Решение по делу № 2а-889/2018 от 19.09.2018

Дело № 2а-889/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гагарин                                                                 22 октября 2018 года

       Гагаринский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Гайдук Н.С., при секретаре Гаврилиной Н.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области к Сокрутницкому А. В. о взыскании в доход бюджета суммы налога и пени за несвоевременную уплату,

установил:

         Межрайонная ИФНС России №2 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к Сокрутницкому А.В. о взыскании налога на имущество за 2016 год в сумме 8 432 рублей 00 копеек и пени в размере 11 рублей 59 копеек, указав, что административный ответчик не выполнил в срок установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей, в связи с чем ему были начислены пени, оплата которых до настоящего времени административным ответчиком не произведена. При этом административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Сокрутницкому А.В., обосновывая его большой загруженностью инспекции.

         Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился, просил о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме (л.д.53,62,63).

        Административный ответчик в возражениях на административное исковое заявление указал, что с доводами административного искового заявления не согласен, и считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером с инвентаризационной стоимостью 421 595 рублей снесено в 2005 году и исключено из Единого государственного реестра. Также указывает на пропуск срока административным истцом на подачу административного иска в суд, так как срок исполнения по требованию установлен до 06.02.2018 года, и срок подачи иска в суд истек 06.08.2018 года, при этом административное исковое заявление датировано 07.09.2018 года. Просил о рассмотрении дела без его участия (л.д.55-56,61).

       Исследовав все письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

       В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

       В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

       Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

       Абзацем 1 п.1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

        Согласно главы 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц» (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 №320-ФЗ, действующей на дату начисления налога) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

        Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2 ст.409 НК РФ).

        Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (пункт 1 статьи 72 НК РФ).

        В силу п.п. 3, 4 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

       Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

       В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

       Из материалов дела следует, что Сокрутницкому А.В. направлено налоговое уведомление от 23.08.2017 года об уплате налоговых платежей в срок не позднее 01.12.2017 года (л.д.40-43). В связи с неуплатой в установленный законом срок соответствующих налоговых платежей, в силу ст.69 НК РФ, налогоплательщику направлено требование от                         07.12.2017 года об уплате в срок до 06 февраля 2018 года налога на имущество в сумме 8 432 рубля 00 копеек, пени за его несвоевременную уплату в сумме 11 рублей 59 копеек (л.д.39).

       Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

       Однако, указанные выше требования административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 47 в МО «Темкинский район» Смоленской области о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с административного ответчика суммы налога и пени. 28 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка № 47 в МО «Темкинский район» Смоленской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника Сокрутницкого А.В. в доход бюджета суммы налога и пени, а также госпошлины, но 10 мая 2018 года судебный приказ о взыскании с Сокрутницкого А.В. налогов и пени отменен в связи с направлением мировому судье возражения от должника относительно судебного приказа (л.д.11).

       Как установлено в судебном заседании, основанием начисления налога на имущество послужило то, что в собственности у Сокрутницкого А.В. имеется нежилое помещение с кадастровым номером , с инвентаризационной стоимостью 421 595 рублей 00 копеек. Однако, согласно справки от 29.12.2005 года, выданной Смоленским Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» Гагаринское отделение, здание, расположенное по адресу: <адрес> – снесено, после технической инвентаризации проведенной 08.12.2005 года, объект исключен из Единого государственного реестра (л.д.57,58).

         Таким образом, требование об уплате налога на имущество за 2016 год в сумме 8 432 рублей 00 копеек и пени в размере 11 рублей 59 копеек является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

          Кроме этого, в суд с настоящим административным иском Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Смоленской области обратилась только 19 сентября 2018 года, по истечении установленного законом шестимесячного срока

         Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, инспекция указывает на то, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области состоит более 180 000 физических лиц. Таким образом, имеется большая загруженность сотрудников инспекции по своевременному оформлению документов для обращения в суд, связанная с вводом и промышленной эксплуатацией программного комплекса АИС Налог-3, а также со структурными штатными изменениями инспекции.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» приведен перечень обстоятельств, которые не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска вышеуказанных сроков: необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

В рассматриваемом случае основанием для пропуска срока подачи заявления послужило бездействие налогового органа по принятию мер для своевременного обращения в суд с исковым заявлением.

Объективных препятствий для своевременного обращения в суд не установлено.

С учетом изложенного, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было. Следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области без уважительных причин.

При этом суд учитывает, что административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным.

Исходя из положений ч.5 ст.138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В соответствии ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области срока для обращения в суд без уважительной причины, что служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

          Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

          В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Смоленской области к Сокрутницкому А. В. о взыскании в доход бюджета суммы налога и пени за несвоевременную уплату отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в течение месяца.

                   Судья:                            Н.С.Гайдук

2а-889/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Смоленской области
Ответчики
Сокрутницкий Алексей Владиславович
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Дело на сайте суда
gagarin.sml.sudrf.ru
19.09.2018Регистрация административного искового заявления
19.09.2018Передача материалов судье
19.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2018Судебное заседание
22.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2018Дело оформлено
30.11.2018Дело передано в архив
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее