Дело № 2-2848/2023 УИД 23RS0050-01-2023-003127-21
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 30 октября 2023 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре судебного заседания Немченко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО Темрюкский район к ФИО1 о запрете эксплуатации объекта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Темрюкский район обратилась в суд с иском, в котором просит запретить ФИО1 и иным лицам эксплуатировать двухэтажный объект с чердачным помещением, либо мансардным этажом, <адрес> с «индивидуальное жилищное строительство» на «гостиничное обслуживание», и объекта недвижимости, в установленном законом порядке, в соответствии с фактическим использованием.
В обоснование своих требований истец указал, что по результатам работы межведомственной рабочей группы по проведению анализа соблюдения градостроительного законодательства на территории муниципального образования <адрес>, в Управление муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> (далее - Управление) поступила информация о несоответствии целевого использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>.
В связи с изложенными обстоятельствами, администрация МО Темрюкский район вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца - администрации МО Темрюкский район, в судебное заседание не явился, в поступившем в суд заявлении, представитель Пивень А.И. просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя истца и удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Ответчик Опарина Л.Ю., будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причинах её неявки суду неизвестно.
В связи с неявкой ответчика, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные администрацией МО Темрюкский район, подлежат удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, по результатам работы межведомственной рабочей группы по проведению анализа соблюдения градостроительного законодательства на территории муниципального образования <адрес>
<адрес>
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), с ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику Опариной Л.Ю. Сведения о расположенных в границах земельного участка объектах в ЕГРН отсутствуют.
В ходе наблюдения было установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка площадью 1155 кв.м., с видом разрешенного использования «индивидуальное жилое строительство», категория земель - земли населенных пунктов, возведен двухэтажный объект с чердачным помещением, либо мансардным этажом, обладающий признаками объекта гостиничного типа, состоящий из отдельных помещений, имеющих самостоятельные входы/выходы. На территории земельного участка складированы строительные материалы, территория земельного участка не огорожена. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления проведен визуальный осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе которого установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка расположен двухэтажный объект с чердачным помещением, либо мансардным этажом, обладающий признаками объекта гостиничного типа, состоящий из отдельных помещений, имеющих самостоятельные входы/выходы. На момент проведения осмотра в пределах указанного объекта находились отдыхающие граждане. При этом, в информационно-телекоммуникационной сети «<адрес>
<адрес> Совета муниципального образования <адрес> VII созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, рассматриваемый земельный участок расположен в проектируемой жилой застройки «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) допустимо размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных хозяйственных построек, исходя из чего следует вывод о нецелевом использовании собственником земельного участка в связи с эксплуатацией в его границах трёхэтажного объекта капитального строительства (материал наружных стен деревянный), обладающего признаками объекта, предназначенного для оказания коммерческих услуг по проживанию в нем отдыхающих граждан в летний период.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412, размещение туристических гостиниц, домов отдыха, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них предусмотрено видом разрешенного использования «гостиничное обслуживание». Данный вид разрешенного использования согласно действующим ПЗЗ отнесен к основным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, вследствие чего, для его установления необходимо исключительно обращение собственника земельного участка в управление Росреестра в заявительном порядке для внесения соответствующих изменений в существующий вид разрешенного использования.
В свою очередь, в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования. Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка, считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу ст. 260 ГК РФ, ст. 42, ст. 40 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
С учетом положений ч. 12 ст. 70 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», положения которой изменены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 404-ФЗ «О внесении изменений в ст. 70 ФЗ-218 и ст. 16 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», собственник земельного участка имеет правовую возможность регистрации права собственности на жилой дом в границах земельного участка, имеющего вид разрешенного использования ИЖС, ЛПХ, в упрощенном порядке, предоставив в регистрационный орган технический план в отношении созданного объекта капитального строительства, без необходимости получения разрешительной документации до их возведения. На строительство зданий, строений вспомогательного назначения разрешительная документация не требуется. Однако вышеуказанные положения закона не распространяются на объекты коммерческого назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 49, статьями 48, 55, 55.24 ГрК РФ, п. 2 ст. 16 ЖК РФ, принимая во внимание утверждённые Правила землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения, а также различия в понятиях «жилой дом» и «нежилое здание», а также учитывая, что здание капитального строительства введено в эксплуатацию не в установленном порядке, предусмотренном ст.ст. 51, 55 ГрК РФ, при отсутствии заключений уполномоченных государственных органов, подтверждающих соответствие градостроительным, противопожарным норам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, иными обязательными нормами и правилами, выданным техническим условиям на подключение к сетям инженерного обеспечения, свидетельствующими об отсутствии нарушений прав и законных интересов других лиц, следует вывод об отсутствии законной возможности эксплуатации объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, и предназначенного для оказания услуг по проживанию отдыхающих граждан в летний период, то данный объект может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.
В рассматриваемой ситуации указанные услуги оказываются ответчиком без учета требований безопасности в местах массового нахождения людей (требования действующего законодательства о наличии разрешения на строительство и утвержденной проектной документации, выданной до начала строительства и согласованной с контрольно-надзорными органами, в том числе: органами МЧС (пожарная охрана) и т.д., органами экологического контроля - объект находится в особо охраняемой зоне курорта; требования о наличии комплекса систем сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.
Соблюдение всех указанных требований возможно только на объектах капитального строительства, возведенных с целью извлечения прибыли из легального использования объекта коммерческого назначения, с получением до начала строительства объекта всех необходимых разрешений и согласований, и прошедших процедуру государственной регистрации права собственности на вновь возведённый объект коммерческого назначения.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.
Советом Новотаманского сельского поселения <адрес> принято решение Совета Новатаманского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога на территории Новотаманского сельского поселения <адрес>», налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка. Исходя из чего, в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлена налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, а в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, установлена налоговая ставка 1,5%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Деятельность в области предоставления услуг по временному проживанию граждан регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Так, туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N422-03 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим) и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Средство размещения - это имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.
Таким образом, эксплуатация объекта капитального строения в качестве средства размещения граждан, возможна только после оформления двухэтажного объекта с чердачным помещением, либо мансардным этажом, обладающего признаками объекта, предназначенного для оказания коммерческих услуг по проживанию в нем отдыхающих граждан в летний период, в установленном законом порядке назначение - нежилое, наименование - дом отдыха и перевода земельного участка на «туристическое обслуживание».
В связи с этим, суд находит требования Администрации законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации МО Темрюкский район к ФИО1 о запрете эксплуатации объекта – удовлетворить.
Запретить ФИО1 и иным лицам эксплуатировать двухэтажный объект с чердачным помещением, либо мансардным этажом, обладающий признаками объекта гостиничного типа, состоящий из отдельных помещений, имеющих самостоятельные входы/выходы, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 23<адрес> «индивидуальное жилищное строительство» на «гостиничное обслуживание», и объекта недвижимости, в установленном законом порядке, в соответствии с фактическим использованием.
Ответчик вправе подать в Темрюкский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: С.А. Назаренко