кв.м., число этажей надземной части – 1, материал стен – каркасно-обшивные, водопровод, канализация, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, другие элементы благоустройства – отсутствуют, объект имеет электроснабжение (л.д.113-117 т.2).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющих проведенную государственную регистрацию прав, от ДД.ММ.ГГГГ, Рыбакову Е.А. на праве собственности принадлежат: жилой дом с кадастровым номером № площадью 10,6 кв.м. по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>; жилой дом с кадастровым номером № площадью 10,5 кв.м. по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>. Основаниями для регистрации права собственности послужили договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5 т.1).
Согласно заявлениям Рыбакова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному главе МО «<адрес>» он просит предоставить в собственность земельный участок общей площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, находящийся по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, в соответствии с п.2 пп.6 ст.39.3 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, и земельный участок общей площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, находящийся по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, в соответствии с п.2 пп.6 ст.39.3 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства (л.д.4, 59 т.1).
Согласно акту обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе сотрудников администрации МО «<адрес>», инженера филиала «Удмуртэнерго» ПО ЮЭС Малопургинского РЭС, директора Малопургинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация», в присутствии Басова П.С., Рыбакова Е.А. провела осмотр земельных участков и объектов недвижимости, находящихся по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>. В ходе осмотра установлено, что на земельных участках расположены строения размерами 3х4м, стены брус сечением 150х150 по осям, без капитального фундамента на сваях, отопление в строениях отсутствует, также отсутствует теплоизоляция стен. Площадь строений не соответствует разрешениям на строительство, выданным МО «Баграш-Бигринское». В строениях отсутствуют условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, отсутствует вентиляция, отопление осуществляется при помощи теплогенератора, электроснабжение – при помощи бензинового генератора. На участках отсутствуют материалы строительства для ведения капитального строительства жилого дома, территория участков не огорожена. На всей поверхности земельного участка отсутствуют конструкции и признаки таковых, указывающих на организацию условий, обеспечивающих возможность круглогодичного проживания в доме. По результатам осмотра комиссия пришла к выводу, что здания на указанных земельных участках не соответствуют требованиям, установленным СНиП 31-02-2001 от ДД.ММ.ГГГГ «Дома жилые одноквартирные», площади зданий не соответствуют требованиям, установленным СНиП 31-02-2001 от ДД.ММ.ГГГГ «Дома жилые одноквартирные», решением Совета депутатов МО «Баграш-Бигринское» № ДД.ММ.ГГГГ от 28.11.2013г., разрешениям на строительство, выданным МО «Баграш-Бигринское» от ДД.ММ.ГГГГ №-ru№, 18-ru№ (л.д.17 т.2).
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» в лице Главы Колодкиной С.И. отказала Рыбакову Е.А. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:16:081001:358, находящегося по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, в собственность за плату в связи с тем, что площадь возведенного жилого дома противоречит разрешению на строительство, выданному администрацией МО «Баграш-Бигринское» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» в лице Главы Колодкиной С.И. отказала Рыбакову Е.А. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:16:081001:341, находящегося по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, в собственность за плату в связи с тем, что площадь возведенного жилого дома противоречит разрешению на строительство, выданному администрацией МО «Баграш-Бигринское» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67 т.1).
Согласно заключению эксперта АНО «Департамент судебных экспертиз» №-ДПР-17 от ДД.ММ.ГГГГ строения, находящиеся на земельных участках с кадастровым номером 18:16:081001:358 по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, и с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, не являются объектами капитального строительства, являются объектами недвижимости. Постройки, а также строительные конструкции, инженерные системы, находящиеся на указанных земельных участках не соответствуют требованиям СНиП, СанПиН, ГОСТ, иным нормативным актам, применяемым для зданий и сооружений жилого назначения по следующим признакам: не обеспечивается качество воздуха в нарушение требований СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (гл.IV, п.4.1, 4.7, 4.9), СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (п.4.3, 5.4, 7.2.1); не обеспечивается требуемая по нормам инсоляция помещений в нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите жилых и общественных зданий и территорий» (п.2.5), СанПиН 2.1.2.2645-10 (п.5.8); размеры и расположение световых проемов не обеспечивают нормируемый показатель коэффициента естественного освещения, что является нарушением п.5.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 и т.2 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение»; конструкция наружных ограждающих конструкций (стен) не обеспечивает требуемого значения индекса изоляции воздушного шума в нарушение требований гл.VI СанПиН 2.1.2.2645-10, п.7 т.2 СП 51.13330.2011 «Защита от шума», гл.1 СП 23-103-2003 «Проектирование звукоизолязции ограждающих конструкций»; нарушены требования к системам отопления, установленные гл.6 СП 60.13330.2012, и требования к использованию электроэнергии для отопления зданий, изложенные в п.6.1.5 СП 60.13330.2012; сопротивление теплопередаче наружных ограждающих конструкций ниже нормируемых по т.3 СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», что не позволяет выполнить требования СанПиН 2.1.2.2645-10 приложение 2; нарушены требования по гидроизоляции, пароизоляции и защите поверхностей строительных материалов и конструкций, предусмотренные СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия» (актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87); на внутренней поверхности наружных ограждающих конструкций прогнозируется образование конденсата, согласно выполненных расчетов, расчетная температура на внутренней поверхности ограждающих конструкций ниже нормируемой по таб.5 СП 50.13330.2012 – «температуры точки росы»; нарушены защитные меры безопасности Правил устройства электроустановок – издания 7-го (ПУЭ 7) – нет контура заземления, нет молниезащиты. Возведенные строения, находящиеся на вышеуказанных земельных участках создают угрозу жизни и здоровью граждан в случае проживания в них. Эксплуатация указанных строений в качестве подсобных помещений с соразмерной нагрузкой и разумным использованием (не следует использовать их для содержания скота и птицы, поскольку для этих помещений «Правилами застройки» регламентирован больший отступ от границ участка) безопасна. Строения, находящиеся на вышеуказанных земельных участках, не отвечают требованиям механической безопасности, предъявляемым к перекрытиям жилых зданий и требованиям безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, а именно: воздухообмен в помещениях не организован, требуемое качество воздуха не обеспечивается; водоснабжение отсутствует; инсоляция помещений не обеспечивается; не обеспечивается нормируемый показатель коэффициента естественного освещения; конструкция стен не обеспечивает требуемого значения индекса изоляции воздушного шума; в помещениях отсутствует система отопления, не обеспечивается требуемое сопротивление теплопередаче наружных ограждающих конструкций, не обеспечивается нормируемый перепад температуры внутренней поверхности ограждающих конструкций и внутреннего воздуха помещений; не обеспечивается пароизоляция и гидроизоляция конструкций; не завершены работы по электроснабжению. Таким образом, указанные строения не могут быть пригодными для проживания. На момент смотра и исследования назначение помещений не определено, людей в них нет, в связи с чем определить их класс функциональной пожарной опасности не представляется возможным (л.д.2-53 т.3).
Согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) гражданские права и обязанности, применительно к вопросам исполнения земельного законодательства, возникают у лица из актов государственных органов, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из договоров и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п.6 ч.1 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч.2 ст.39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства УР от 17.03.2015 № 100 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов» установлено, что цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков и составляет 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже земельных участков, на которых расположены объекты жилищного фонда собственникам указанных объектов.
В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Характеристики объекта индивидуального жилищного строительства приведены в ч.2 ст.16 ЖК РФ, согласно которой жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Кроме того, из содержания ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ) следует, что объектом индивидуального жилищного строительства может быть признан жилой дом, предназначенный для проживания только одной семьи.
В соответствии с разделом 2 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевой и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Рыбаков Е.А., обращаясь в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о понуждении заключить с ним договор купли-продажи земельных участков, находящихся у него в аренде, претендует на приобретение земельных участков в собственность по цене 5 процентов от кадастровой стоимости как собственник объектов, расположенных на указанных участках.
Однако содержание представленных Рыбаковым Е.А. технических паспортов не позволяет суду прийти к выводу, что спорные объекты имеют все необходимые признаки индивидуального жилого дома, перечисленные в ст.15, 16 ЖК РФ, ст.49 ГрК РФ. Из технических паспортов на объекты, расположенные по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, усматривается, что спорные объекты возведены из каркасно-обшивного материала; водопровод, канализация, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, другие элементы благоустройства отсутствуют, объекты имеют электроснабжение; строения представляют собой помещения с одной жилой комнатой, какие-либо помещения вспомогательного использования в доме отсутствуют, т.е. в доме отсутствуют помещения, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком помещении.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что указанные строения не соответствуют установленным санитарным и техническим правилам и нормам для индивидуальных жилых домов.
Данный вывод суда подтверждается также заключением судебной строительно-технической экспертизы, согласно которому строения, расположенные по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, создают угрозу жизни и здоровью граждан в случае проживания в них, и по своим техническим характеристикам не могут быть пригодными для проживания.
Поскольку принадлежащие Рыбакову Е.А. строения, расположенные на арендуемых земельных участках, не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым домам, как не имеющие необходимых условий для постоянного проживания в них, они не могут быть использованы в соответствии с их назначением, указанным в технических паспортах.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Право собственности Рыбакова Е.А. на объекты, расположенные по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, подлежит признанию отсутствующим, поскольку наличие зарегистрированного права собственности на объекты как на индивидуальные жилые дома и обращение собственника с требованием о предоставлении занимаемых объектами земельных участков в собственность, порождает у органа местного самоуправления обязанность по предоставлению земельных участков в собственность по льготным основаниям. Однако учитывая характеристики строений, расположенных по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, возможность приобретения земельных участков в собственность в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ исключена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Рыбакова Е.А. к администрации МО «<адрес>» не подлежат удовлетворению в полном объеме, а исковые требования администрации МО «<адрес>» к Рыбакову Е.А. о признании отсутствующим права собственности Рыбакова Е.А. на объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес> прекращением права собственности на данные объекты недвижимости подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Состав сведений об объекте недвижимости, подлежащих внесению в ГКН, определен статьей 7 Закона; к этим сведениям отнесено и назначение здания.
Учитывая, что спорные объекты в действительности индивидуальными жилыми домами не являются, они не могут быть поставлены на кадастровый учет как объекты индивидуального жилищного строительства. В связи с этим требования администрации о снятии с государственного кадастрового учета объектов, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес> подлежат удовлетворению.
При разрешении исковых требований администрации МО «<адрес>» к ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» о признании недействительными технических паспортов суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч.1, 4 ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства являлся единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на земельной участке и содержащим его описание.
С 1 января 2010 года до 1 января 2017 года единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства являлся кадастровый паспорт такого объекта.
Как следует из письменных пояснений Управления Росреестра по УР от ДД.ММ.ГГГГ право собственности Рыбакова Е.А. объекты недвижимости, расположенные по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании технического плана, изготовленного кадастровым инженером Филипповым М.Б. ДД.ММ.ГГГГ Филиппов М.Б. подал заявку на портале государственных услуг с приложением заявления о постановке на кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ (так в документе) и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о постановке на кадастровый учет объекта принято ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования администрации МО «<адрес>» о признании недействительными технических паспортов не подлежат удовлетворению, т.к. указанные технические паспорта не являются правоустанавливающими документами, признание их недействительными не влечет за собой юридических последствий, следовательно, не влечет за собой восстановление нарушенного, по мнению администрации, права.
Суд полагает необходимым отметить, что земельные участки, расположенные по адресу: УР, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, были предоставлены Рыбакову Е.А. в аренду с целевым использованием: под индивидуальное жилищное строительство. Из общего смысла вышеприведенных норм земельного законодательства следует, что гражданин, владеющий земельным участком для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе только после окончания строительства указанного в договоре объекта недвижимости, поскольку земельным законодательством не предусмотрено право на приобретение за плату земельного участка арендатором, имеющим на праве собственности объекты незавершенного строительства, либо строения, не соответствующие целевому назначению земельного участка. Такое ограничение прав арендаторов отвечает задачам стимулирования освоения земельных участков в соответствии с их целевым назначением: строительства жилья, а также целям защиты государственной и муниципальной собственности от злоупотреблений со стороны арендаторов. Следовательно, исходя из указанного, суд приходит к выводу, что Рыбаков Е.А. не лишен права в течение срока действия договоров аренды обратиться в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении ему в собственность спорных земельных участков по льготным основаниям после регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, соответствующие требованиям жилищного законодательства, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, пригодные для постоянного проживания, и возведенные на арендованных участках.
В связи с тем, что администрация МО «<адрес>» в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины, а решение состоялось в пользу администрации МО «<адрес>», то в соответствии со ст.98, 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с Рыбакова Е.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб. в доход муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования «<адрес>» к Рыбакову Е. А., ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности Рыбакова Е. А. на объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, с кадастровым номером № прекратив право собственности Рыбакова Е. А. на данный объект недвижимости.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике обязанность снять с государственного кадастрового учета объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, с кадастровым номером №.
Признать отсутствующим право собственности Рыбакова Е. А. на объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, с кадастровым номером №, прекратив право собственности Рыбакова Е. А. на данный объект недвижимости.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике обязанность снять с государственного кадастрового учета объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, с кадастровым номером №.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «<адрес>» к ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» о признании недействительными технических паспортов на строения, находящиеся по адресам: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес> – отказать.
В удовлетворении исковых требований Рыбакова Е. А. к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельных участков, расположенных по адресам: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, Удмуртская Республика, <адрес>, д.Чурашур, <адрес>, по цене пять процентов от кадастровой стоимости земельных участков в срок до 30 дней с момента вступления решения в законную силу, понуждении принять решение о предоставлении земельных участков, возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельных участков – отказать.
Взыскать с Рыбакова Е. А. в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики. Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.В. Ажгихина