УИД 74RS0003-01-2022-007509-06
Дело № 88-16661/2023
мотивированное определение
изготовлено 04 октября 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 28 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Зеленовой Е.Ф., Карповой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-317/2023 по иску прокурора Челябинской области, действующего в интересах Стоноженко Владимира Владимировича, к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании права на присвоение звания «Ветеран боевых действий» и выдаче соответствующего удостоверения,
по кассационной жалобе Стоноженко Владимира Владимировича, по кассационному представлению прокурора Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Стоноженко В.В. - Стоноженко А.В., пояснения прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю., поддержавшего доводы кассационного представления и кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Челябинской области, действующий в интересах Стоноженко В.В., обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) о признании права на присвоение звания «Ветеран боевых действий», выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года Стоноженко В.В. направлялся в командировку в Чеченскую Республику, где непосредственно выполнял обязанности по восстановлению конституционного порядка, обеспечению государственной безопасности, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждено справкой руководителя группы управления оперативного штаба МВД России, в связи с чем, имеет право на получение статуса ветерана боевых действий и соответствующего удостоверения. Стоноженко В.В. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако ему отказано по причине отсутствия в ГУ МВД России по Челябинской области сведений о направлении заявителя в служебную командировку на территорию Северо-Кавказкого региона, отсутствия приказа командира воинской части, начальника штаба, оперативной и иной группы, подтверждающего период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта. Отказ в выдаче Стоноженко В.В. удостоверения «Ветеран боевых действий» является неправомерным и нарушает его право на меры социальной поддержки, гарантированные Законом.
Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 24 января 2023 года за Стоноженко В.В. признано право на присвоение звания «Ветеран боевых действий» с выдачей соответствующего удостоверения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 мая 2023 года решение Центрального районного суда г.Челябинска от 24 января 2023 года отменено; в удовлетворении исковых требований прокурора Челябинской области, действующего в интересах Стоноженко В.В., отказано.
В кассационной жалобе Стоноженко В.В. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на то, что в период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года находился в служебной командировке на территории Чеченской Республики, в районе вооружённого конфликта принимал участие в боевых действиях. Отсутствие соответствующих документов в подразделениях органа внутренних дел не может ставиться ему в вину и нарушать его право на присвоение звания «Ветеран боевых действий».
В кассационном представлении прокурор Челябинской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на то, что представленными в материалы дела документами подтверждается факт выполнения истцом обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики в период с 1995 по 1996 годы, его участия в боевых действиях. В обоснование доводов о наличии у Стоноженко В.В. права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий» ссылается на письмо Департамента государственной службы и кадров МВД России от 20 июня 2022 года, в котором указано, что копия справки Главного управления оперативного штаба МВД России о нахождении в служебной командировке, выписка из приказа Южно-Уральского УВД на транспорте МВД России от 14 февраля 1996 года №37 «О выплате единовременного пособия сотрудникам ЮУ УВДТ МВД России» могут служить основанием для признания ветераном боевых действий.
Истец Стоноженко В.В., представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области, представитель третьего лица МВД России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем, на основании статей 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Стоноженко В.В. проходил службу в Линейном отделе внутренних дел на станции Карталы Южно-Уральского управления внутренних дел на транспорте с 28 сентября 1993 года по 15 января 1997 года.
В послужном списке отражены сведения о том, что Стоноженко В.В. с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республике, принимал участие в боевых действиях.
В справке, подписанной руководителем Группы управления оперативного штаба МВД России, указано, что Стоноженко В.В. в период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года находился в служебной командировке в составе группы управления оперативного штаба МВД России, Временного Федерального органа внутренних дел в Чеченской Республике, непосредственно выполнял обязанности по восстановлению конституционного порядка, обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, в связи с чем на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательными актами и нормативными документами, регламентирующими несение службы в зоне вооруженного конфликта и участие в боевых действиях.
В выписке из приказа №37 от 14 февраля 1996 года указано, что Стоноженко В.В. на период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года был увеличен должностной оклад на 50% за сложность, напряженность и специальный режим работы.
В письме ГУ МВД России по Челябинской области №13/б/н от 14 марта 2022 года Стоноженко В.В. отказано в удовлетворении его заявления о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» по причине отсутствия документов, предусмотренных Порядком выдачи удостоверений ветеран боевых действий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», приказом МВД России от 07 мая 2004 года № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России», оценив представленные в материалы дела доказательства, установил факт выполнения Стоноженко В.В. обязанностей военной службы на территории Чеченской республики с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года – в период, который отнесен законодателем к периоду боевых действий, имевших место на территории этой страны.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», постановление Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 76 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказ МВД России от 07 мая 2004 года № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России», исходил из того, что факт участия истца в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден, при этом сам по себе факт нахождения Стоноженко В.В. на территории Чеченской Республики и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года не может являться основанием для установления факта участия истца в боевых действиях и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий».
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции постановлены с нарушением норм процессуального права.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного Закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III этого Перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 вышеуказанной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 мая 2004 года № 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.2 данной Инструкции к подтверждающим документам для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, являются: выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
Указанная Инструкция утратила силу 03 января 2021 года в связи с изданием приказа МВД России от 27 ноября 2020 года № 808 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации».
Пунктом 8.1. Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2020 года № 808, предусмотрено, что для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов руководителей (начальников), записи в трудовых книжках или сведения о трудовой деятельности, архивные справки, подтверждающие даты или периоды выполнения указанных задач, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы, работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников, работников в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России.
Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Из содержания положений статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как предусмотрено положениями части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 2 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверяя наличие оснований для присвоения Стоноженко В.В. звания «Ветеран боевых действий», суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что факт участия истца в боевых действиях должен быть подтвержден документами, указанными в вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
В целях установления юридически значимых обстоятельств суд апелляционной инстанции истребовал в Министерстве внутренних дел Российской Федерации сведения о формировании и направлении в зону вооруженного конфликта (Чеченская Республика) сводного отряда ЛУ МВД России на транспорте в период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года, копию приказа о выплате по итогам командировки денежного довольствия лицам, направленным в зону вооруженного конфликта (Чеченская Республика).
Однако, не дождавшись соответствующего ответа, тогда как от истребуемых сведений зависело всестороннее и правильное рассмотрение дела, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Стоноженко В.В., указав в обоснование мотивов принятого решения на отсутствие в материалах дела достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции переоценил доказательства, представленные в суд первой инстанции, при этом никаких новых доказательств и обстоятельств дела судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции не приняты меры к всестороннему и полному рассмотрению дела, что противоречит основным принципам осуществления правосудия в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционное определение, содержащее новое решение по существу спора, не может быть признано отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности решения суда.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 мая 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Челябинский областной суд.
Председательствующий
Судьи