Судья Блейз И.Г. дело № 2-4178/2021 г.
(первая инстанция)
дело № 33-666/2022 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 марта 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Устинова О.И.,
при участии секретаря – Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2021 года по гражданскому делу по иску Прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах Корсун В.П. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Балаклавского района г. Севастополя в интересах Корсун В.П. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя и просил обязать ответчика предоставить Корсун В.П. благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя по нормам предоставления площади, жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что Корсун В.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, жилое помещение Корсун В.П. не предоставлено, чем грубо нарушены ее права и интересы.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23.11.2021 г. иск удовлетворен, Департамент капитального строительства города Севастополя обязан предоставить Корсун В.П., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Не согласившись с решением, Департаментом капитального строительства города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы указано на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 71), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ч. 3 вышеуказанной нормы список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Положениями Закона города Севастополя от 09.02.2015 № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Севастополе» предусмотрено, что жилые помещения из специализированного фонда г. Севастополя указанным лицам предоставляются по нормам предоставления жилой площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленным законодательством города Севастополя для договоров социального найма (ч. 3 ст. 8).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом, положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Материалами дела установлено, что Корсун В.П. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента образования города Севастополя № 234 от 26.12.2016 г. Корсун В.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Сведениями о том, что за Корсун В.П. зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество материалы дела не располагают, как и о том, что она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Письмом Департамента образования и науки города Севастополя от 28.09.2021 г., адресованным прокурору Балаклавского района г. Севастополя, подтверждено, что Корсун В.П. значится в вышеуказанном списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и состоит в нем под № 318.
Таким образом, поскольку жилищные права Корсун В.П. не реализованы, данное обстоятельство послужило основанием к обращению с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные требования иска, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об их законности и удовлетворении.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Поскольку нормами действующего законодательства предусмотрена возможность возложения на ответчика обязанности по заключению договора найма жилого помещения жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя, то возложенные обжалуемым решением на ответчика обязанности в отношении Корсун В.П. судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Оспаривая решение, апеллянт указывает на то, что права Корсун В.П. на предоставление ей жилого помещения из числа специализированного жилого фонда города Севастополя должны быть реализованы исходя из последовательности, определяемой датой принятия такого решения уполномоченного органа. В ином случае, апеллянт указывает, что будут нарушены права иных лиц, которые также подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что процедура обеспечения связана с комплексом мероприятий, что требует времени.
Однако, оценка доводов жалобы о незаконности решения, направленного на защиту нарушенных прав, не свидетельствует.
Как указывалось выше, законодателем четко определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом, ни вышеуказанными нормами, ни иными законами установление очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не предусмотрено.
Содержащаяся в п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона оговорка о формировании списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление им жилых помещений должно осуществляться именно в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем лиц указанной категории.
При таких обстоятельствах, гарантированное законом право Корсун В.П., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам и отмены решения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, приведшим к принятию незаконного решения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 24.03.2022 г.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
О.И. Устинов