44OS0000-01-2020-000379-85
Дело № 3а-462/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года, город Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Держава» к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Держава» обратилось в суд с указанным административным иском к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 440,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 15 979 171,91 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 454,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 16 475 802,26 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 422,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 15 312 164,74 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 360,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 13 068 265,6 руб.
Однако согласно отчету № 184/2019, выполненному оценщиком ИП Соболевой О.А., рыночная стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 01 марта 2016 года соответственно составляет 7 900 000 руб., 8 200 000 руб., 4 000 000 руб., 8 200 000 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Просят установить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области.
В судебном заседании представитель ООО «Держава» по доверенности Угольникова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Костромской области по доверенности Бабинцева Е.А. вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований, связанных с заявленным размером рыночной стоимости объектов недвижимости, не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО «Держава» на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства:
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 440,8 кв.м, назначение: нежилое расположенное по адресу: <адрес>
- нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 454,5 кв.м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: <адрес>
- нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 422,4 кв.м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 360,5 кв.м, назначение: нежилое, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объектов капитального строительства определена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 15 979 171,91 руб., 16 475 802,26 руб., 15 312 164,74 руб. и 13 068 265,6 руб. соответственно /л.д. 6-13/.
В силу положений статей 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество.
Согласно пункту 2 статьи 375, статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27 декабря 2018 года № 120-од, налоговая база по принадлежащему административному истцу объекту недвижимости определяется как его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости влияют на объём налоговых обязательств административного истца, а, следовательно, затрагивают его права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет № 184/2019, выполненный оценщиком ИП Соболевой О.А. /л.д. 43-226/.
В отчете рыночная стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 7 900 000 руб., 8 200 000 руб., 4 000 000 руб. и 8 200 000 руб. соответственно.
Оценщик определил рыночную стоимость объектов капитального строительства с использованием сравнительного и доходного подходов (весовые коэффициенты по 0,5), отказавшись от применения затратного подхода.
При этом при использовании сравнительного подхода (метод сравнения продаж) оценщиком проведен анализ рынка предложений, путем сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те из них, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.
Рассчитывая стоимость объектов оценки доходным подходом (метод капитализации) оценщик в соответствии со сведениями об объектах-аналогах и корректировками по ряду ценобразующих факторов рассчитал среднюю арендную ставку, исходя из которой в последующем установил чистый операционный доход и стоимость объекта недвижимости.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Русское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Поскольку административный истец обращался с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области, датой подачи заявления следует считать дату такого обращения – 09 июня 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 440,8 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 7 900 000 (Семь миллионов девятьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером № площадью 454,5 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 8 200 000 (Восемь миллионов двести тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 422,4 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> 1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 4 000 000 руб. (Четыре миллиона) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 360,5 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 8 200 000 (Восемь миллионов двести тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 09 июня 2020 года.
На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Председательствующий Р.Н. Колесов
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2020 года.