Решение по делу № 2-2013/2019 от 25.12.2018

УИД: 11RS0001-01-2018-017711-20 Дело № 2-2013/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Дикгаут К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

24 октября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Усовой Л.П. к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности обеспечить доступ в здание офиса в соответствии с требованиями законодательства, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Усова Л.П. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности /с учетом дополнений/ обеспечить условия для беспрепятственного доступа в здание по адресу: ... переоборудовать пандус, входные площадки к нему, входные группы дверей, оборудовать место для приема, туалет с учетом требований СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовать у здания центрального офиса не менее одного парковочного места для стоянки автотранспорта для инвалидов, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб., судебных расходов – 10000 руб.

Стороны, извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Из заключения ... следует, что при проведении экспертного обследования входной группы административного здания АО «Коми энергосбытовая компания» установлено, что в тамбуре необходимо провести ремонтные работы по закреплению противоскользящего покрытия, регулировке дверных доводчиков и установить цветовую маркировку и тактильно-контрастные указатели, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Выполнение работ по приведению входной группы административного здания в соответствии с требованиями нормативных документов технически возможно без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции.

В процессе проведения обследования помещений на предмет наличия сантехнических помещений для доступного использования МГН установлено, что такое помещение в административном здании АО «Коми энергосбытовая компания» отсутствует. Для выполнения работ по устройству сантехнического помещения для маломобильных групп населения имеется техническая возможность по переоборудованию сантехнического помещения для персонала и посетителей в доступное сантехническое помещение для маломобильных групп населения с демонтажем ненесущих перегородок и установкой необходимого оборудования в соответствии с СП 59.13330.2016.

Кроме того, в помещении отсутствует окно для обслуживания маломобильных групп населения, в связи с чем, необходимо привести одно окно в соответствии с требованиями нормативных документов.

Кнопка вызова персонала отсутствует.

Заключением эксперта ... установлено, что на огороженной металлическим забором площадке, примыкающей к административному зданию АО «Коми энергосбытовая компания», установлен опознавательный знак «Стоянка» и выполнена разметка краской белого цвета на асфальтовом покрытии площадки с нанесением одной горизонтальной линии параллельно ограждению и символа доступности.

При проведении обследования стоянки для маломобильных групп населения выявлено, что на парковочном месте установлен дорожный знак, нанесена одна горизонтальная линия параллельно металлическому ограждению и белой краской на асфальте нанесен символ доступности.

Установка дорожного знака, горизонтальная разметка и размеры парковочного места не соответствуют требованиям нормативных документов. Отсутствуют зоны безопасности шириной 1,2 м сбоку и сзади автомобиля. Парковочное место на территории АО «Коми энергосбытовая компания» не соответствуют безопасному передвижению инвалида-колясочника и выхода его из машины.

В связи с имеющейся технической возможностью необходимо выполнить работы по разметке парковочного места с его переносом в дальний угол площадки с обозначением зон безопасности, дорожной разметки, и нормативными размерами парковки в соответствии с требованиями нормативных документов.

Указанное заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59-60, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом, выводы эксперта обоснованны и основаны на материалах гражданского дела и осмотре предмета исследования, заключение изложено полно и ясно. Оснований не доверять выводам судебной экспертизы у суда не имеется, эксперт имеют необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации и не заинтересован в исходе дела.

Собственником здания по адресу: ..., является АО «Коми энергосбытовая компания».

В ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

На основании изложенного, в АО «Коми энергосбытовая компания» не созданы условия для удобства пребывания в помещении маломобильных групп населения.

Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений. Такие решения способствуют формированию в Российской Федерации доступной среды и повышению доступности реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 2 предусмотрено право инвалидов на социальную защиту - систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства ответчика следует обязать обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в принадлежащее ему помещение.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к таким способам защиты гражданских прав относится компенсация морального вреда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства причинения вреда истцу, степень нравственных страданий истца, его индивидуальные особенности, как инвалида, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание вид и объем правовой помощи, оказанной истцу, категорию спора и уровень его сложности, затраченное время на его рассмотрение, количество судебных заседаний по делу, объем работы представителя истца, принятое судом решение, с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным определить к взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 5000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать АО «Коми энергосбытовая компания» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе пользующихся креслами-колясками, в помещение по адресу: ...

оборудовать вход в помещение специальным сооружением (пандусом) с ограждениями и поручнями либо подъемным устройством,

оборудовать место стоянки для маломобильных групп населения,

оборудовать окно для приема маломобильных групп населения,

оборудовать санитарное помещение для маломобильных групп населения

в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства.

Взыскать с АО «Коми энергосбытовая компания» в пользу Усовой Л.П. 5000 руб. компенсации морального вреда, 5000 руб. судебных расходов, всего – 10000 рублей.

Взыскать с ООО «Коми энергосбытовая компания» в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» 300 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий     И.И.Олейник

2-2013/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усова Любовь Павловна
Ответчики
АО "Коми энергосбытовая компания"
Другие
Шишкина Надежда Николаевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Производство по делу возобновлено
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Производство по делу возобновлено
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее