Дело № 3а-263/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 4 сентября 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием представителя административного истца Катаева А.Г. – Варзаковой Л.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Катаева Анатолия Геннадьевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Катаев Анатолий Геннадьевич обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты капитального строительства нежилого назначения на нижних этажах, общей площадью 1522 кв. м, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в сумме 3896000 рублей 00 копеек по состоянию на 28 марта 2018 г.;
с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: стоянки легковых автомобилей на открытых площадках, общей площадью 2481 кв. м, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в сумме 2709000 рублей 00 копеек по состоянию на 28 марта 2018 г.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является собственником вышеназванных земельных участков. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером ** – 20362305,30 рублей (кадастровая стоимость определена по состоянию на 28 марта 2018 г.); с кадастровым номером ** – 7640363,55 рубля (кадастровая стоимость определена по состоянию на 28 марта 2018 г.).
Однако действительная рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером ** составляет 3896000 рублей, с кадастровым номером ** – 2 709000 рублей по состоянию на 28 марта 2018 г., о чем свидетельствуют отчёты об оценке № 30.1И/Н-18 от 23 мая 2018 г., № 30.2Н-18 от 28 апреля 2018 г.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности как собственника спорных земельных участков, поскольку это влечёт увеличение налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Катаева А.Г. – Варзакова Л.Б., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объёме.
Административный истец Катаев А.Г. участие в судебном заседании не принимал, представил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административный ответчик федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, извещённый о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, письменный отзыв на административный иск не представил.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края Филиппенко В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участие не принимал, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, извещённое о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, письменный отзыв на административный иск не представило.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Перми Жоголь Н.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участие не принимала, просила о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Поскольку в силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, явка в судебное заседание участвующих в деле лиц обязательной судом не признавалась, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Закон о государственной регистрации недвижимости) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются данным Федеральным законом.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, в том числе о кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учётом (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
Согласно пунктам 1, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 приведённого Кодекса).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьёй, является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с приведённой статьёй.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определённой методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьёй 24.19 приведённого Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что её устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Катаев А.Г. является собственником земельных участков с кадастровым номером ** и с кадастровым номером **, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22 апреля 2018 г. (л.д. 12 – 14, 16 – 20).
Административный истец как собственник земельных участков является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (статьи 388 – 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером ** – 20362305,30 рублей (кадастровая стоимость определена по состоянию на 28 марта 2018 г.); с кадастровым номером ** – 7640363,55 рубля (кадастровая стоимость определена по состоянию на 28 марта 2018 г.). Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости и реквизиты актов об утверждении кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 11, 15).
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, административный истец обратился в оценочную организацию.
Как следует из отчётов об оценке № 30.1И/Н-18 от 23 мая 2018 г., № 30.2/Н-18 от 28 апреля 2018 г., составленных оценщиком индивидуальным предпринимателем Ш. (л.д. 21 – 111, 112 – 186), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составляет 3896000 рублей, с кадастровым номером ** – 2 709000 рублей по состоянию на 28 марта 2018 г.
Оценщик ИП Ш., проводивший оценку, включён в реестр членов Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», номер в реестре 001306. Обязательная гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в СПАО «Ингосстрах».
Представленные отчёты об оценке № 30.1И/Н-18 и №30.2/Н-18 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а также стандартам и правилам оценочной деятельности ООО «Российское общество оценщиков».
Описание в отчётах об оценке объектов оценки даёт однозначное представление о них. В отчётах присутствует описание последовательности определения стоимости объектов оценки, выбор применённых оценщиком подходов и методов оценки. Как следует из отчётов, при оценке земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которых использовал метод сравнения продаж. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчётах.
В качестве объектов сравнения использованы данные о предложениях на продажу прав собственности на земельные участки, расположенные в городе Перми Пермского края, информация о которых получена из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Источники информации приложены к отчёту. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемых земельных участков. Согласно отчётам об оценке, аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объектов оценки, оценщиком применены корректировки на торг, на площадь, на местоположение.
Суд считает, что при подготовке отчётов использована информация, отвечающая требования достаточности и достоверности.
Статьёй 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости объектов или несоответствия представленных административным истцом отчётов требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
С учётом изложенного, заявленное Катаевым А.Г. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **, ** следует установить равной их рыночной стоимости, определённой на основании отчётов об оценке рыночной стоимости земельных участков № 30.1И/Н-18 от 23 мая 2018 г., № 30.2/Н-18 от 28 апреля 2018 г., то есть в размерах 3896000, 00 рублей и 2709000, 00 рублей по состоянию на 28 марта 2018 г.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата его обращения с административным исковым заявлением в суд либо дата обращения физического лица в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если оно обращалось в такую комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что Катаев А.Г. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и установлении его рыночной стоимости в соответствующую комиссию при Управлении Росреестра по Пермскому краю не обращался.
Таким образом, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, ** в размере их рыночной стоимости следует считать дату обращения Катаева А.Г. в суд, то есть 21 июля 2018 г.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Катаева Анатолия Геннадьевича, поданное 21 июля 2018 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты капитального строительства нежилого назначения на нижних этажах, общей площадью 1522 кв. м, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в сумме 3896000 (три миллиона восемьсот девяносто шесть тысяч) рублей 00 копеек по состоянию на 28 марта 2018 г.;
с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: стоянки легковых автомобилей на открытых площадках, общей площадью 2481 кв. м, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной стоимости в сумме 2709000 (два миллиона семьсот девять тысяч) рублей 00 копеек по состоянию на 28 марта 2018 г.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков согласно статье 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 10 сентября 2018 г.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - подпись -