Решение по делу № 33-4676/2018 от 27.04.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело №33-4676/2018 судья первой инстанции – Кучеренко Н.В.

докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2018 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи

Сокола В.С.,

судей

Онищенко Т.С., Пономаренко А.В.,

при секретаре

Марушко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Прокурора г. Симферополя в интересах Бондаренко Е.В. к Администрации г. Симферополя Республики Крым о понуждении предоставить жилое помещение, третье лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 марта 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Симферополя 16 февраля 2018 года обратился в суд в интересах Бондаренко Е.В. с данным иском и просил обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить Бондаренко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее 25 кв.м.

Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Центрального района города Симферополя по обращению Бондаренко Е.В. проведена проверка по вопросу нарушения социального права на получение благоустроенного жилья лица из числа детей, лишенных родительского попечения. В ходе проверки установлено, что решением исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Е.В. включен в список вне очередников на получение жилья, однако до настоящего времени жилое помещение Бондаренко Е.В. не предоставлено. Бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению жилья Бондаренко Е.В. нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы /л.д. 1-3/.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 марта 2018 года указанный иск удовлетворен.

На Администрацию города Симферополя возложена обязанность предоставить Бондаренко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения /л.д. 68-74/.

Не согласившись с данным решением суда, Администрация города Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 77-82/.

В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что расходы администрации города Симферополя осуществляются в строгом соответствии с решением о бюджете муниципального образования, исполнение решения суда за счет средств администрации будет являться понуждением представительного органа к перераспределению финансовых средств путем внесения изменений по увеличению ассигнований на незапланированные расходы администрации города Симферополя, кроме того, жилые помещения детям сиротам должны предоставляться в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым предоставлены пояснения, в которых представитель третьего лица указывает на законность и обоснованность решения суда /л.д. 96-97/.

Прокурором предоставлены письменные возражения, в которых истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 105-109/.

Представитель Администрации города Симферополь Республики Крым – Дмитренко Ю.А. в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Прокурор Шалева М.В. и истец – Бондаренко Е.В. в заседании суда апелляционной инстанции просили оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.

Представитель третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом /л.д. 104/, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие /л.д. 100/.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Бондаренко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека в связи с тем, что его мать с ним не проживала, местонахождения ее не известно, а отец согласно приговора Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ отбывал срок наказания в местах лишения свободы.

Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ мать истца - ФИО9 лишена в отношении него родительских прав.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия Бондаренко Е.В. находился под опекой у бабушки. Какое-либо жилье за ним в указанный период не закреплялось. Согласно сведений СМБРТИ, право собственности за Бондаренко Е.В. на объекты недвижимости на территории г. Симферополя не зарегистрировано.

Согласно свидетельства о смерти, выданного ОГРАГС регистрационной службы Керченского городского управления юстиции ДД.ММ.ГГГГ, мать заявителя - ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со свидетельством о смерти, выданного ОГРАГС Перевальского районного управления юстиции в Луганской области от ДД.ММ.ГГГГ, отец истца - ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Бондаренко Е.В. относиться к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ДД.ММ.ГГГГ опекун истца - ФИО11 обратилась в Симферопольский городской совет с заявлением о включении опекаемого в список как нуждающегося в обеспечении жильем.

По результатам рассмотрения указанного заявления, решением исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Е.В. был включен в список внеочередников на получения жилья.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Е.В. находился под номером 75. Однако, до настоящего времени истец день жильем не обеспечен.

Основанием направления прокуратурой в суд настоящего искового заявления является выявление факта нарушения социального права истца на получение жилища.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилье помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального Закона №159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Крым от 15 июля 2015 года №404 «О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» установлено, что органы местного самоуправление муниципальных образований Республики Крым обязаны принять меры своевременному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечение родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации к законодательством Республики Крым.

Статья 9 Закона Республики Крым от 26 ноября 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечение родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилых помещений.

Согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 92).

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (статья 99).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ Администрацией г. Симферополя истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем удовлетворил требования.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы, поскольку требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников

В законодательстве отсутствует указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года №85-В09-11 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Доводы жалобы о том, что отсутствует финансирование на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, и соглашение между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенций, не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Согласно статье 11 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года №359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 данного Порядка, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).

При этом, пунктом 6 данного Порядка, устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.

Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).

Доводы жалобы относительно Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым являются необоснованными, поскольку у министерства отсутствуют распорядительные функции, указывающие на отказ в перечислении согласованной субвенции.

Иные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции администрации, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

Обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам возражений администрации, выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием к отмене правильного по существу судебного постановления. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для разрешения спора.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене или изменению решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4676/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Онищенко Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
14.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее