Дело № 2а-113/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Пономаревка 17 февраля 2021 года
Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе судьи Щепиной О.В., при секретаре Юрковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области к Чернецову А.В. о взыскании транспортного налога с физических лиц, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, восстановлении пропущенного процессуального срока,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области обратилась с вышеуказанным административным иском к административному ответчику Чернецову А.В.
В обоснование административного иска указано, что Чернецов А.В. состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области. Налоговым органом Чернецову А.В. были направлены почтой налоговые уведомления от 23 июня 2018 года ..., от 22 августа 2019 года ... о необходимости уплаты исчисленного налога. В установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени. В отношении Чернецова А.В. выставлены требования от 25 января 2019 года ..., от 26 июня 2020 года ... об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности и сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила, возражения относительно требования об уплате налога и пени от налогоплательщика не поступали. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании недоимки обусловлен технической проблемой в ходе администрирования налогоплательщика в автоматизированной информационной системе «АИС НАЛОГ-3».
Просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Чернецова А.В. транспортный налог с физических лиц в размере 38 137 руб. и пени в размере 979,48 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 186 руб. и пени в размере 4,77 руб., на общую сумму 39 307,25 руб.
Административный истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела от него не поступало.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка лиц в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно данным представленным налоговой инспекцией Чернецов А.В. имеет в собственности транспортное средство ..., государственный регистрационный номер ... и земельный участок с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ....
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области Чернецову А.В. было направлено самое раннее требование о взыскании задолженности за 2018 год по транспортному (38137 руб.) и земельному (186 руб.) налогу от 25 января 2019 года ... в сумме 38 323,00 руб. и пени в сумме 510,65 рублей со сроком уплаты до 18 марта 2019 года
Так же, административному ответчику было направлено требование от 26 июня 2020 года о взыскании задолженности (пени) по транспортному и земельному налогу в сумме 984,25 руб. со сроком уплаты до 16 ноября 2020 года
Учитывая, что срок уплаты в первоначальном требовании установлен до 18 марта 2019 года, следовательно, шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании транспортного и земельного налога за 2018 года, истекает 18 сентября 2019 года.
Вместе с тем, Межрайонная ИФНС России № 1 по Оренбургской области обратилась к мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Чернецова А.В. недоимки и пени по налогам по вышеуказанному требованию лишь 01 декабря 2020 года, то есть за пределами установленного законом срока.
Определением мирового судьи судебного в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области от 03 декабря 2020 года в принятии заявления отказано, по тем основаниям, что требование не является бесспорным.
Согласно ч. 6 ст. 286 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Доводы о том, что причиной пропуска шестимесячного срока явилась техническая проблема в ходе администрирования налогоплательщика в автоматизированной информационной системе «АИС НАЛОГ-3», не может быть признаны судом в качестве уважительной причины.
Учитывая изложенное, ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Административный иск налогового органа в части взыскания пени по транспортному и земельному налогу, указанные в требовании от 26 июня 2020 года ... в сумме 984,25 руб. со сроком уплаты до 16 ноября 2020 года, удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что инспекцией пропущен срок по взысканию недоимки по транспортному и земельному налогу, из суммы которых начислена данная пеня.
Руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области к Чернецову А.В. о взыскании транспортного и земельного налога с физических лиц, пени, восстановлении пропущенного процессуального срока, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Пономаревский районный суд, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Щепина
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2021 года.
Судья О.В. Щепина