Дело № 5-137/2020
УИД 44RS0006-01-2020-000615-04
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2020 г. гор. Галич
Судья Галичского районного суда Костромской области Лыткина А.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Волкова Александра Викторовича,
установил:
<дата> участковый уполномоченный полиции МО МВД России «Галичский» П возбудил в отношении ВолковаАлександра Викторовича дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, и назначил проведение по делу административного расследования.
Как следует из данного определения, <дата> около 20 часов 00 минут возле <адрес> между С и Волковым А.В. произошёл конфликт, в ходе которого последний стал беспричинно избивать С, нанося удары по лицу и телу. От полученных ударов С испытал физическую боль, после чего убежал в сторону дома.
По результатам административного расследования, которое определением от <дата> продлевалось, УУП МО МВД России «Галичский» П <дата> составил в отношении Волкова А.В. протокол ..... об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ - нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как видно из данного протокола, <дата> в 20 часов 00 минут Волков А.В., находясь у <адрес>, в ходе возникшего межличностного конфликта с гражданином С, взяв лежащие на земле кирпичи, стал кидать их в С, при этом попал в правую бровь последнего. С испытал физическую боль и страдания. Подбежав к Волкову А.В., С выбил кирпич из рук Волкова А.В. и повалил его на землю. В момент падения оба ударились об угол расположенного рядом парника. Согласно заключению эксперта ..... у С имелись телесные повреждения: ссадины лица, правого предплечья, туловища. Данные повреждения вреда здоровью не причинили, так как не повлекли кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты общей трудоспособности. В ходе проведённой проверки объективные данные о наличии в действиях Волкова А.В. состава преступления, предусмотренного ст. 1165 УК РФ, не выявлены.
Определением врио. зам. начальника МО МВД России «Галичский» с от <дата> названный протокол об административном правонарушении <дата> направили для рассмотрения в <адрес>.
Определением Галичского районного суда от <дата> протокол ..... от <дата> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Волкова Александра Викторовича возвращён в МО МВД России «Галичский» для устранения недостатков.
<дата> в Галичский районный суд <адрес> вновь поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении Волкова Александра Викторовича.
Изучив указанный протокол об административном правонарушении и материалы, к нему прилагаемые, прихожу к следующему:
Как следует из п.3 и п.5 ст.29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Исходя из содержания статьи 29.4 КоАП РФ, а также пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, в частности, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из обстоятельств дела, в силу положений ст.25.2 КоАП РФ С является потерпевшим по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Волкова А.В. по ст.6.1.1 КоАП РФ.
В представленном протоколе об административном правонарушении сведения о потерпевшем, которому в результате неправомерных действий Волкова А.В. была причинена физическая боль, отсутствуют.
Отсутствие указанных сведений противоречит требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В материалах дела отсутствуют сведения о вручении потерпевшему С копии протокола об административном правонарушении.
Кроме того, согласно ч.3.1 и ч.5.2 ст.28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
В представленных суду материалах дела об административном правонарушении также отсутствуют сведения о направлении потерпевшему С копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копии определения о продлении срока административного расследования.
Отсутствие названных выше сведений лишает суд возможности проверить обоснованность предъявленного Волкову А.В. обвинения в совершении административного правонарушения и принять правильное решение по делу.
Помимо этого, исходя из положений ч.2 ст.28.8 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест либо административное выдворение, передаётся на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ установлен сокращённый срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу ч.3 ст.25 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. № 1125-О, от 29 сентября 2015 г. № 1902-О, ч.3 ст.25.1 КоАП РФ создаёт для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция изложена в п.24.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», из которого следует, что дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведётся производство по такому делу.
Таким образом, стадия подготовки к рассмотрению дела и рассмотрение по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде административного ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечёт за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Между тем, Волков А.В. для рассмотрения протокола об административном правонарушении в суд не доставлен.
Отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, нарушает его право на защиту. Кроме того, названное нарушение закона лишает суд возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах считаю, что протокол об административном правонарушении составлен неправильно. Кроме того, имеет место неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Как следует из п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Таким образом, прихожу к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении с материалами, к нему прилагаемыми, в отношении Волкова А.В. в МО МВД России «Галичский» для устранения недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.23.1, ст.28.2, ч.3.1, ч.5.2 ст.28.7, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,
определил:
Возвратить Межмуниципальному отделу МВД России «Галичский» протокол об административном правонарушении ..... от <дата> с материалами, к нему прилагаемыми, в отношении Волкова Александра Викторовича для устранения недостатков.
Судья А.Н. Лыткина