Решение по делу № 33-19269/2023 от 25.10.2023

Судья Агрба Д.А. 61RS0005-01-2023-003666-33

дело 33-19269/2023    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2023 г.     г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего судьи Калашниковой Н.М.

судей Гросс И.Н., Кулинича А.П.

при секретаре Черникове С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3157/2023 по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в интересах Гринченко Алексея Александровича, Сысоева Александра Валентиновича, Ткачева Алексея Ивановича к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, третье лицо: ФКУ «Главное бюро МСЭ» по Ростовской области» бюро №3-филиал», ФКУЗ МСЧ – 61 ФСИН России, об обязании обеспечить осужденных техническими средствами реабилитации, по апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.09.2023 года, заслушав доклад судьи Гросс И.Н., судебная коллегия

установила:

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов осужденных Гринченко А.А., Сысоева А.В., Ткачева А.И., указав, что осужденные, отбывающие наказание в ИК-2, являются инвалидами ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ФКУ "Главное бюро МСЭ" по Ростовской области от 11.04.2023 года в отношении каждого осужденного предусмотрено обеспечение техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (1 пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (1 пара).

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Гринченко А.А., Сысоев А.В., Ткачев А.И. необходимыми средствами реабилитации администрацией ИК-2 в нарушение требований закона не обеспечены, в связи с чем истец просил суд обязать ИК-2 обеспечить каждого осужденного (Гринченко А.А., Сысоева А.В., Ткачева А.И.) техническими средствами реабилитации: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (1 пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (1 пара).

Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 11.09.2023 года на ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу приобрести для каждого из осужденных Гринченко А.А Сысоева А.В., Ткачева А.И., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 11.04.2023 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН техническое средство реабилитации: ортопедическую обувь сложную без утепленной подкладки (1 пара), ортопедическую обувь сложную на утепленной подкладке (1 пара).

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области просит об отмене решения суда, отказе в удовлетворении иска, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным, а также неисполнимым в связи с недостаточностью финансирования. По мнению апеллянта, понуждение к выделению финансирования, является ограничением прав распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает ст. 10 Конституции Российской Федерации. Утверждение истца о том, что учреждением не предпринимается мер к удовлетворению потребностей осужденных по обеспечению средствами реабилитации не соответствует действительности, так как в ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств, которые не были удовлетворены.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, представителя ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ),

посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 101 УИК Российской Федерации, Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года N 222 и исходил из того, что в силу положений действующего законодательства обязанность по обеспечению лица, являющегося инвалидом и отбывающим наказание в исправительном учреждении, лежит на администрации такого учреждения. Поскольку на ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области лежит обязанность по обеспечению осужденных техническими средствами реабилитации, до настоящего времени осужденные Гринченко А.А., Сысоев А.В., Ткачев А.И. такими средствами реабилитации обеспечены не были, суд возложил на данное учреждение обязанность обеспечить их техническими средствами реабилитации: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (1 пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (1 пара).

Проанализировав учредительные документы, положения о службе исполнения наказания, суд установил, что, поскольку ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, то на ней лежит обязанность выделения денежных средств ГУФСИН России по Ростовской области на приобретение Гринченко А.А., Сысоеву А.В., Ткачеву А.И. средств реабилитации, которое в свою очередь обязано перечислить необходимую сумму непосредственно исправительному учреждению.

Суд отклонил доводы представителя ответчика о том, что исправительным учреждением предпринимаются меры для обеспечения осужденных инвалидов средствами реабилитации, поскольку право осужденных на получение технических средств реабилитации не оспорено и им не может быть отказано в предоставлении таких средств по мотиву недостаточности финансирования из федерального бюджета.

Устанавливая срок обеспечения средствами реабилитации, суд руководствовался ч.2 ст. 206 ГПК Российской Федерации, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» и исходил из того, что предоставленные технические средства реабилитации должны обеспечить реабилитацию инвалидов в течение установленного срока проведения реабилитационных мероприятий, а не в течение временных границ финансового (календарного) года.

Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч.1 ст. 11 указанного Закона).

В силу ч. 2 ст. 11 указанного Закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В силу ч. 3 ст. 101 УИК Российской Федерации администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 101 УИК Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года N 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.

Пунктами 2, 5 указанного Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

Из содержания главы XXIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110, следует, что обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.

Вопреки доводам жалобы ответчика отсутствие денежных средств не является законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей по обеспечению осужденных техническими средствами реабилитации исходя из содержания ИПРА, а также в сроки действия указанных ИПРА.

Доводы представителя ответчика о том, что бездействие с его стороны отсутствует, поскольку неоднократно направлялись запросы на выделение денежных средств, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного постановления, поскольку указанные действия ответчика не привели к результату – обеспечению осужденных инвалидов средствами реабилитации.

Вопреки доводам жалобы, оспариваемый судебный акт не нарушает прав ответчика, поскольку в нем отсутствует указание на совершение действий не предусмотренных законом, а указывается лишь на необходимость в установленный срок обеспечить осужденных инвалидов средствами реабилитации, в связи с чем, доводы о вмешательстве в деятельность органа и нарушение конституционного принципа разделения властей являются несостоятельными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 ГПК Российской Федерации, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.09.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.11.2023 года.

33-19269/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовский Прокурор по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях РО
Сысоев Александр Валентинович
Ткачев Алексей Иванович
Гринченко Алексей Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области
Другие
ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России
ФКУ ГБ МСЭ по РО Бюро №3-филиал
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
15.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Передано в экспедицию
15.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее