УИД: 11RS0001-01-2018-017711-20 Дело № 2-2013/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
24 октября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Усовой Л.П. к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности обеспечить доступ в здание офиса в соответствии с требованиями законодательства, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Усова Л.П. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности /с учетом дополнений/ обеспечить условия для беспрепятственного доступа в здание по адресу: ... переоборудовать пандус, входные площадки к нему, входные группы дверей, оборудовать место для приема, туалет с учетом требований СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовать у здания центрального офиса не менее одного парковочного места для стоянки автотранспорта для инвалидов, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб., судебных расходов – 10000 руб.
Стороны, извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Из заключения ... следует, что при проведении экспертного обследования входной группы административного здания АО «Коми энергосбытовая компания» установлено, что в тамбуре необходимо провести ремонтные работы по закреплению противоскользящего покрытия, регулировке дверных доводчиков и установить цветовую маркировку и тактильно-контрастные указатели, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Выполнение работ по приведению входной группы административного здания в соответствии с требованиями нормативных документов технически возможно без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции.
В процессе проведения обследования помещений на предмет наличия сантехнических помещений для доступного использования МГН установлено, что такое помещение в административном здании АО «Коми энергосбытовая компания» отсутствует. Для выполнения работ по устройству сантехнического помещения для маломобильных групп населения имеется техническая возможность по переоборудованию сантехнического помещения для персонала и посетителей в доступное сантехническое помещение для маломобильных групп населения с демонтажем ненесущих перегородок и установкой необходимого оборудования в соответствии с СП 59.13330.2016.
Кроме того, в помещении отсутствует окно для обслуживания маломобильных групп населения, в связи с чем, необходимо привести одно окно в соответствии с требованиями нормативных документов.
Кнопка вызова персонала отсутствует.
Заключением эксперта ... установлено, что на огороженной металлическим забором площадке, примыкающей к административному зданию АО «Коми энергосбытовая компания», установлен опознавательный знак «Стоянка» и выполнена разметка краской белого цвета на асфальтовом покрытии площадки с нанесением одной горизонтальной линии параллельно ограждению и символа доступности.
При проведении обследования стоянки для маломобильных групп населения выявлено, что на парковочном месте установлен дорожный знак, нанесена одна горизонтальная линия параллельно металлическому ограждению и белой краской на асфальте нанесен символ доступности.
Установка дорожного знака, горизонтальная разметка и размеры парковочного места не соответствуют требованиям нормативных документов. Отсутствуют зоны безопасности шириной 1,2 м сбоку и сзади автомобиля. Парковочное место на территории АО «Коми энергосбытовая компания» не соответствуют безопасному передвижению инвалида-колясочника и выхода его из машины.
В связи с имеющейся технической возможностью необходимо выполнить работы по разметке парковочного места с его переносом в дальний угол площадки с обозначением зон безопасности, дорожной разметки, и нормативными размерами парковки в соответствии с требованиями нормативных документов.
Указанное заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59-60, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом, выводы эксперта обоснованны и основаны на материалах гражданского дела и осмотре предмета исследования, заключение изложено полно и ясно. Оснований не доверять выводам судебной экспертизы у суда не имеется, эксперт имеют необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации и не заинтересован в исходе дела.
Собственником здания по адресу: ..., является АО «Коми энергосбытовая компания».
В ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
На основании изложенного, в АО «Коми энергосбытовая компания» не созданы условия для удобства пребывания в помещении маломобильных групп населения.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений. Такие решения способствуют формированию в Российской Федерации доступной среды и повышению доступности реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 2 предусмотрено право инвалидов на социальную защиту - систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства ответчика следует обязать обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в принадлежащее ему помещение.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к таким способам защиты гражданских прав относится компенсация морального вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства причинения вреда истцу, степень нравственных страданий истца, его индивидуальные особенности, как инвалида, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание вид и объем правовой помощи, оказанной истцу, категорию спора и уровень его сложности, затраченное время на его рассмотрение, количество судебных заседаний по делу, объем работы представителя истца, принятое судом решение, с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным определить к взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 5000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать АО «Коми энергосбытовая компания» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе пользующихся креслами-колясками, в помещение по адресу: ...
оборудовать вход в помещение специальным сооружением (пандусом) с ограждениями и поручнями либо подъемным устройством,
оборудовать место стоянки для маломобильных групп населения,
оборудовать окно для приема маломобильных групп населения,
оборудовать санитарное помещение для маломобильных групп населения
в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства.
Взыскать с АО «Коми энергосбытовая компания» в пользу Усовой Л.П. 5000 руб. компенсации морального вреда, 5000 руб. судебных расходов, всего – 10000 рублей.
Взыскать с ООО «Коми энергосбытовая компания» в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» 300 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник