Решение по делу № 33-1643/2021 от 26.04.2021

Судья Солодухина Н.Н.

46RS0006-01-2020-003217-05                    Дело № 33-1643 – 2021 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 27 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе

председательствующего     Апалькова А.М.,

судей                Черниковой Е.Н. и Клевцовой Г.П.,

с участием помощника судьи Шестопаловой Г.Ю.,

при секретаре             Понариной Т.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело

        по иску Железногорского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО17 к администрации города Железногорска Курской области, администрации Курской области, Комитету строительства Курской области об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры,

поступившее с апелляционной жалобой ответчика Администрации города Железногорска Курской области на решение Железногорского городского суда Курской области от 18 февраля 2021 года, которым постановлено:

        «Иск Железногорского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних ФИО18 ФИО19, ФИО3, ФИО4 к администрации <адрес> об обязании обеспечить земешльный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры удовлетворить.

        Обязать администрацию <адрес> в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в районе границы с <адрес>ю и автодороги <адрес>, объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), и объектами дорожной инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку).

        В иске Железногорскому межрайонному прокурору в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, к администрации <адрес> и Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, отказать.

Заслушав доклад судьи Апалькова А.М., объяснения представителя истца прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО13, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

                  у с т а н о в и л а:

        Железногорский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетних ФИО20 к администрации <адрес>, администрации <адрес>, Комитету строительства <адрес> об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, указав, что Железногорской межрайонной прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры <адрес>, а также по поступившему обращению Кошелевой О.А. проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям органами местного самоуправления <адрес>. Установлено, что постановлением администрации <адрес> от 25.12.2019 года многодетной семье Кошелевой О.А. бесплатно предоставлен в общую долевую собственность земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 880 кв.м., с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства с местоположением: <адрес> с <адрес>ю и автодороги <адрес> актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Государственная регистрация права собственности семьи Кошелевой О.А. на указанный земельный участок осуществлена 10.02.2020 года, что подтверждается выписками из ЕГРН. Предоставленный земельный участок не был обеспечен водоотведением, водо - электро и газоснабжением, дорожной инфраструктурой. На обеспечение участка объектами инфраструктуры финансирование в бюджете МО «г.Железногорск» в период 2019-2020 г.г. не предусмотрено, на момент настоящей проверки земельный участок также не обеспечен инженерной и дорожной инфраструктурой, что свидетельствует о невозможности использования земельного участка по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, обязанность МО «г.Железногорск» по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, должна быть выполнена МО «г.Железногорск» в порядке решения вопросов местного значения городского округа, круг которых определен федеральным законодательством и Уставом МО «г.Железногорск». До настоящего времени администрацией г.Железногорска не приняты меры по подключению указанного земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой земельного участка, предоставленного в собственность многодетной семье Кошелевой О.А., что нарушает права несовершеннолетних ФИО21 на обеспечение жильем и коммунальными услугами.

        Прокурор просил обязать администрацию <адрес> в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>ю и автодороги <адрес>, объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), и объектами дорожной инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку).

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству ответчика - администрации г.Железногорска Курской области в качестве соответчиков были привлечены администрация Курской области, Комитет строительства Курской области, и в качестве третьих лиц АО «Газпром газораспределение Курск», МУП «Горводоканал», ПАО «МРСК Центра- «Курскэнерго».

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Железногорска Курской области просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требования к администрации г. Железногорска Курской области.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Разрешая спор, суд правильно применил нормы права, регулирующие данные отношения.

Так, в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации

                Законом Курской области от 21.09.2011 г. №74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Курской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

В целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность.

Согласно Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9.09.2013 г. № 372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В соответствии с п.п.4,5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

        Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, постановлением администрации <адрес> от 25.12. 2019 г. семье ФИО7 О.А., имеющей статус многодетной, предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 880 кв.м., с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства с местоположением: <адрес>.

        При этом, судом установлено, что с момента предоставления многодетной семье Кошелевой О.А. указанного земельного участка для строительства на нем жилого дома (предоставлен 25 декабря 2019 г., принят по акту приема-передачи 31 декабря 2019 г.) и до даты обращения прокурора с указанным иском (24 декабря 2020 г.) земельный участок не обеспечен необходимой, применительно к условиям населенного пункта г. Железногорска Курской области, инженерной инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением), а также дорожной инфраструктурой (подъездные пути к земельному участку), в связи с чем, семья Кошелевой О.А. лишена возможности осуществления индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Проанализировав вышеуказанные положения закона, направленные на обеспечение льготного порядка предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, суд первой инстанции пришел выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и исходил из того, что организация электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения администрации г. Железногорска Курской области, в связи с чем земельные участки многодетным семьям необходимо выделять с учетом существующей обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве таких объектов и сроков их строительства.

Вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 г. № 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Вместе с тем, как указано Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса).

Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Таким образом, поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Следовательно, обоснованно установив незаконное бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неразрешении вопросов местного значения, суд правомерно обязал ответчика – администрацию г. Железногорска Курской области устранить допущенное нарушение прав семьи Кошелевой О.А., включая несовершеннолетних детей.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что обязанности по обеспечению земельного участка семье Кошелевой О.А. объектами инженерной и дорожной инфраструктуры должны быть возложены на администрацию Курской области, а не на администрацию г. Железногорска Курской области.

При этом отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и дорожной деятельности, и отсутствие финансовой помощи со стороны бюджета Курской области, не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Обоснованно были не приняты во внимание доводы администрации г. Железногорска Курской области, приведенные также в апелляционной жалобе, о том, что срок для обеспечения земельного участка объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, который просит установить прокурор, является недостаточным.

Как установлено в судебном заседании, выделяя земельный участок многодетной семье Кошелевой О.А. 25 декабря 2019 г., администрации г. Железногорска Курской области было известно об обязанностях, которые возложены на орган местного самоуправления по обеспечению земельного участка объектами инженерной инфраструктуры и объектами дорожной инфраструктуры. Вместе с тем, какие-либо меры ответчиком не предпринимались.

Кроме того, в случае невозможности выполнения обязанностей в срок, установленный решением суда, администрация г. Железногорска Курской области не лишена права обратиться в суд с заявлением, в порядке, установленном ст. 203 ГПК РФ, об отсрочке исполнения решения суда.

        Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о разумности предоставленного ответчику администрации г. Железногорска Курской области срока - в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанный выше земельный участок объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), и объектами дорожной инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку).

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

    Решение Железногорского городского суда Курской области от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации г. Железногорска Курской области - без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

33-1643/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Железногорский межрайонный прокурор Курской области в защиту несовершеннолетних: Кошелева Андрея Александровича, Кошелева Артура Григорьевича, Исраиляна Арсения Григорьевича, Исраилян Арины Григорьевны
Ответчики
Комитет строительства Курской области
Администрация Курской области
Администрация города Железногорска Курской области
Другие
АО Газпром газораспределение Курск
Кошелева Ольга Анатольевна
Филиал ПАО МРСК Центра - Курскэнерго
МУП Горводоканал
Суд
Курский областной суд
Судья
Апальков Александр Михайлович
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
04.05.2021Передача дела судье
27.05.2021Судебное заседание
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее